Налоги являются действенным инструментом реализации финансово-экономической и социальной политики государства. Поэтому уровень развития и эффективности системы налогообложения напрямую влияет на уровень жизни населения и экономическое положение государства. Проведение сравнительно-правового анализа организации системы налогообложения в России и зарубежных странах позволит выявить недостатки существующей системы, определить пути их исправления, а также определить сильные стороны отечественной системы. В данной статье автором сравниваются системы налогообложения России, Швеции и США.
Ключевые слова: налог, налог на доходы физических лиц, налоговая система, налогообложение в зарубежных странах, налоговые ставки сравнительно-правовой анализ, налоги в Росси, налоговое регулирование зарубежный опыт.
Taxes are an effective tool for implementing the financial, economic and social policy of the state. Therefore, the level of development and efficiency of the taxation system directly affects the standard of living of the population and the economic situation of the state. Conducting a comparative legal analysis of the organization of the taxation system in Russia and foreign countries will identify the shortcomings of the existing system, determine ways to correct them, and also determine the strengths of the domestic system. In this article, the author compares taxation systems... on the example of personal income tax.
Keywords: tax, personal income tax, tax system, taxation in foreign countries, tax rates comparative legal analysis, taxes in Russia, tax regulation foreign experience.
Вопросы совершенствования системы налогообложения в Российской Федерации до сих пор не теряют своей актуальности, поскольку отечественная налоговая система совсем молодая и продолжает свое становление. На пути к созданию стабильной и эффективной системы налогообложения, законодатель решает множество возникающих проблем, устраняет коллизии. Однако, на сегодняшний день все также ее нельзя назвать эффективной, что является большим недостатком, поскольку от этого зависит социально-экономическое состояние государства. Считаем, что проведение сравнительно-правового анализа налогообложения разных стран позволит оценить налоговую систему России, а также обосновать мероприятия по совершенствованию системы подоходного налогообложения РФ на основе зарубежного опыта и оценить предполагаемый эффект от некоторых мероприятий [1].
В силу определённых факторов налогообложение в разных странах сильно отличается. В целях настоящего исследования считаем необходимым рассмотреть систему налогообложения в таких странах как Соединенные штаты Америки и Швеция, поскольку налоговая политика в данных странах весьма различна, также отличается соотношение косвенных и прямых налогов и др.
Во-первых, оценим налоговую нагрузку и политику государств. Считается, что Швеция — мировой рекордсмен по налогам. Так, больше половины ВВП Швеции составляют именно налоговые поступления (около 75 % дохода бюджета). Однако, если углубиться в данный вопрос и не учитывать такие источники налогов как налог на добычу полезных ископаемых, нефть и газ, экспортные пошлины на них, то на ВВП придется всего 26 % (на налог на доход приходится не более 20 % от дохода бюджета). Уплаченные налоги шведам возвращаются в виде различных социальных услуг. В данной стране налоговая нагрузка физических и юридических лиц примерно равна. Доля налогов в ВВП России не превышает 40 %. Но здесь стоит учитывать то, что в России, как и в США, преобладает налоговая нагрузка населения. В России это связано с тем, что косвенные доходы, плательщиками которых преимущественно являются физические лица, преобладают над прямыми.
Нельзя не согласиться с мнением Г. Н. Ливенской и А. А. Гребенкиной, которые в своем исследовании отмечают, что большая часть налоговой нагрузки по подоходному налогу в США и Швеции лежит на самых богатых слоях населения, так как имеет место прогрессивная шкала налогообложения. В России, напротив, все население облагается по единой ставке, из чего следует, что налоговая нагрузка бедных слоев населения значительно выше нагрузки богатых слоев [2].
Во-вторых, рассмотрим системы распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы.
Каждый штат Соединенных штатов Америки имеет свой собственный бюджет, а органы власти наделены правом самостоятельно определять и реализовывать налоговую и бюджетную политику, вводить налоги и сборы, не противоречащие федеральному законодательству. При этом в большинстве штатов около 80 % бюджета составляет собственный доход. Остальное — это федеральные субсидии, представляющие собой бюджетные гранты. Американская система в этом вопросе является весьма сложной и ее существенным недостатком является затрудненность в управлении и контроли над использованием выделенных средств [3].
В Российской Федерации активно используется перераспределение налоговых поступлений от экономически развитых субъектов к менее развитым. При этом делается упор на стимулировании наращивания собственной налоговой базы региона. Например, реализуются различные программы стимулирования малого и среднего бизнеса, выдаются бюджетные кредиты и инвестиции. Так, на 2022 год 62 субъекта России являются дотационными, среди них Дагестан, Якутия, Чечня, Ставропольский край и т. д. Субъектами-донорами являются Татарстан, Пермский край, Мурманская и Московская области и т. д.
В Швеции государственные субсидии составляют не более 15 % доходов субъектов (коммун). Дотационным субъектам правительство Швеции выплачивает субсидии из центрального фонда субсидирования, который образуется из взносов субъектов, обладающих высокой налогоспособностью [4].
В-третьих, рассмотрим соотношение косвенных и прямых налогов.
В России, в отличие от Соединенных штатов Америки и Швеции, преобладают косвенные налоги. Для консолидированного бюджета Российской Федерации НДС (косвенный налог) — один из основных источников налоговых поступлений. Ставка НДС с января 2019 года составляет 20 %. Она повышена для того, чтобы определить долгосрочные источники финансирования, в том числе нацпроектов, в условиях колебаний внешней экономической конъюнктуры. В Швеции примерно одинаковое соотношение данных видов налогов, а в США преобладают прямые налоги. При этом Америка отказалась от налога на добавленную стоимость в пользу налога с продаж [5].
В силу того, что косвенные налоги в конечном итоге оплачивает потребитель, то чем раньше налог будет уплачен, тем больше оборотных средств будет отвлечено из экономики. Многие исследователи считают, что НДС, взимаемый на каждой стадии производства, угнетающе действует на экономику. В условиях, когда товарная масса отстает от объема имеющихся на руках денег, введение и функционирование НДС может способствовать мобилизации денег в бюджет. Но в условиях дефицита денежной массы он лишь усиливает инфляционные процессы в экономике.
Считаем, что косвенные налоги для бизнеса являются весьма отягощающими, поскольку они уплачиваются не зависимости от того, получила ли прибыль организация. Такая диспропорция в сторону косвенных налогов была вынужденной — государству их легче собирать. При повышении налоговой культуры жителей РФ и совершенствовании качества государственного налогового контроля косвенные налоги необходимо сокращать.
Уровень собираемости налогов в России ниже, чем в других странах. Считаем, что на этот показатель существенное влияет эффективный контроль со стороны государства, жесткая система ответственности за неуплату налогов, доверие налогоплательщиков к налоговым органам и системе в целом, а также уровень обслуживания налогоплательщиков и доступность для понимания самой системы.
Таким образом, налоговая система Российской Федерации на сегодняшний день является несовершенной, поскольку находится на этапе становления. В связи с этим высказываются идеи применения зарубежного опыта в этой области. Например, внедрение более прогрессивной шкалы налогообложения в целях снижения налоговой нагрузки на бедные слои населения, увеличение доли прямых налогов и пересмотр системы взимания НДС. Однако успешный опыт зарубежных стран не всегда применим к существующим реалиям, поэтому данный вопрос требует тщательной проработки.
Литература:
- Огородов, П. Г. Проблемы налогообложения в Российской Федерации и сравнительная оценка со Швецией (на примере НДФЛ) / П. Г. Огородов, А. О. Япарова // Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития: сборник статей Международной научно-практической конференции, Челябинск, 01 июня 2018 года. — Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2018. — С. 144–147.
- Ливенская, Г. Н. Сравнительный анализ налоговой системы России с моделями налогообложения США и Швеции / Г. Н. Ливенская, А. А. Гребенкина // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. — 2013. — № 3(43). — С. 20–25.
- Сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в России и зарубежных странах / М. В. Халина, К. Мардовина, Е. Олейникова // Университетская наука. — 2016. — № 1(1). — С. 136–140.
- Тарков, В. В. Особенности функционирования налогового механизма высокоразвитых стран / В. В. Тарков, Л. И. Дмитриченко // Экономическая теория в условиях глобализации экономики: Тезисы докладов и выступлений ХI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Донецк, 13–14 марта 2019 года / Общая редакция Л. И. Дмитриченко. — Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. — С. 183–186.
- Станкевич, Э. В. Налоговое регулирование в развитых странах: пример США, Франции и Швеции / Э. В. Станкевич // Финансы и учетная политика. — 2020. — № 5(20). — С. 24–32.