На современном и динамичном рынке сложные социальные изменения влияют на общество. Основными движущими силами перемен сегодня являются скорость развития новейших технологий и расширение цифровых возможностей подключения, что создает цифровую экономику. В этой статье излагается необходимость оцифровки налогового администрирования страны.
Ключевые слова: цифровизация, налоговое администрирование, соблюдение налогового законодательства.
Современные программные решения, онлайн-платформы и массовое использование интеллектуальных устройств и Интернета позволяют быстро и недорого реализовать бизнес-идеи. Вместо небольшого числа крупных компаний, способных выйти на мировой рынок, мы теперь наблюдаем рост предпринимательства, которое не знает границ и гораздо более способно реагировать на изменения и адаптироваться к требованиям потребителей.
Налоговые органы, по сути, преследуют один и тот же набор наиболее важных налоговых целей: собирать больше налогов и взимать их более эффективно. В цифровом контексте это подразумевает необходимую налоговую реформу. Реформа должна идти в двух параллельных направлениях: во-первых, оцифровка национальной налоговой администрации и налоговых процедур и, во-вторых, реформа налоговой политики и налоговых ставок.
Оцифровка налогового администрирования и налоговых процедур должна создать основу для дальнейших реформ налоговой системы. Без создания сильной организации налогового администрирования, информационной системы и профессионализации сотрудников налоговая реформа будет невозможна. Реформа налоговой политики должна обеспечить справедливое и устойчивое налогообложение цифрового бизнеса, адаптированное к экономическому росту.
Цифровая трансформация налогового администрирования является одной из самых больших проблем в налоговой профессии. Текущая цифровая трансформация налогового администрирования обусловлена внешними факторами. Прежде всего, увеличение бюджетного дефицита должно быть покрыто за счет новых источников дохода. В поисках новых и более высоких доходов налоговые администрации по всему миру полагаются на новые цифровые способы сбора данных и информации. Цифровые платформы, с другой стороны, позволяют проводить более сложный анализ и, в конечном счете, лучше собирать налоговые поступления.
Традиционно налоговые процедуры включают в себя несколько взаимосвязанных и обусловленных действий: установление, сбор и контроль налоговых поступлений. Оцифровка национальной налоговой администрации делает акцент на сборе данных и определении налоговых обязательств, что приведет к более безопасному сбору налоговых поступлений и контролю за ними.
Основываясь на мировом опыте последних нескольких лет, цифровые профили национальных налоговых администраций в настоящее время, согласно исследованию EY, могут быть сгруппированы по следующим пяти уровням (рис. 1). Как видно из рисунка 1, налоговые органы многих стран видят, что оцифровка может сделать их сильнее, быстрее и качественнее. Цифровые инструменты позволяют налоговым администрациям быть более организованными и эффективными как в борьбе со злоупотреблениями, так и в повышении качества налоговой отчетности и сбора налогов.
Рис. 1. Цифровые профили национальных налоговых администраций
Оцифровка налогового администрирования — сложная задача, требующая радикальных изменений в том, как оно организовано. Цифровые технологии являются мощным инструментом управления, но взаимодействие налоговой администрации с этим способом работы часто оказывалось сложным, иногда безуспешным. Проблема в том, что налоговое администрирование, как и любой другой сектор, часто хочет создать свою собственную электронную систему управления и информации, и на это тратится много денег, усилий и технологий.
Потенциальные ошибки могут произойти, если проектирование информационных систем поручается исключительно ИТ-специалистам, не включая персонал налогового органа или налогоплательщиков (или включая их лишь незначительно). Опыт показал, что невозможно добиться хороших ИТ-решений в налоговом администрировании без решающего участия его топ-менеджеров, а также тех, на кого нацелены ИТ-коммуникации. Сегодня общепризнано, что налоговая администрация не должна отставать в использовании новых технологий, но что она должна находить подходящие решения, которые облегчали бы и защищали отношения между налогоплательщиками и налоговым органом. Таким образом, необходимо будет решить многие технические и юридические вопросы, такие как проверки и защита электронных подписей, уникальный адрес электронной почты налогоплательщика, сборы и т. д.
Оцифровка службы налогового администрирования (подача налоговых деклараций электронными средствами и дистанционное управление) позволит изменить структуру сотрудников налогового администрирования. Больше не будет необходимости в таком количестве сотрудников по подбору персонала, занимающихся бумажной работой. Эти сотрудники будут переквалифицированы и перенаправлены на предоставление услуг и контроль за налогоплательщиками, перекрестную проверку активов и борьбу с теневой экономикой.
Гибкость налогового администрирования в условиях цифровых помех должна включать в себя две основные области действий. Первый заключается в гармонизации модели электронного (цифрового) бизнеса и модели налогового контроля, применяемой налоговой администрацией, которые адаптированы к традиционной предпринимательской деятельности. Второе направление деятельности предполагает внесение изменений в правила обмена информацией между налоговыми органами на международном уровне. Это означает необходимость интенсивного сотрудничества между налоговыми органами разных стран с целью эффективного предотвращения уклонения от уплаты налогов. Быстрый обмен налоговой информацией является необходимым средством для определения налоговой базы в случае трансграничного дохода. Это эффективная мера для сохранения суверенитета государственных налоговых баз и обеспечения надлежащего применения субъективного налогового права в соответствии с международными соглашениями.
В дополнение к деятельности, которую должна взять на себя налоговая администрация, также необходимо адаптировать налоговое законодательство к технологическим вызовам. Это относится, в частности, к положениям международного налогового права, которые касаются разграничения налоговой юрисдикции между государствами. Сегодняшние нормативные акты основаны на парадигме территориальности, согласно которой государство имеет право облагать налогом определенный доход по источнику дохода или по месту жительства налогоплательщика. Парадигма территориальности теряет влияние, когда речь заходит о транзакциях, осуществляемых в Интернете.
Налоговые органы во многих странах считают, что оцифровка может сделать их сильнее, быстрее и качественнее. Цифровые инструменты позволяют налоговым администрациям быть более организованными и эффективными как в борьбе со злоупотреблениями, так и в повышении качества налоговой отчетности и сбора налогов. Хотя технология, по-видимому, является основным элементом, не следует игнорировать тот факт, что человеческий фактор очень важен в цифровом управлении. Необходимо изменить нынешнее формально репрессивное отношение к налогоплательщикам в отношении всех трех ключевых элементов эффективного налогового администрирования: оказание помощи налогоплательщикам в выполнении их обязательств (налогоплательщик является клиентом, а не врагом), своевременный контроль за выполнением обязательств и эффективное взыскание обязательств. В процессе цифровизации налоговые администрации во всем мире сталкиваются с одинаковыми проблемами в обеспечении эффективного функционирования и сбора налоговых поступлений, а также принятия международных стандартов.
Литература:
- Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана, Ашхабад: 2010;
- Паскаль Сент-Аманс, В экономике происходят изменения, то же самое должно произойти и с налогами, 5, 2020;
- Эрнесто Кривелли, “Базовый инструмент для оценки эффективности налогового администрирования в развивающейся Европе”, 2018.