Ключевые слова : мир профессий, ранняя профориентация, ребенок, дошкольный возраст, профессиональная ориентация, дошкольное образование.
От правильного выбора профессии выигрывает как общество (получает целенаправленного общественно полезного гражданина), так и личность, которая испытывает удовольствие от работы и имеет широкие возможности для самореализации. В связи с этим особенно актуальным становится приобретение детьми адекватных представлений и знаний о современной профессиональной деятельности, формирование у них психологической готовности к выбору будущей профессии и трудовой деятельности.
Н. С. Пряжников отмечает, что: «Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда к непосредственному выбору профессии остается еще много лет. В основном она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий)». Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, (п. 1.1). В данном Постановлении указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача — осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Формирование представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников и младших школьников.
Прежде всего, это проектный подход, позволяющий достичь прозрачных и конкретных результатов от проделанной работы ребенком. Это использование современных ИКТ — технологий. Учитывая особенности современных детей, предпочитающих быстрое получение информации, отличающихся «клиповостью» восприятия, следует использовать мобильность информирования. Видеофильмы, мультимедийные презентации, электронные альбомы, виртуальные «путешествия» в мир профессий позволят сделать профориентационный процесс информационно емким, зрелищным, комфортным (в условиях дистанционного обучения как наиболее приемлемые). А использование игрового метода и ведущего вида деятельности старшего дошкольника позволит «прожить» полученные ими представления в сюжетно- ролевых играх с использованием современных игровых технологий и современной развивающей среды (например, LEGO –центры).
Проанализировав комплексные и парциальные программы, рекомендованные ФИРО РАНХиГС, при всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливает на более полное использование возможностей современных форм и методов для формирования у детей представлений о мире профессий, тем более с учетом социально-экономической ситуацией в мире (пандемия). Таким образом, в современной педагогической практике сложились явные противоречия:
– между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработкой научно- методических основ ее проектирования и средств реализации;
– между наличием большого спектра комплексных программ и узким содержанием учебного материала, направленного только на микросоциум дошкольника (его ближайшее окружение);
– между низким уровнем мотивации родителей детей в вопросах создания педагогических условий в семье, направленных на развитие у детей представлений о мире профессий за пределами семьи, города и региона и формированием интереса и представлений детей о широком спектре профессий, расширяющих его информационный диапазон, выходя за пределы микросоциума;
– между наличием множества современных педагогических и ИКТ — технологий, используемых в ДОО при обучении дошкольников и недостаточным их использованием при ознакомлении с миром профессий.
Результаты педагогического мониторинга, анкетирования родителей обучающихся, выявленные противоречия легли в основу углубленного изучения проблемы формирования у дошкольников предпосылок ранней профориентации и поиска наиболее эффективных технологий и форм, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений.
Педагоги до сих пор испытывают трудности в определении базовых категорий и принципов профориентационной работы, отборе содержания образования для детей дошкольного возраста, проектировании профориентационной среды, что обусловлено, прежде всего, различным пониманием специфики ранней профориентации на ступени дошкольного образования [9].
Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО (п. 1.4). Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации [12]. Однако, стоит говорить о ранней профориентации не как о раннем профессиональном выборе, а как о формировании у ребёнка ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит ему вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.
Педагогический мониторинг, проведенный в 2019 году в параллельных группах среднего дошкольного возраста (педагоги в этот период взаимодействовали с детьми 4–5 лет, показал, что 72 % дошкольников имеют достаточные представления о профессии своих родителей. Однако, из них (72 %) 45 % не могут уверенно перечислить их трудовые функции (что конкретно выполняют на работе), а 31 % из них же называют 1–2 орудия труда и не более.
Из оставшихся 28 % опрошенных детей на вопрос о том, где и кем работают их родители ответили: «Они просто работают», «Мама работает домохозяйкой», «Мама не говорила, папа тоже не говорил». Ответы детей позволили сделать вывод о том, что родители выполняют свои профессиональные обязанности, часто находясь дома: «готовятся к работе», «у них много бумаг и делают всё в ней». Причем, в условиях пандемии большинство родителей с 2020 года работали(ют) дистанционно в домашних условиях, что более 60 % детей «сбивает с толку», привыкших, что ранее родители «работали», если туда «ходили» (ездили) и находились там (на работе) весь день.
Если дети знают профессии своих родителей (72 %), то профессии не встречающиеся, например, в Белгородской области в силу географических, климатических и экономических особенностей и обстоятельств, около 80 % детям не знакомы вообще (например, инженер-кораблестроитель (в Крыму, в Мурманске), ихтиолог-рыбовод и маркшейдер (очень востребованы на Дальнем Востоке и другие). Данный факт не позволяет в полной мере сформировать у старшего дошкольника широкий спектр представлений о мире профессий, что снижает его «кругозор представлений» в части формирования ценностно- смысловой компетенции о нем.
В этот же период проведено анкетирование родителей на предмет создания воспитательных условий в семье, способствующих формированию представлений у детей о мире профессий, выходящих за рамки профессий родителей, города и региона. Из 52 (100 %) родителей, имеющих детей 4–5 лет, 86 % знакомят детей со своей профессией и профессиями города. Причем из них (из 86 %) 66 % считают, что с профессиями редкими и не встречающимися в регионе детей знакомить «еще рано» и «нет в этом особой надобности», «все впереди», «в школе узнают».
Особенностью ознакомления детей с профессиями является то, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому целесообразно использование таких подходов, методов и технологий, которые позволят существенно повысить вариативность и наглядность предметного пространства и обеспечить оперативность обратной связи.
Литература:
- Антонова, М. В. Ранняя профориентация как элемент социально коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Антонова // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — № 2. — С. 93–96.
- Выготский, Л. С. Психология развития человека. [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Смысл; Эксмо, 2004. –1136 с.
- Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. — М., 1998. — 156 с.
- Комарова, Т. С. Информационно — коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. С. Комарова. — МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 170 с.
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно- методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во Николаев, 2004.
- Корнилова М. Н., Николаева А. В. Изучение проблемы ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста// Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 4–1. — С. 87–90; URL: https://science- pedagogy.ru/ru/article/view?id=2070 (дата обращения: 24.12.2020).
- Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: система работы с детьми 3–7 лет [Текст] / Л. В. Куцакова. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 127 с.
- Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей [Текст] / Т. А. Шорыгина. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — С. 54–56. 30.
- Хаймовская Н. А., Бочарова А. Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. C. 105–113. doi: 10.17759/psyedu.2016080110
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Принят Министерством образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. No 1155, 2013. –22 с.2.
- Профессия // Большой энциклопедический словарь.
- Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие — Самара: Изд-во ЦПО, 2013. — 45 с.
- Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) — Пятое издание. — Project Management Institute, Inc., 2013.