Одной из задач исполнительного производства является своевременное исполнение актов судов, других органов и должностных лиц, а также документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. Данная задача, прежде всего, связана с институтом процессуальных сроков, который регулирует, в течение какого периода времени субъекты исполнительного производства должны совершить те или иные действия.
Данная статья посвящена срокам в исполнительном производстве, их законодательному закреплению и проблемам регулирования данного института.
Ключевые слова: процессуальные сроки, исполнительное производство, судебная защита, судебный пристав, принудительное исполнение.
Реализация права на судебную защиту тесно связана с институтом процессуальных сроков, определяющим эффективность принудительного исполнения. В соответствии с законодательством процессуальные действия должны быть совершены в разумный срок. Разумным можно назвать срок, в течение которого субъекты исполнительного производства должны совершить определенные действия в рамках отрезка времени, установленного с учетом того, что его будет достаточно для восстановления и защиты нарушенного права.
По мнению Яркова В. В. сроки в исполнительном производстве — это установленные законом либо судом, судебным приставом-исполнителем периоды времени для совершения исполнительных действий участниками исполнительного производства [2, с. 139].
Сроки в исполнительном производстве регулируются главой 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ [1], а также иными статьями данного федерального закона.
В соответствии с п.1 ст.36 ФЗ № 229-ФЗ: «содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства». По сути, данный срок ограничивает совершение исполнительных действий 2-мя месяцами. Однако п.8 этой же статьи предусматривает, что истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.
То есть можно сказать, что в данном случае есть начало процессуального срока, но нет его окончания, что является пробелом в праве. Сроки совершения процессуальных действий не ограничены, исполнительные действия могут длиться годами, что нарушает, прежде всего, права взыскателя.
Для решения данной проблемы Мурзабулатов У. М. предлагает установить в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» возможность пролонгирования сроков исполнения исполнительного документа по следующей схеме. Например, если судебный пристав-исполнитель в установленный двухмесячный срок не окончил исполнительное производство, то он по мотивированному обращению мог бы продлить срок исполнения исполнительного производства с разрешения начальника отдела — старшего судебного пристава-исполнителя до четырех месяцев; если по объективным причинам невозможно было завершить исполнительное производство за четыре месяца, то продлевает сроки исполнения с разрешения заместителя главного судебного пристава субъекта федерации до шести месяцев; а при невозможности завершить исполнительное производство за шесть месяцев, то по решению главного судебного пристава субъекта федерации срок исполнения исполнительного производства продлевается на срок до одного года. Для продления срока свыше 12 месяцев необходимо санкционирование суда [3, с. 93].
По моему мнению, необходимо внести в законодательство положение о том, что совершение процессуальных действий должно быть ограничено максимальным сроком 12 месяцев, с возможностью продления данного срока через суд. В течение этого периода времени вполне возможно совершить все процессуальные действия, необходимые для взыскания необходимых средств с должника в пользу взыскателя.
Еще одним интересным моментом является то, что в соответствии с п.12 ст.30 ФЗ № 229-ФЗ: срок для добровольного исполнения для должника составляет пять дней. Еремеева М. Р. считает, что этого времени недостаточно для того, чтобы должник нашел необходимые средства, в чем я с ней согласна. Граждане не укладываются в этот срок по различным бытовым причинам. Полагаю, нужно продлить этот срок до 14 дней. Этого времени будет вполне достаточно для того, чтобы должник сам исполнил требования по исполнительному листу.
Невозможно не согласиться с позицией Еремеевой М. Р. и по поводу введения системы поощрений: при пропуске срока оплаты по уважительным причинам (болезнь, отъезд, работа и т. д.) на небольшое количество времени сумма исполнительского сбора будет меньше или не будет взиматься вовсе [4, с. 279], это будет стимулировать должника к наиболее быстрому исполнению своих обязательств.
Важно отметить, что в соответствии с п.1 ст.38 ФЗ № 229-ФЗ: судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней. Теоретики, изучающие этот вопрос, обращают внимания на то, что в законе не указано, сколько раз пристав может отложить совершение исполнительных действий и мер принудительного исполнения. Ввиду отсутствия ограничения исполнительное производство затягивается, что прежде всего нарушает права взыскателя. Данный пробел необходимо устранить введением соответствующих норм права. Например, дополнить ст.38 ФЗ № 229-ФЗ пунктом 1.1: «судебный пристав-исполнитель имеет право отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения не более трех раз». Далее откладывать исполнительное производство необходимо только по решению суда.
Также необходимо внести в законодательство положение о том, что судебный пристав-исполнитель сам определяет, на какой срок откладывать производство, так как это зависит от различных обстоятельств дела, оценить которые сможет именно пристав. При этом не должен нарушаться принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, предусмотренный п. 2 ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Проблема затягивания сроков, прежде всего, связана с тем, что на судебного пристава возлагаются тяжелые, а иногда и невыполнимые задачи. Судебный пристав имеет в производстве несколько дел и в силу объективных причин не успевает принимать решения и совершать действия, оказывающие воздействие на должника. Эту проблему можно решить путем законодательного урегулирования вопроса, связанного с большой нагрузкой судебного пристава, а именно необходимо создать регламент, в котором будет указано, какое количество исполнительных производств может вести одновременно судебный пристав исполнитель [5, с. 222]. Это будет способствовать тому, что пристав будет более эффективно выполнять свою работу, и после завершения одного производства, перейдет к другому.
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод о том, что в законодательстве об исполнительном производстве имеются пробелы, число которых не является исчерпывающим. Правовая сфера должна реформироваться наряду с развитием всего общества. Проблемы, которые встречаются на практике служат этому подтверждением.
Для оперативного построения системы исполнительного производства необходимо:
- Ввести в Федеральный закон № 229-ФЗ предельные сроки исполнительного производства.
- Продлить срок добровольного исполнения для должника.
- Ввести ограничения, связанные с отложением исполнительного производства
- Продлить срок отложения исполнительного производства.
- Решить проблему, связанную с повышенной нагрузкой судебного пристава.
Решение этих вопросов будет способствовать ликвидации проблемы затягивания исполнительного производства, а также повышению эффективности деятельности судебных приставов.
Литература:
- Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- Исполнительное производство: Учебник / Под общ. ред. проф. В. В. Яркова. Москва: Статут, 2020. 576 с.
- Мурзабулатов У. М. К вопросу об оптимизации сроков исполнения судебных актов в исполнительном производстве // Правовое государство: теория и практика. 2015. № 1 (39). С. 92–94.
- Еремеева М. Р. Актуальные проблемы исполнительного производства в России // Молодой ученый. 2022. № 20 (415). С. 278–280.
- Хусаинова Р. Р. Сроки совершения исполнительных действий // Современное состояние системы принудительного исполнения в Российской Федерации и пути ее совершенствования: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Уфа. 2020. С. 220–222.