Ключевые слова: автоматизация, бизнес-процесс, автоматизация бизнес-процессов, управление
Автоматизация предполагает ускорение и упрощение ряда процессов за счет оптимизации и внедрения программного обеспечения.
Системы используются в разных ситуациях: при найме и обучении сотрудников, расчете налоговых отчислений или заработной платы, определении уровня запасов, управлении отгрузкой готовой продукции клиентам.Системы автоматизации стабилизируют рабочие циклы, но их ввод требует затрат времени и инвестиций.
Консалтинговая фирма Prophet провела опрос среди 600 компаний и выяснила, что 40 % из них считают совершенствование внутренних процессов важным шагом на пути к цифровой трансформации.
По оценкам McKinsey, начиная с 2019 года компании из всех отраслей автоматизировали от 50 % до 70 % задач. Автоматизация — важнейший аспект, который влияет на удовлетворенность потребителей, наряду с повышением операционной и экономической эффективности [1].
Автоматизация:
— помогает свести к минимуму рутинные задачи. Это особенно важно для процессов, которые непосредственно влияют на достижение результата.
— помогает лучше контролировать процессы и сотрудников. Многие системы автоматизации позволяют вести точную отчетность и смотреть аналитику.
— экономит время. Вместо того чтобы тратить время на простые, монотонные задачи, можно высвободить ресурсы и заняться тем, что не под силу машинам.
— экономит финансы в долгосрочной перспективе. Сначала вам придется потратить ресурсы на внедрение и обучение сотрудников, однако со временем вы заметите, что решение не только окупает себя, но и приносит прибыль.
— помогает масштабировать бизнес.
Бизнес-процесс — это последовательность действий или работ, позволяющая решить проблему. Автоматизация повышает производительность труда сотрудников, снижает производственные затраты и снижает риски, связанные с неправильным оформлением документов или заказом запчастей.
Типы бизнес-процессов [2]:
- Основные — к ним относятся бизнес-процессы, непосредственно влияющие на прибыль: производство, обслуживание клиентов, продажи.
- Вспомогательные — напрямую не влияют, но помогают бизнесу развиваться. Например, документооборот, бухгалтерия.
- Управленческие — процессы, помогающие управлять бизнесом. Сюда входит решение текущих задач, мотивация и контроль персонала.
- Развития — процессы, посредством которых развивается компания.
В целом можно автоматизировать любые бизнес-процессы, если они упростят работу персонала, помогут взаимодействовать с клиентами, повысить производительность без ущерба для качества продукта.
Есть процессы, которые нельзя или не следует автоматизировать. Так что не стоит заменять человеческое мышление в творческих сферах или общение между менеджерами и клиентами программами.
Ряд алгоритмов можно частично автоматизировать: подбирать и управлять персоналом или управлять компанией с помощью специальных программ удобно, но важно контролировать их работу и процессы.
Автоматизация бизнес-процессов — это использование технологий вместо ручного труда для выполнения повторяющихся рутинных задач [3].
Автоматизация помогает:
— освободить сотрудников от рутинных операций и создать дополнительные ресурсы для решения нетривиальных бизнес-задач;
— понять взаимосвязь между внутренними процессами;
— делегировать рядовым сотрудникам разработку собственных бизнес-процессов по заранее заготовленным шаблонам;
— привлекать новых клиентов и повышать эффективность с помощью ИИ (искусственного интеллекта), RPA (Robotic Process Automation) и ML (Machine Learning).
Причины автоматизации бизнес-процессов:
- Фундамент для начала цифровой трансформации. Цифровизация кажется недостижимой целью для тех организаций, которые еще не начали этот процесс. Автоматизация бизнес-процессов — первая ступенька на пути к принятию культуры непрерывной трансформации. Можно начать с нескольких процессов, которые нуждаются в корректировке.
- Обеспечит глубокое понимание процессов. Автоматизация требует полной ясности обо всех процедурах уже на стадии проектирования. Для этого нужно знать конкретные задачи и людей, ответственных за их выполнение. Кроме того, анализ процессов может стать основой для учебных материалов для сотрудников.
- Оптимизирует процессы. Автоматизация — это прозрачная отчетность, уведомления об ошибках и ценные сведения о деталях процессов. Кроме того, она избавляет людей от ненужных повторяющихся действий. Все это помогает сфокусироваться на производительности и эффективности.
- Стандартизирует процессы. При автоматизации действия приводят к одинаковому результату. Стандартизация позволяет повысить качество обслуживания в случае с сервисными процессами.
- Повысит уровень удовлетворенности клиентов. Это важнейший показатель в любой отрасли. Технологическое и операционное совершенство помогает с легкостью превзойти ожидания клиентов.
Основа работы государственных учреждений — это работа с документами. Основа управления любой государственной организации — это управление на основе документов. Поэтому основное направление автоматизации бизнес-процессов в таких организациях — это цифровизация документооборота. Работа крупной организации предполагает формирование большого количества документов, будь то служебная корреспонденция или организационно-распорядительные документы.
Интеграционные решения, которые внедряются для использования совместно с системой электронного документооборота (СЭД):
1. Публикация данных на портале организации
Модуль публикации данных для интернет-сайтов позволяет размещать на официальном сайте организации в автоматическом или полуавтоматическом режимах сведения и нормативные документы, требуемые регулятором.
Интеграция может осуществляться с использованием стандартных интеграционных инструментов (например, web-сервисы), либо с помощью прямой трансляции данных из СЭД в специальный раздел сайта.
2. Получение обращений граждан через сайт
Модуль получения данных для интернет-сайтов позволяет получать обращения с официального сайта организации в автоматическом режиме в СЭД.
Интеграция может осуществляться с использованием стандартных интеграционных инструментов (например, web-сервисы), либо с помощью прямой трансляции данных в СЭД.
3. Межведомственный электронный документооборот
Интеграционный модуль для системы “Межведомственного электронного документооборота” позволяет получать документы из системы МЭДО напрямую в СЭД, минуя ручные операции копирования. Совместно с системой электронного документооборота данный модуль позволяет полностью автоматизировать процессы межведомственного документооборота, в том числе при обмене данными с автоматизированной системой «Обращения граждан» управления по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента РФ.
4. Электронная подпись
Модуль взаимодействия с криптопровайдером позволяет использовать в СЭД электронную подпись.
Можно использовать документы, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, для отправки через электронные каналы взаимодействия (МЭДО или электронная почта) информации в другие организации, а также для формирования ответов гражданам.
5. Автоматизация государственных услуг
Автоматизация государственных и муниципальных услуг направлена на решение следующих задач [4]:
— Организовать многоканальный подход ко всему процессу оказания государственных/муниципальных услуг на региональном уровне. Как пример, можно привести МФЦ, мобильное приложение.
— Внедрить универсальный механизм по приему и последующей обработке поступивших от населения заявок для получения определенных услуг от муниципальных и государственных сервисов. С этой задачей справляется личный кабинет на базе платформы с возможностью интеграции с отраслевыми ВИС.
— Обеспечить эффективное взаимодействие региональных и федеральных органов власти, также органов местного самоуправления, различных подведомственных организаций и многофункциональных центров, предоставляющих государственные услуги.
— Расширить аналитические возможности и функционал для формирования статистических отчетов в контексте межведомственного взаимодействия и оказания услуги населению.
— Поддерживать высокие стандарты безопасности при обработке, а также хранении информации. Обеспечить защищенное хранение и внедрить ролевую модель доступа к системе.
— Получить возможность создания суперсервисов.
— Сформировать и в дальнейшем вести цифровые профили заявителей, хранить необходимую информацию, чтобы в дальнейшем при необходимости использовать сведения и документы из электронного архива.
— Использовать универсальный конструктор для создания услуг без привлечения профессиональных программистов, оперативной доработки и тиражирования.
— Использование электронной печати для придания документам юридической силы.
В основе автоматизации бизнес-процессов в государственном управлении лежит полный перевод бумажной документации в электронный вид, а также создание информационных площадок для взаимодействия с гражданами, выступающих в роли заявителей. Благодаря комплексной автоматизации удается организовать единое информационное пространство для органов государственного управления и создать единую точку входа, в том числе, понятную техническую площадку для выполнения поступающих запросов.
Результаты после внедрения:
— Создание единой ИТ-инфраструктуры бизнес-процессов в государственном управлении
— Популяризация сервисов в цифровом и электронном виде.
— Повышение качества предоставления государственных услуг.
— Сокращение времени на обработку задач
— Автоматизация и ускорение рутинных административных процедур.
— Упрощение процедур, уменьшение бюрократического влияния и снижение административных барьеров.
— Минимизация вероятности формировании коррупционных схем
— Оптимизация расходов пользование услугами благодаря автоматическому учету, возможности унифицировать процессы и использованию конструкторов.
Таким образом, у автоматизации есть ряд преимуществ:
— Повышение производительности. Облачные решения позволяют хранить данные обо всех процессах в одном месте. Доступ к информации можно получить из любого места и с любого устройства, когда это необходимо.
— Прозрачность. Благодаря автоматизации можно отслеживать и контролировать процессы прямо во время их выполнения.
— Оперативное решение проблем. Возможность контролировать процессы «на ходу» помогает выявлять ошибки, устранять их по мере возникновения и принимать превентивные меры против их повторения.
— Увеличение скорости и экономия средств. В долгосрочной перспективе автоматизация бизнес-процессов положительно влияет на сроки выполнения работ и снижает затраты за счет меньшего количества ручного труда.
— Оптимизация внутренней структуры. Автоматизация позволяет делегировать сотрудникам задачи, требующие человеческих усилий и оценки, поскольку система сама обрабатывает повседневные повторяющиеся запросы.
— Уменьшает количество ошибок;
— Освобождает время и ресурсы, позволяя сотрудникам сосредоточиться на своей основной работе, избавляя их от утомительных и повторяющихся задач.- Повышается согласованность действий компании;
— Компания становится более технологичной;
— Количество выполняемых заданий растет;
— проще принимать решения в стандартных ситуациях;
— Наряду с автоматизацией увеличивается количество предоставляемых услуг.
Важно учесть и возможные минусы такого решения: высокие трудозатраты, сложный старт.
Литература:
- Автоматизация бизнес-процессов — Блог IT Guild [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://it-guild.com/info/blog/avtomatizacziya-biznes-proczessov/ (дата обращения 28.11.2022).
- Ковалев Сергей Технологии процессного управления Классификация процессов верхнего уровня, Часть 5. Журнал Управляем предприятием [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://upr.ru/article/klassifikaciia-processov-verhnego-urovnia/ (дата обращения 28.11.2022).
- Крицкая Марина Автоматизация бизнес‑процессов: цели и этапы внедрения / Журнал Контур [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://kontur.ru/articles/6288 (дата обращения 28.11.2022).
- Морозова Татьяна Автоматизация государственных услуг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.kck.ru/solutions/avtomatizatsiya-gosudarstvennyh-uslug (дата обращения 28.11.2022).