Без игры нет и не может быть полноценного развития ребенка.
(В. А. Сухомлинский)
Как мы постигаем мир дошкольного детства? Открываем его влияние на развитие ребёнка? Ответ прост: через самые разнообразные детские игры. Игра — ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык.
Речь является необходимым компонентом общения. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как служит средством развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие дошкольников.
В играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих.
Мы по рекомендации авторов программы «Первые шаги» разработали пособие «Умняша». Пособие представляет собой паровоз и пять вагонов на колесиках. Включает в себя съемные детали, которые ребенок может перемещать. Детали имеют различные виды крепления (магнит, липучка, крючок…). Работу с пособием «Умняша» можно проводить как совместно с детьми и воспитателями, организация НОД, так и самостоятельная деятельность детей. Паровоз легко передвигается на каждом вагоне расположены картинки, схемы, дидактические материалы и задания. В процессе выполнения младшие дошкольники получают определенные знания.
Первое время дети обследовали пособие самостоятельно, затем мы предложили игры –занятия. Так наши малыши учатся слышать и выполнять элементы поручения. Таким образом, наше пособие «Умняша» не только красивый, яркий паровоз с вагонами, а игра с множеством функций.
С помощью пособия дети стали активно подражать в движениях и действиях взрослого. Появляются короткие игры, в которых малыш воспроизводит действия взрослого. Любят слушать стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. С удовольствием двигаются, стремиться осваивать различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание).
Наше пособие «Умняша» получилось содержательно-насыщенным, трансформируемым, полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным.
На вагоне зеленого цвета (речевое развитие) расположен коврограф, который может превращаться в «Ковричок — развивайка», «Ковричок — познавайка», «Ковричок — здоровичок». Он удобен для раскладывания герое сказок, где дети запоминают сюжет сказки, а после сами с удовольствием придумывают игровые ситуации, моделируют их на коврографе, что позволяет повысить у детей познавательный интерес. Данное пособие удобно использовать в индивидуальных и подгрупповых (2–3 ребенка) формах работы с детьми, а также оно подходит для самостоятельных игр детей («Сказка в гости к нам пришла», «Теремок» «Кто в гости к нам пришел?», «Что растет на огороде?»)
Одна из важных задач в период раннего возраста, стоящая перед педагогом — формирование навыков самообслуживания, в этом нам помогает вагон синего цвета. Он знакомит детей с предметами одежды, предметами индивидуального пользования, предметами помощниками, помогающими сохранить здоровье человека. Пособие помогает сформировать у ребенка понятия, что такое «хорошо», что такое «плохо». Малыш учиться заботиться о своем внешнем виде, чистоте, опрятности, осваивает и закрепляет культурно-гигиенические навыки, режимные моменты дня. Вариантов игр с данным пособием достаточно много, представляем один из них «Кубик самообслуживания» на котором каждая сторона имеет свои действия: накорми, уложи, помой, оденься правильно. Данное пособие позволяет не только эффективно выстроить работу с детьми раннего возраста по формированию у них культурно гигиенических навыков и умений, но и формирует познавательные интересы и действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на разностороннее развитие детей («отражение в зеркале», «любимая игрушка», «грусть и радость», «друзья», «ссора», «совместное дело»).
Вагон желтого цвета направлен на познавательное развитие. Этот вагон помогает закреплять умение выделять цвет, форму, величину как свойства предметов, а также различать понятия «много», «один». Сказочные герои знакомят с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы. Через сюжетно-ролевые игры малыши знакомятся с ближайшим окружением: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская, что помогает рассказывать им о профессиях (врач, продавец, повар, шофер, строитель) и трудовых действиях. Помогает расширять представления детей о растениях и животных, их детенышами, особенностями их поведения и питания («соберем бусы», «хитрые матрешки», «кто как кричит», «кто в каком домике живет?»).
Жизнь малыша интересна, насыщена яркими красками, впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, песне или танце. В этом нам помогает вагон оранжевого цвета (художественно-эстетическое развитие). Малыши могут рисовать не только карандашами, но и мелками, фломастерами, пальчиковыми красками. Мы педагоги создаем благоприятные условия для коллективных работ, после создания рисунков мы можем спросить у малышей, что они нарисовали, помочь им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы. Мы можем помочь дорисовать некоторые детали в рисунках, чтобы получить новый образ («звездное небо», «осьминог», «колеса поезда», «спрятались в траве»).
Правильное физическое развитие детей одна из ведущих задач. Хорошее здоровье, полученное в раннем возрасте, является фундаментом общего развития. Чтобы решить задачи мы обозначили вагон красного цвета (физическое развитие). На нем имеются необходимое оборудование, как стандартное, так и не стандартное: ленточки, флажки, массажные мячи и т. д. («поиграем в ладошки», «солнечные зайчики», «кот и мыши», «мяч», «по извилистой дорожке»).
Использование дидактических игр в нашей работе способствует развитию речевой активности детей.
Литература:
- Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.
- «Изобразительная деятельность в группах раннего и младшего возраст» методическое пособие С. В. Кахнович.
- «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет М. Д. Маханева, С. В. Рещикова Творческий Центр Сфера.
- «Дидактическая игра в детском саду» А. И. Сорокина