Современные методы формирования инновационной стратегии банковского сектора экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мовламова, А. Д. Современные методы формирования инновационной стратегии банковского сектора экономики / А. Д. Мовламова, М. Ш. Аннабяшов, Г. М. Хыдыева, Б. З. Зафарджанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97185/ (дата обращения: 16.11.2024).



Целью данного исследования является разработка современных подходов к формированию инновационных стратегий кредитных организаций, основанных на нетехнологичных инновациях. В результате анализа теоретического материала была разработана концептуальная модель формирования инновационной политики кредитных организаций, а также проведена оценка влияния нетехнологичных инноваций на эффективность их функционирования.

Ключевые слова: инновации, коммерческий банк, экономическое развитие, нетехнологичный, модернизация, стратегия.

В конкурентной среде деятельность кредитных организаций связана с влиянием большого количества различных факторов, оказывающих непосредственное влияние на их развитие. Наиболее значимыми из них являются глобализация мировых рынков, сокращение жизненного цикла банковских продуктов, усиление конкуренции и т. д.

В соответствии с динамично меняющимися условиями внешней среды любая кредитная организация как полноправный участник рынка вынуждена меняться сама, становясь инициатором собственных организационных изменений. Очевидно, что изменения не должны происходить спонтанно, они должны осуществляться системно и в рамках решения задач модернизации управления и хозяйственной деятельности кредитных организаций. Одним из направлений успеха таких изменений является стратегическое планирование и управление инновационным развитием кредитных организаций, которые основаны на эволюционных и революционных стратегиях.

В кредитных организациях, реализующих эволюционные стратегии, основное внимание разработчиков направлено на поиск методов и инструментов, позволяющих более продуктивно и действенно использовать первоначальные конкурентные преимущества.

Процесс модернизации системы управления в кредитных организациях и их перехода на современные методы и инструменты управления часто фокусируется на улучшении одних и тех же первоначальных ресурсных преимуществ. В то же время явно недооценивается роль таких составляющих стратегического потенциала кредитных организаций, как организационно-экономические (управленческие) инновации, которые в некоторых случаях называют «нетехнологичными». Это подтверждают результаты анализа использования коммерческими банками нетехнологичных инноваций. В частности, из большого списка нетехнологических инноваций, выявленных в процессе исследования, большинство коммерческих банков используют только три или четыре типа управленческих инноваций, проверенных на практике

Одной из причин этого явления является проблема неоднозначности в трактовке понятия «инновация», что значительно сужает сферу использования новейших методов и инструментов управления в кредитных организациях.

Для реального сектора экономики в нем определены три обязательных свойства, характеризующих инновацию: новизна; удовлетворение рыночного спроса; коммерческая жизнеспособность . Напротив, в банковском секторе понятие «инновация» имеет более широкое значение и включает в себя расширенный спектр обязательных свойств, присущих новизне.

Это позволяет нам сделать вывод, что в банковском секторе понятие «инновация» применимо ко всем управленческим инновациям, которые имеют положительный экономический или стратегический эффект, проявляющийся либо в росте клиентской базы, либо в росте прибыли.

Важно отметить, что в научной литературе нетехнологические инновации даже не структурированы, не объединены в «инновационный портфель», что крайне важно при формировании и выборе наиболее привлекательных стратегий инновационного развития кредитных организаций для различных сегментов рынка в контексте их модернизации.

Исходя из этого, предложена концептуальная модель формирования инновационной политики кредитных организаций при реализации эволюционных и революционных стратегий (рисунок 1).

Концептуальная модель формирования инновационной политики кредитных организаций

Рис. 1. Концептуальная модель формирования инновационной политики кредитных организаций

Для того чтобы предлагаемая модель достигла своих целей, эффективно выполнила предназначенную роль для более активного перехода от эволюционного типа развития к инновационному (революционному), был предложен новый интегральный подход к выбору направлений инновационного развития кредитных организаций (рисунок 2).

Практика показывает, что ни эволюционный, ни революционный тип модернизации «сам по себе» не гарантирует получения результатов, необходимых для создания востребованного и качественного банковского продукта. Необходимо интегрировать эти подходы с одновременным использованием современных методов и организационных моделей. Такая интеграция позволяет экономно осуществлять плавный переход от использования стратегий преимущественно эволюционного типа к стратегиям, одновременно основанным на активах уровня 1 и уровня 2. Инновационные стратегии в этом случае могут включать в себя весь спектр инноваций, как технологического, организационного, так и инвестиционного характера.

Направления и формирование инновационных стратегий развития кредитных организаций

Рис. 2. Направления и формирование инновационных стратегий развития кредитных организаций

Управленческие инновации в банковском секторе экономики, по большей части, затрагивают интересы большого числа взаимозависимых субъектов рынка, выступая в качестве организационных барьеров для копирования и прямого переноса эффективных инноваций в конкурентное поле других коммерческих структур. В условиях системных преобразований и модернизации банковского сектора экономики это оказалось наиболее предпочтительным конкурентным преимуществом среди других инноваций, используемых кредитными организациями, работающими в среде с высоким уровнем конкуренции.

Основным инструментом конкуренции на рынках банковских продуктов, в отличие от реального сектора экономики, является не технологическое (техническое) доминирование, а предоставление клиентам услуг и ожидаемой ценности банковского продукта за меньшие затраты и в короткие сроки. Здесь повышенный уровень ценности банковского продукта формируется за счет его высокого качества и низкой стоимости послепродажного обслуживания. Это позволяет кредитным организациям формировать современные инновационные стратегии своего развития и, в то же время, прививать на этой основе своим клиентам желательный и безрисковый бренд кредитной организации.

Литература:

  1. Гурбангулы Бердымухамедов «Туркменистан на пути достижения Целей устойчивого развития». Ашхабад 2018 года;
  2. Кокча, М. (2018). Новые направления в измерении экономического роста, развития и в стадии разработки;
  3. Алхазале, А. М. К. (2017). Способствует ли деятельность банковского сектора экономическому росту? Проблемы и перспективы в менеджменте, 15(2), 55–66;
  4. Нордхаус, У. Д., и Тобин, Дж. (2018). Устарел ли рост?. В «Зеленом бухгалтерском учете» (стр. 49–72). Ратледж.
Основные термины (генерируются автоматически): инновация, инновационная политика, инновационное развитие, концептуальная модель формирования, стратегия, банковский продукт, банковский сектор, банковский сектор экономики, кредитная организация, реальный сектор экономики.


Похожие статьи

Стратегии управления финансовыми инновациями в банках

В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деяте...

Имитация инноваций как средство технологического совершенствования

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты стратегии инновационной имитации, затронут вопрос эффективности проведения данной стратегии для российской экономики, раскрыты положительные стороны стратегии инновации.

Исследование стратегий инновационного развития и выбор стратегии на примере томской компании ООО «Монета»

В статье рассмотрена классификация стратегий инновационного развития. На основе проведенных исследований предложена обобщающая классификация инновационных стратегий. На основе данной классификация приведен пример выбора стратегии инновационного разви...

Задачи и алгоритм совершенствования системы экологического менеджмента в условиях реализации концепции низкоуглеродного развития

В статье предложен алгоритм и комплекс задач для достижения целей экологической политики в условиях развития низкоуглеродной экономики.

Стратегии управления инновационными процессами на предприятии

В статье автор исследует подходы к определению стратегического управления инновационным развитием предприятия.

Вопросы совершенствования безналичных расчетов при переходе к цифровой экономике

В статье исследуются организационно-теоретические вопросы, особенности и зарубежный опыт развития безналичных расчетов в условиях внедрения цифровой экономики. Также рассмотрены текущее состояние и дальнейшее развитие безналичных расчетов в условиях ...

Анализ финансовой стратегии компании

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые привод...

Роль инноваций в банковском секторе

В рамках данной статьи рассматриваются понятия банковских инноваций. Автор определил их роль в данном секторе экономики. Также рассмотрена современная банковская бизнес-модель на примере ПАО «Сбербанк».

Экономика инновационной деятельности малого предприятия

Статья посвящена выявлению особенностей моделирования и прогнозирования инновационной деятельности малых предприятий. В рамках проводимого исследования обозначена исключительная роль малых предприятий для инновационного развития современных экономиче...

Трансформация подходов к структурированию маркетинговой деятельности в постпандемийный период

В данной статье предпринята попытка анализа изменений моделей маркетинговых стратегий в условиях пандемийных ограничений и представлены возможные варианты корректировки созданных моделей с учетом потенциальных изменений в процессах мировой международ...

Похожие статьи

Стратегии управления финансовыми инновациями в банках

В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деяте...

Имитация инноваций как средство технологического совершенствования

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты стратегии инновационной имитации, затронут вопрос эффективности проведения данной стратегии для российской экономики, раскрыты положительные стороны стратегии инновации.

Исследование стратегий инновационного развития и выбор стратегии на примере томской компании ООО «Монета»

В статье рассмотрена классификация стратегий инновационного развития. На основе проведенных исследований предложена обобщающая классификация инновационных стратегий. На основе данной классификация приведен пример выбора стратегии инновационного разви...

Задачи и алгоритм совершенствования системы экологического менеджмента в условиях реализации концепции низкоуглеродного развития

В статье предложен алгоритм и комплекс задач для достижения целей экологической политики в условиях развития низкоуглеродной экономики.

Стратегии управления инновационными процессами на предприятии

В статье автор исследует подходы к определению стратегического управления инновационным развитием предприятия.

Вопросы совершенствования безналичных расчетов при переходе к цифровой экономике

В статье исследуются организационно-теоретические вопросы, особенности и зарубежный опыт развития безналичных расчетов в условиях внедрения цифровой экономики. Также рассмотрены текущее состояние и дальнейшее развитие безналичных расчетов в условиях ...

Анализ финансовой стратегии компании

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые привод...

Роль инноваций в банковском секторе

В рамках данной статьи рассматриваются понятия банковских инноваций. Автор определил их роль в данном секторе экономики. Также рассмотрена современная банковская бизнес-модель на примере ПАО «Сбербанк».

Экономика инновационной деятельности малого предприятия

Статья посвящена выявлению особенностей моделирования и прогнозирования инновационной деятельности малых предприятий. В рамках проводимого исследования обозначена исключительная роль малых предприятий для инновационного развития современных экономиче...

Трансформация подходов к структурированию маркетинговой деятельности в постпандемийный период

В данной статье предпринята попытка анализа изменений моделей маркетинговых стратегий в условиях пандемийных ограничений и представлены возможные варианты корректировки созданных моделей с учетом потенциальных изменений в процессах мировой международ...

Задать вопрос