В статье рассматриваются отдельные законодательные положения, касающиеся соблюдении прав человека и гражданина при проведении отдельных ОРМ и особенности при их осуществлении в отношении осужденных в местах содержания под стражей.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, осужденные, исправительные учреждения.
The article discusses certain constitutional provisions concerning the observance of human and civil rights during certain operational investigative measures and the specifics of their implementation in relation to convicts in places of detention.
Keywords: operational search activity, operational search activities, convicts, correctional institutions.
Оперативно-розыскной деятельностью является такая деятельность, которая осуществляется как публично, так и тайно и является продуктом долгосрочного государственного развития Российской Федерации, который облечен в современных условиях в некую правовую форму.
Эта форма предполагает следование Конституции Российской Федерации, а это, на мой взгляд, связано с тем, что в оперативно-розыскной деятельности для достижения каких-либо конституционно значимых целей, таких как правосудие, очень часто возникает необходимость ограничить или вовсе пренебречь определенными конституционными правами личности, например, такими как неприкосновенность жилища, тайна телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. [1]
В то же время, любой закон должен быть правомерным и положения этого закона не должны противоречить основному закону РФ, при том, что ограничение прав и свобод все-таки возможно лишь для конституционно признанных целей и все должно осуществляться на основании закона.
Нормативная позиция о том, что абсолютно любое положение основного закона предполагает его законное обоснование, является отражением смысла норм Конституции Российской Федерации, закона и решения суда о толковании норм, относящихся к обоснованности и законности действий правоприменителей или типичным (сходным) случаям.
Важностью и значимостью для правоприменительной практики являются правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации, которые содержатся в его решениях по регулированию определенной отрасли. Так, позиции еще воспроизведены в аргументации, описанной в мотивировочной части заключения данного суда, на которой базируется конечный вывод, с целью обоснования сущности его заключения и/или содержания положений закона, подлежащих толкованию.
Позиции, сформулированные в постановлениях Пленума, служат для гарантии справедливого использование всеми судами толкований законов, что, по существу, обязывает и прочих правоприменителей орудовать соразмерно толкованию Верховного Суда РФ.
В уголовно-исполнительной системе, при осуществлении ОРМ, лицами, призванными осуществлять оперативно-розыскную деятельность в местах лишения свободы, нужно брать во внимание такие нормативно-правовые и законодательные положения, касающиеся правового положения и статуса осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах. [2]
Лица, отбывающие такое наказание, как лишение свободы, ограничены или полностью лишены некоторых конституционных прав и свобод. (рис.1)
Из этой схемы хорошо видно, что такое оперативно-розыскное мероприятие как, прослушивание телефонных разговоров и отслеживание телеграфных и почтовых сообщений, которое осуществляется очень часто во всех исправительных учреждениях, а оно даже не нуждается в постановлении суда, если производится в отношении лица, отбывающего такое наказание, как лишение свободы. Хотя, если данное ОРМ проводится в отношении гражданина, который не лишен свободы, требуется разрешение суда, разрешающего их проведение. [3]
Правовой статус лиц, приговоренных к лишению свободы изменяется, в связи со вступлением в силу решения суда о применении наказаний в виде лишения свободы и помещении лица в исправительное учреждение. К нему начинают применяться уголовно-исполнительные законы. И, как следствие этого, часть конституционных прав превращается в обязанности для осужденного к лишению свободы, что, в свою очередь, не противоречит стандартам международного права.
Все же, некоторые конституционные права этих лиц, остаются гарантированными наравне с правами законопослушных граждан. Несмотря на то, что конституционные положения распространяются на всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации, существуют весомые различия между законопослушными гражданами и теми, кто отбывает наказание по месту лишения свободы. [4]
Если проанализировать правовой статус лица, лишенного свободы в соответствии с УИК Российской Федерации, то при исполнении наказания осужденному, которому предъявляются обвинения в совершении противозаконных деяний, гарантируются его конституционные права и свободы с некоторыми ограничениями, предусмотренными УИК и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Оперативным подразделениям уголовно-исполнительной системы предоставляется обязанность и право проводить оперативно-розыскные мероприятия, задачи которых, помимо прочего, также могут быть отнесены к оперативным режимам, не требующим судебного одобрения, таким как выявление, предупреждение и раскрытие преступлений лицами, которые подготовили и совершили их в исправительных учреждениях, и, следовательно, в исправительных учреждениях используется свой определенный оперативный инструменты и методы расследования. [5]
Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации на заключенных налагаются определенные ограничения, поскольку лицо, приговоренное к лишению свободы, совершило преступление, а государство должно обеспечивать защиту своих граждан, именно поэтому и нужны эти ограничения.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что у осужденного к лишению свободы сохраняются права и свободы, гарантированные основным законом, за некоторым исключением. Так, права осужденного на тайну телефонных разговоров, получаются ограниченными статусом осужденного, определяемым решением суда, основным законом, который их гарантировал, федеральными законами и иными нормативными актами, регулирующими порядок лишения свободы. Но так как лицо, является осужденным к лишению свободы, имеет правовое закрепление и есть законные основания для осуществления оперативно-розыскных мероприятий в отношении заключенных, для изъятия информации из технических каналов связи и для прослушивания телефонных разговоров, предусмотренных нормами Федерального закона № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской федерации».
Литература:
- Гриненко А. В. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Постатейный науч.-практ. комментарий: Учеб. пособ. М.: Проспект, 2017. C. 65
- Барабанов Н. П., Даудов А. В. Информационное обеспечение предупреждения возникновения криминогенных и криминальных явлений в среде осужденных в учреждениях УИС // Человек: преступление и наказание. — 2004. № 4. — С. 52.
- Вагин О. А. Конституционные проблемы оперативно-розыскной деятельности // Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: сб. материалов Всероссийского круглого стола. СПб.: Петрополис, 2012. С. 7–68.
- Проблемы развития процессуального права России: монография / А. В. Белякова, Л. А. Воскобитова, А. В. Габов и др.; под ред. В. М. Жуйкова. М.: Норма, Инфра-М, 2016.С. 22
- Кудрявцев А. В. К вопросу о правовом статусе ОРД во ФСИН России // Проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе: сб. ст. М., 2005. С. 29.