Директивы времени диктуют свои правила, которые способствуют получению образования различными способами, как в штатном, так и в форме онлайн обучения, в том числе и в форме SPOC-технологий. Образование — неотъемлемая часть человечества, составляющее главенствующую роль во все времена. Учащиеся старшего звена в связи с определением направляющего вектора с целью приобретения узко квалифицированных знаний в процессе выбора своей будущей профессии используют всевозможные способы обучения. Мотивация получения престижной профессии, способствует постановки конкретной обучающей цели и постепенной ее реализации. Лишь само мотивированные учащиеся активно применяют все возможные способы получения знаний. В данной статье проведено исследование среди учащихся старшего звена (10–11 классы) на предмет необходимости использования дистанционного обучения, а также активное участие в получении дополнительных знаний на дополнительных курсах.
Ключевые слова: курсы, онлайн обучение, SPOC технологии, мотивация.
В связи с постоянно меняющимися условиями в период пандемии и потребностями непрерывного процесса обучения в области образования, немаловажное значение приобретает получение знаний на расстоянии в форме онлайн курсов.
Образование с незапамятных времен составляет одну из основных направляющих в саморазвитии и совершенствовании человека. Не взирая на препятствия, связанные с такими условиями, как расстояние между преподавателем и учениками, люди искали пути достижения цели в области получении знаний. Исаак Питман (Isaac Pitman) считается основоположником возникновения способа получения знаний на расстоянии в 1800-х годах в Великобритании. Он обучал стенографии своих студентов и используя письма, отправлял транскрибированные тексты своим ученикам. [1] Такой способ обучения на расстоянии, как печатание научных журналов, газет и книг внесли огромный вклад в получении дистанционного образования.
С развитием технологий, не менее важную роль в получении образования сыграли радио и телевидение. При помощи которых, транслировались обучающие программы. Но зачастую данные формы имели слабую обратную связь. В основном она осуществлялась по средствам почты и не гарантировало полноценного усвоения знаний.
На сегодняшний день, когда активно используется сеть Интернет, дистанционное обучение получило широкое распространение. Применение компьютерных технологий, расширило спектр получения знаний в различной формации. Занятия могут проводится как в синхронном, так и в асинхронном виде. Обучающиеся любого возраста, не зависимо от места расположения, погодных условий, состояния здоровья имеют колоссальную возможность получать беспрерывное образование. Не маловажным фактором является то, что при применении одной из выбранных форм работы в онлайн режиме, если есть в этом необходимость, можно получить обратную связь. Преподавателями проводятся занятия в любом удобном формате, с применением таких онлайн курсов, как SMOC (Synchronous Massive Online Course, синхронный массовый онлайн курс), SSOC (Synchronous Small Online Course, малый синхронный онлайн курс), MOOC (Massive Open Online Course, массовый открытый онлайн курс), и SPOC (СПОК) (Small Private Online Course, малый частный онлайн курс). [2]
В процессе обучения огромное значение имеет психологический настрой каждого индивида. Обучающимся старшего этапа обучения (10–11 классы) свойственны свои психологические особенности, поскольку в этот период у них завершается период полового, физического, умственного созревания. Подросткам данной возрастной категории свойственно запоминать, анализировать и усваивать больше информации, чем подросткам более раннего возраста. Однако, у каждого, данный период созревания и зрелости происходит по-разному, у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Зачастую, даже при решении одной и той же проблемы, подростки данного возраста достигают ее решения неравномерно. Это в свою очередь напрямую связанно с интенсивным принятием взрослой жизни, а также целенаправленным мотивом в выборе и получении своей будущей профессии, и самоопределении в жизни. Зимняя отмечает, «являясь репрезентантом студенчества, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, как уже отмечалось, прежде всего определяется мотивами. Два типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность — мотив достижения и познавательный мотив…» [3]. У большей части подростков уже сформированы цели на будущее, основанные на индивидуальных интересах и увлечениях. Возрастает потребность в получении более глубоких знаний на основании индивидуальных увлечений и требований. Ту информацию, которая ранее воспринималась как безоговорочный факт, в период взросления подвергается анализу, синтезу, обобщению и, в конечном итоге, формируется в собственное умозаключение, зачастую основанное на своем личном жизненном опыте. В связи с эти, большинство учащихся иначе начинают воспринимать значение школы в целом. Учитывая возрастные характеристики данного периода взросления, необходимо помнить о том, что переосмысление и целеполагание являются одним из ключевых факторов, переходящих в стадию мотива обучения. На этапе взросления учителю немаловажно учитывать и знать, что роль учителя для учащегося существенно меняется. Педагог выступает в качестве учителя-консультанта.
Не взирая на то, что, несмотря на послабление карантинных мер, в связи с некоторыми обстоятельствами учащиеся получают образование в комбинированной форме. С целью непрерывного обучения учителя активно используют синхронные обучающие уроки в малых группах в форме SPOC. Взаимосвязь учителя и ученика всегда имеет тесные обучающие отношения.
В 2021–2022 учебном году, среди учащихся 10–11 классов было проведено исследование, в форме анкетирования. В исследовании приняло участие 67 учащихся, в котором были изучены два вопроса. Первый вопрос исследования состоял в следующем: Какие формы обучения предпочтительны среди учащихся старших классов? Второй вопрос исследования: Посещают ли ученики дополнительные курсы, и в каком формате штатном или дистанционном они проходят?
По результатам исследования было выявлено (Диаграмма 1), что лишь для 18 % учащихся предпочтительно получение знаний в штатном режиме, для 62 % респондентов форма обучения не имеет принципиального значения и лишь 20 % хотели бы получать знания только в дистанционном формате. Те учащиеся, которые хотели бы обучаться только в штатном режиме, обосновали свой выбор тем, что для них в первую очередь важен визуальный контакт с учителем и им психологически так комфортнее. Большая часть респондентов, не испытывает таких препятствий и для них не важно, в какой форме они получаются знания.
Рис. 1. Наиболее предпочтительные формы обучения
При исследовании второго вопроса было выявлено, что 67 % респондентов посещают дополнительные курсы, как в штатном, так и дистанционном форматах, с целью повторения, ликвидации пробелов в знаниях, а также изучения более углубленно материала. Из ответов учащихся выявлено, что из них, 23 % учащихся посещают различные подготовительные онлайн курсы, которые проходят в синхронном режиме, в том числе и в форме SPOC (Диаграмма 2).
Рис. 2. Посещение курсов
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что педагогами активно применяются способы проведения занятий в онлайн режиме, которые позволяют не прерывать учебный процесс. И не смотря на все возможные способы получения знаний, большая часть наиболее мотивируемых учащихся использует все возможные ресурсы обучения, которые проходят в различных дистанционных форматах, в том числе SPOC, так и в штатном формате.
Литература:
- Kentnor, H. (2015). «Distance education and the evolution of online learning in the United States». Curriculum and Teaching Dialogue. 17: 21–34.
- Kaplan A. M., Haenlein M. (2016) Higher Education and the Digital Revolution: About MOOCs, SPOCs, Social Media, and the Cookie Monster // Business Horizons. Vol. 59. No 4. P. 441–450.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384 с.