В условиях невозможности организации полноценного тренировочного процесса применение онлайн-тренинга по армрестлингу наиболее целесообразно в процессе физической подготовки. Техническая подготовка на этапе начального разучивания представляется нецелесообразной, однако может осуществляться на этапе закрепления и совершенствования подготовленными спортсменами.
Ключевые слова : онлайн-тренировки, спортивная тренировка в армрестлинге, техническая подготовка, физическая подготовка.
In the conditions of impossibility of organizing a full-fledged training process, the use of online arm wrestling training is most appropriate in the process of physical training. Technical training at the stage of initial learning seems inappropriate, but it can be carried out at the stage of consolidation and improvement by trained athletes.
Keywords : online-training, sports training in arm wrestling, technical training, physical training.
Актуальность. Борьба на руках присутствует в культуре и традициях многих народов мира, являясь достаточно цивилизованным средством выявления сильнейших. Обретя статус вида спорта, армрестлинг активно стал завоевывать популярность. Доступность состязаний, относительно простая в основе своей техника, понятные условия победы — все это способствует широкому распространению армрестлинга. Однако разнообразные нестандартные ситуации в жизни предъявляют все новые требования к адептам во всех видах спорта.
Оказавшись разделенными (или объединенными?) экраном компьютера, спортсмен и тренер должны искать новые способы взаимодействия в тренировочном процессе.
В условиях ограничений непосредственных контактов спортсменов, невозможности осуществлять традиционный тренировочный процесс, перед специалистами встает вопрос возможности обучения и тренировки спортсменов в онлайн режиме.
Обсуждение. Спортивная подготовка в армрестлинге включает несколько разделов. В традиционном представлении это физическая, техническая, тактическая, психологическая подготовка спортсмена. Методики всех разделов подготовки в большей или меньшей степени разработаны, опробованы, много лет используются специалистами [3, с. 101].
В ситуации необходимости организации тренировочного процесса в дистанционном формате многие специалисты использовали традиционные средства и методы тренировки, которые зачастую оказывались не эффективными [2, с. 68].
Специалисты в различных видах спорта, изучая тренировочный процесс в режиме онлайн, отмечают, что сложности возникают как у тренеров, так и у занимающихся. Для тренеров зачастую работа онлайн сводилась к выдаче спортсменам рекомендаций по выполнению тренировочных нагрузок безо всякой обратной связи. При этом тренеры высказывали совершенно справедливо говорили о неполноценности таких тренировок [1, с. 20].
Основными отрицательными моментами называлась невозможность обучения новым элементам, отсутствие тактильного контакта, невозможность спаррингов, сложность прогнозирования результатов. В то же время можно выделить и ряд положительных моментов онлайн-тренировок, которые в сановном касаются возможности четко индивидуализировать физические нагрузки, обеспечить индивидуальный темп работы для каждого спортсмена. Кроме того, данный тип тренировок является дополнительным стимулом к самообразованию и саморазвитию спортсменов, развивает их дисциплинированность и ответственность. Одним из эффективных средств является использование идеомоторной тренировки, как средства технической подготовки.
В период невозможности организации полноценного тренировочного процесса онлайн занятия помогают избежать длительного перерыва, сохранить спортивную форму.
Заключение. Анализ возможностей использования дистанционных технологий для организации тренировочного процесса по армрестлингу показал, что онлайн тренировки могут быть достаточно эффективными для поддержания физических кондиций, так как в процессе общей и специальной физической подготовки достаточно использовать хорошо освоенные и знакомые движения, технику выполнения которых спортсмен может контролировать самостоятельно.
Техническая подготовка в режиме онлайн по армрестлингу, на наш взгляд, может осуществляться на этапе закрепления, когда спортсмен достиг определенной стабильности и может работать над совершенствованием индивидуальных деталей техники и ее вариативностью [4, с. 227].
Для спортсменов, имеющих достаточный опыт и навыки самоанализа и самоконтроля, также можно практиковать техническую подготовку на этапе углубленного разучивания, когда происходит уточнение пространственных, временных и динамических характеристик, идет работа над слитностью и ритмом движения.
Техническая подготовка на этапе начального разучивания в онлайн режиме является наиболее сложной. Особенно это касается новичков, не имеющих запаса специфических движений, или для детей, в обучении которых требуется строгий контроль техники.
Тем не менее, необходимость совершенствования средств и методов спортивной тренировки в онлайн режиме не вызывает сомнения. Данное направление будет оставаться востребованным еще долгое время.
Литература:
- Горохова, М. В. Организация тренировочного процесса фигуристов с использованием онлайн технологий / М. В. Горохова, Е. Н. Тузова // Вестник науки. — 2021. — № 12 (45). — С. 15–23.
- Левина, И. Л. Дистанционные образовательные технологии в организации тренировок / И. Л. Левина // Norwegian Journal of Development of the International Science. — 2020. — № 42. — С. 66–70.
- Никитченко, С. Ю. Значение армрестлинга как вида единоборства в становлении физического развития студентов-спортсменов в аграрных вузах / С. Ю. Никитченко, И. У. Далнаев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2018. — С. 101–102.
- Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С.Кузнецов. — М.: Академия, 2013. — 479 с.