В статье проведён анализ особенностей процедур реабилитации и ликвидации при несостоятельности (банкротстве) юридических лиц. Показан механизм правового регулирования отношений сфере законодательства о банкротстве. Выявлены отличительные черты каждой реабилитационной и ликвидационной процедуры. Обозначены преимущества и недостатки от использования реабилитационных и ликвидационных процедур.
Ключевые слова: банкротство, юридические лица, реабилитационные процедуры банкротства, ликвидационные процедуры банкротства, кредитор, должник.
Основным документом, регулирующим юридические аспекты процедуры несостоятельности (банкротства) в России, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ (в ред. от 21.11.2022 N 452-ФЗ), в соответствии с которым под несостоятельностью (банкротством) понимается признание арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») [3].
В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» подробно описаны все применяемые процедуры в рамках российского законодательства и условия их применения, тщательная регламентация которых необходима для сохранения баланса интересов сторон и минимизации намеренного использования должником процедуры несостоятельности (банкротства) с целью ухода от своих обязательств перед кредиторами.
Применяя ту или иную процедуру (реабилитационную или ликвидационную) при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица, суд в обязательном порядке учитывает основания, вследствие которых процедура была назначена.
Данные основания являются не только определяющим фактором для назначения конкретной процедуры, но и выступают в качестве первоисточника тех или иных особенностей каждой конкретной процедуры, которые необходимо учитывать как суду при принятии решения, так и заинтересованным лицам (должнику, кредиторам и т. д.) в течение действия процедуры, утверждённой арбитражным судом.
Первой и самой «безобидной» процедурой является реабилитационная процедура наблюдения, которая применяется арбитражными судами с целью обеспечения сохранности имущества должника и определения его финансового состояния, на основе которого можно будет делать выводы о дальнейшей возможности должника рассчитаться с кредиторами или её отсутствии.
Процедура наблюдения назначается судом после принятия искового заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), которое было признано обоснованным в соответствии со ст. 62 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». При этом введение процедуры наблюдения не является основанием для передачи временному управляющему функций руководителя организации-должника или других органов управления. В течение действия данной процедуры должник также официально не считается банкротом.
Наблюдение длится в течение рассмотрения дела арбитражным судом по существу и не должно превышать семи месяцев в соответствии со ст. 51 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за исключением случаев, предусмотренных законом.
При этом за время действия процедуры наблюдения финансовое состояние должника может ухудшиться за счёт того, что временный управляющий имеет право привлекать лиц на договорной основе для обеспечения исполнения своих обязанностей (анализ финансового состояния, составление реестра требований кредиторов, наблюдение за действиями руководства и т. д.), а оплата их деятельности производится за счёт средств должника, если иное не установлено законом (п. 5 ст. 20.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. N 60 (ред. от 20.12.2016) «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)"» [2].
В качестве основных преимуществ от введения процедуры наблюдения следует выделить возможность определения «истинного положения дел» в юридическом лице на основе полученной информации, а также достаточное количество времени для согласования требований всех кредиторов и принятия решения о дальнейших действиях в отношении должника.
Недостатком данной процедуры является возможная частичная «парализация» деятельности должника, которая может ещё сильнее ухудшить его финансовое положение, а также бремя расходов, возложенное на должника в рамках оплаты деятельности привлечённых арбитражным управляющим лиц. Кроме того, в период наблюдения недобросовестное руководство может предпринять попытки по сокрытию или растрате своих активов, поскольку, несмотря на наблюдение со стороны арбитражного управляющего, за ними ещё сохраняются основные должностные полномочия, с помощью которых можно влиять на деятельность и активы юридического лица.
В случае, если должник уклоняется от предоставления соответствующей информации, управляющий должен предпринять все необходимые меры для самостоятельного получения такой информации (напр. запросить выписки по счетам, сведения из ЕГРЮЛ и других реестров). Также временный управляющий вправе инициировать возбуждение административного производства в отношении должника в связи с воспрепятствованием его деятельности (п. 4 ст. 14.13 КоАП РФ) посредством обращения в прокуратуру (Постановление АС МО от 09.11.2020 г. по делу № А40–326278/2019) [1; 5].
После рассмотрения дела по существу суд в обязательном порядке принимает решение о введении новой процедуры, следующей за процедурой наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство или мировое соглашение), либо отказывает в удовлетворении искового заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).
Следующей реабилитационной процедурой, назначаемой судом, является финансовое оздоровление. Решение о назначении финансового оздоровления принимается решением собрания кредиторов и утверждается арбитражным судом. Основной целью данной процедуры значится восстановление платёжеспособности должника и последующее погашение задолженности перед всеми кредиторами.
Финансовое оздоровление вводится при возможности обеспечения погашения требований кредиторов за счёт залога имущества, банковской или государственной гарантии, поручительства одного из кредиторов или третьей стороны.
Максимальный срок процедуры финансового оздоровления не должен превышать двух лет (п. 6 ст. 80 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
В случае, если кредиторами было решено ввести в отношении должника процедуру финансового оздоровления, они направляют арбитражному управляющему и в суд план финансового оздоровления должника и график погашения долгов. После этого арбитражным управляющим проводится собрание всех кредиторов и, если план и график одобряются, арбитражный суд утверждает принятое решение. Арбитражный управляющий в этом случае становится «административным управляющим».
С момента начала действия финансового оздоровления должник должен вести всю свою деятельность в соответствии с планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности, своевременно отчитываясь перед арбитражным управляющим. При этом в большинстве случаев за текущим руководством организации сохраняются все полномочия, ограниченные лишь особенностями плана финансового оздоровления и графиком погашения задолженности.
Если в какой-то момент должник отклонился от плана финансового оздоровления или в срок не погасил часть задолженности, то арбитражный управляющий требует от руководства должника обоснования причин, после чего переходит к требованиям исполнения обязанностей от лиц, предоставивших обеспечение.
В целом процедура финансового оздоровления предоставляет должнику дополнительные возможности по выходу из кризисной ситуации и последующему восстановлению платёжеспособности. При этом должник не должен находиться в «безнадёжной» ситуации, когда финансовое оздоровление лишь отсрочит его окончательное банкротство, а лица, предоставившие обеспечение, дополнительно потеряют свои собственные средства.
Методы, действующие во время процедуры финансового оздоровления, во многом сходны с методами антикризисного управления, которое может применяться на предприятиях, не находящихся на грани банкротства, но испытывающих существенные затруднения с обеспечением дальнейшей прибыльности и развитием производства.
Однако на практике процедура финансового оздоровления применяется довольно редко, поскольку большинство должников после данной процедуры всё равно «приходят» к стадии конкурсного производства, а в случае, если его экономическое положение довольно устойчивое и при некоторой поддержке должник в состоянии погасить задолженность перед кредиторами, потенциальным обеспечителям целесообразнее договориться с кредиторами напрямую без участия арбитражного управляющего и прохождения процедуры банкротства.
Вслед за финансовым оздоровлением судом может назначаться процедура внешнего управления, которая также считается реабилитационной, но, в отличие от финансового оздоровления, выводом компании из кризисного положения и «долговой ямы» будет заниматься не руководство должника, а внешний управляющий, утверждаемый арбитражным судом. В остальном цель внешнего управления совпадает с целью финансового оздоровления.
Так же, как и в случае с финансовым оздоровлением, длительность проведения процедуры внешнего управления не может превышать двух лет (ст. 93 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Основные функции руководителя (руководства) юридического лица при данной процедуре сводятся к поиску денежных средств для удовлетворения требований кредиторов и поддержанию деятельности юридического лица в тех случаях, если это необходимо.
При этом внешний управляющий, получив на себя функции органа управления юридического лица, принимает документ и имущество должника, составляет и согласовывает с кредиторами план внешнего управления, а также координирует общую деятельность юридического лица в соответствии с утверждённым планом и отчитывается перед собранием кредиторов.
Процедура внешнего управления утверждается судами намного чаще, чем процедура финансового оздоровления, поскольку для последней, как правило, необходимо значительное число поручителей. Кроме того, в ряде случаев кредиторы перестают доверять руководству юридического лица и не соглашаются на проведение финансового оздоровления, которое будет происходить под контролем прежнего руководства.
Среди основных противоречивых аспектов законодательства, регулирующих данную процедуру, выделяют невозможность введения процедуры внешнего управления по инициативе должника, что не совсем отвечает текущей социально-политической ситуации в стране. В большинстве случаев для восстановления платёжеспособности должнику необходимо привлечь определённое количество финансовых ресурсов, а поручители или «оптимистично настроенные» кредиторы являются скорее исключением из общей массы, вследствие чего должник, даже инициировав процедуру финансового оздоровления, без привлечения поручителей и дополнительных средств не сможет соответствовать плану финансового оздоровления, что приведёт к неисполнению им графика погашения задолженности, либо к отказу в проведении финансового оздоровления ещё во время обсуждения на собрании кредиторов.
В то же время, когда по инициативе кредиторов или суда вводится внешнее управление в отношении должника, который не заинтересован в её проведении, чаще всего впоследствии должник переходит на стадию ликвидации юридического лица и полной распродаже всех активов и имущества в ходе конкурсного производства. Это происходит в связи с тем, что незаинтересованный должник никак не помогает вывести свою организацию из кризиса, либо уже на предыдущих процедурах вывел часть активов и имущества из будущей конкурсной массы.
Таким образом, наблюдается противоречие между тем, что внешнее управление направлено на защиту интересов должника и восстановление его платёжеспособности, а сам должник не может инициировать данную процедуру, когда действительно в ней заинтересован, тогда как утверждение данной процедуры в случае с незаинтересованным должником в подавляющем большинстве случаев только отсрочивает наступление процедуры конкурсного производства [8, с. 243].
Последней стадией несостоятельности (банкротства) должника является утверждение арбитражным судом процедуры конкурсного производства. Вместе с открытием конкурсного производства судом указывается на невозможность возвращения платёжеспособности должника независимо от наличия или отсутствия проведения реабилитационных процедур ранее.
На данном этапе должник официально признаётся банкротом, вследствие чего все активы и имущество должника подлежат реализации в ходе конкурсного производства.
Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев и может быть продлено по заявлению заинтересованного лица ещё на шесть месяцев неограниченное количество раз в разумных пределах (п. 2 ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
В отличие от предыдущих реабилитационных процедур, конкурсное производство является единственной ликвидационной процедурой, в первую очередь направленной на удовлетворение интересов кредиторов, и встречается в решениях арбитражных судов чаще всего [7, с. 49].
В случае, если после завершения конкурсного производства не все кредиторы вернули свои денежные средства, долги всё равно считаются погашенными, а кредиторам только остаётся признать их безнадёжными.
Арбитражный управляющий после введения процедуры конкурсного производства именуется конкурсным управляющим и проводит анализ финансовой деятельности должника, оценку активов и имущества, а также активно занимается поиском подозрительных сделок должника для последующего оспаривания. При этом правом на выявление подозрительных сделок арбитражный управляющий наделяется ещё на процедуре наблюдения, однако чаще всего активно начинает этим заниматься только на стадии конкурсного производства.
В случае выявления случаев подозрительных сделок или недобросовестного распоряжения имуществом (или даже признаков на совершение таких действий), арбитражный управляющий вправе заявить обеспечительные меры в соответствии со ст. 66 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Действие обеспечительных мер в некоторых случаях может распространяться на всё имущество должника и его денежные средства (Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.03.2019 г. по делу № А43–21316/2016) [4].
Кроме того, любые сделки, совершённые без согласования с арбитражным управляющим на стадии наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, или конкурсного производства могут быть также оспорены в соответствии со ст. 66 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Постановление АС Северо-Западного округа от 14.05.2020 г. N Ф07–4381/20 по делу № А56–100482/2017) [6].
Ещё одной особенностью процедуры конкурсного производства является закрытие реестра кредиторов через два месяца после публикации в газете «Коммерсантъ» и ЕФРСБ. Кредиторы, не успевшие подать заявления о включении их в реестр в течение двух месяцев, лишаются права голоса на собрании кредиторов и переходят в последнюю очередь удовлетворения требований.
После выявления всех активов и имущества должника, а также их последующей продаже, конкурсный управляющий переходит к удовлетворению требований кредиторов в порядке очереди, предусмотренной законом. Поскольку законом предусмотрено удовлетворение требований кредиторов в денежной форме, конкурсная масса в обязательном порядке обращается в денежную массу, за исключением случаев, предусмотренных законом (напр. замещение активов должника или согласие кредитора на получение имущественной компенсации). При этом в большинстве случаев кредиторы третьей очереди остаются ни с кем (удовлетворяется от 3 % до 7 % требований).
В течение 30–60 дней после завершения конкурсного производства арбитражный суд направляет решение о завершении производства по делу в налоговую инспекцию, на основании чего юридическое лицо-должник исключается из ЕГРЮЛ.
Помимо вышеуказанных процедур реабилитации и ликвидации отдельно следует выделить процедуру мирового соглашения, утверждаемого арбитражным судом при достижении согласия между кредиторами и должником.
Решение о мировом соглашении принимается на собрании кредиторов большинством голосов, либо если за его принятие проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, либо по взаимному согласию между должником и кредиторами. При этом у кредиторов первой или второй очереди должны отсутствовать какие-либо претензии по срочному погашению задолженности, либо такая задолженность должна быть погашена.
После письменного заключения мирового соглашения и его утверждения арбитражным судом, должник продолжает вести свою деятельность и рассчитываться по обязательствам в соответствии с условиями, указанными в мировом соглашении. Дело о признании должника несостоятельным (банкротом) после утверждения мирового соглашения прекращается.
В случае, если положения мирового соглашения не будут исполняться должником, кредиторы вправе подать в арбитражный суд заявление о расторжении мирового соглашения, после чего дело о несостоятельности (банкротстве) должника будет снова открыто в связи с новыми обстоятельными.
В целом мировое соглашение является неотъемлемой частью российского законодательства о банкротстве, поскольку позволяет в любой момент прийти к взаимному согласию между кредиторами и должником и нахождению компромиссного варианта с сохранением платёжеспособности должника, либо, если оно заключается на стадии конкурсного производства, распределением средств от продажи имущества и активов должника на согласованных между должником и кредиторами условиях.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая реабилитационная и ликвидационная процедура по законодательству о банкротстве имеет свои специфические особенности, предопределяющие их дальнейшее применение. При этом, несмотря на безоговорочное превалирование реабилитационных процедур над единственной ликвидационной (конкурсное производство), в правоприменительной практике суды чаще всего прибегают непосредственно к процедуре конкурсного производства, минуя другие реабилитационные процедуры, либо после поэтапного прохождения должником всех реабилитационных процедур и признания судом невозможности восстановления платёжеспособности должника.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022, с изм. от 24.11.2022)
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 21.11.2022 N 452-ФЗ)
- Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 (ред. от 20.12.2016) «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)"»
- Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.03.2019 по делу № А43–21316/2016
- Постановление АС МО от 09.11.2020 по делу № А40–326278/2019
- Постановление АС Северо-Западного округа от 14.05.2020 N Ф07–4381/20 по делу № А56–100482/2017
- Гонорский А. С. Процедуры банкротства юридических лиц в российском законодательстве / А. С. Гонорский // Форум молодых ученых. — 2020. — № 7 (47). — с. 45–51.
- Кокошко В. Е. Расширение практики применения реабилитационных механизмов в делах о банкротстве юридических лиц / В. Е. Кокошко // Modern Science. — 2019. — № 4–2. — с. 243–247.