В статье автор затрагивает основные направления взаимодействия прокурора со следователем и руководителем следственного органа в рамках предварительного расследования.
Ключевые слова: государственный обвинитель, следователь, руководитель следственного органа, взаимодействие
В соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства следователь, руководитель следственного органа и прокурор выполняют в уголовном процессе функцию выдвижения и обоснования утверждения о совершении определенным лицом преступления, то есть осуществляют доказывание. Даже если перед данными субъектами стоят разные задачи, они обладают различными полномочиями, то их деятельность остается быть подчинена единой цели. Поэтому успех итоговой деятельности этих лиц будет, в первую очередь, зависеть от того, насколько эффективно работает каждый из субъектов системы, а также насколько слажено их взаимодействие.
Взаимодействие представляет собой основанную на законе и подзаконных актах совместную деятельность следователя, руководителя следственного органа и прокурора. Такая деятельность должна быть согласована по целям, времени, месту и непосредственно направлена на решение задач по обеспечению законного производства предварительного следствия в пределах их компетенции.
Взаимодействие следователя и прокурора выступает важнейшим вопросом в рамках досудебного производства в рамках уголовного процесса. Стоит отметить, что институт процессуальной самостоятельности следователя обладает своей актуальностью [1]. Это также связано с тем, что вносились различные изменения в уголовно-процессуальное законодательство. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» у следователя больше нет обязанности исполнять указания прокурора, согласовывать с ним решение о возбуждении уголовного дела, о возбуждении перед судом ходатайства, связанного с избранием мер пресечения.
Стоит отметить, что полномочия прокурора, которые связаны непосредственно со своевременным устранением допущенных следователями нарушений законности в стадии возбуждения уголовного дела, существенно ограничены. Данные ограничения, установленные в законодательстве, не позволяют ему в полной мере осуществлять надзорную деятельность. Это можно связать с тем, что прокурор был лишен права на возбуждение уголовного дела, а также на отмену незаконных и необоснованных постановлений следователя и руководителя следственного органа. На сегодняшний день прокурор обладает полномочием по вынесению мотивированного постановления о направлении материалов в следственный орган или орган дознания. Это необходимо, чтобы решался вопрос об уголовном преследовании по выявленным прокурором фактам нарушений уголовного законодательства. Также прокурор вправе требовать устранения нарушений федерального законодательства, которые допущены в рамках предварительного расследования.
Те надзорные полномочия, которые имеются у прокурора в рамках досудебного производства по уголовному делу, не сужают рамки самостоятельности следователя.
Также стоит отметить, что надзорные полномочия прокурора по отношению к следователю значительно уже, чем по отношению к другим должностным лицам, находящимся под надзором прокуратуры [2].
Тем не менее, прокурор на досудебных стадиях по-прежнему имеет весомые полномочия в отношении процессуальной деятельности следователя, а также руководителя следственного органа.
Прокурор вправе вносить требование об устранении нарушений федерального законодательства, которые допущены в ходе предварительного следствия. Однако, стоит отметить, что предусмотренная процедура существенно ограничивает процессуальную самостоятельность следователя (со стороны его непосредственного руководителя), поскольку законодатель не предоставляет ему права самостоятельно обжаловать решение прокурорa [3].
Необходимо отметить, что взаимодействие вышеназванных субъектов основано на принципе дифференциации форм осуществления общей функции. В частности, для одних субъектов характерно осуществление поиска и собирания доказательств, которые подтверждают виновность изобличаемого лица. Для других лиц свойственно осуществление контрольных функций и руководство работой. К задаче прокурора относится обеспечение законности досудебного производства. Поэтому каждый субъект, осуществляя только свои полномочия, вносит значительный вклад для расследования уголовного делa [4].
Таким образом, взаимодействие следователя, руководителя следственного органа и прокурора предполагает обоюдное уважение, сохранение самостоятельности в выборе средств для выполнения поручений лица, осуществляющего предварительное следствие, оказание всемерной помощи, постановку и совместное достижение общих целей и задач рассматриваемой деятельности.
Литература:
- Горюнов, В. В. Процессуальная самостоятельность следователя в свете реформы следственного аппарата / В. В. Горюнов. — Текст: непосредственный // Российский следователь. — 2012. — № 19. — С. 13–16.
- Шигурова, Е. И. Взаимоотношения следователя, руководителя следственного органа, прокурора: проблемы уголовно-процессуального законодательства / Е. И. Шигурова, О. В. Лизин. — Текст: непосредственный // Мир науки и образования. — 2016. — № 1 (5). — С. 23.
- Медведева, С. В. Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями, руководителем следственного органа и прокурором при производстве предварительного следствия / С. В. Медведева, Е. М. Туровцева. — Текст: непосредственный // Право: история и современность. — 2019. — № 3. — С. 106–115.
- Лазарева, В. А. Взаимодействие следователя, руководителя следственного органа и прокурора при возбуждении и осуществлении уголовного преследования / В. А. Лазарева. — Текст: непосредственный // Legal Concept. — 2021. — № 2. — С. 41–48.