В статье рассматривается определение реабилитации детей-инвалидов, даны направления реабилитации, подчеркивается необходимость прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ), где подбирается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА). Автором определены проблемы и способы решения несовершенства системы реабилитации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Ключевые слова: реабилитация детей-инвалидов, МСЭ, ИПРА, «доступная среда», трудности реабилитации детей-инвалидов, комплексная реабилитация детей-инвалидов, совершенствование системы комплексной реабилитации детей-инвалидов.
Опираясь на данные представленные во всемирной организации здоровья, следует отметить, что около 15 % общего населения всего мира имеют определенную форму инвалидности, что составляет более миллиарда человек. Инвалидизация постоянно растет. По данным статистики, в России, на 2022 год число инвалидов составило 11,3 млн чел [1].
Таким образом, проблема инвалидности является общественно значимой, а соответственно нуждается в поиске международных подходов к реабилитации, способствующей интеграции в общество. В разных странах принимаются законы, положения и другие документы, способствующие повышению уровня жизни инвалидов, но при этом наблюдается нехватка различных возможностей и условий для самореализации инвалида, особенно в российском обществе. Существует множество подходов, но нет единой системы, которая бы позволила создать единую систему реабилитацию, отвечающую всем требованиям нуждающихся.
Опираясь на закон, следует отметить, что реабилитация детей-инвалидов представляет собой процесс, либо систему, способствующую полному, либо частичному восстановлению, касающуюся общественной, профессиональной, бытовой и другой деятельности. Реабилитация представляет собой процесс, который позволяет компенсировать ограничения жизнедеятельности для того что бы адаптироваться к обществу, помогая в него интегрироваться.
В состав комплексной реабилитации включены следующие направления: медицинское (протезирование, санаторно-курортное лечение); профессиональное (профориентация, содействие трудоустройству и первичная адаптация на рабочем месте); социально-средовое; социально-педагогическое; социально-психологическое; социально-бытовое; оздоровительное и т. д.
Соответственно, каждое направление соответствует той сфере, которую затрагивают изменения в реабилитационном процессе ребенка-инвалида. В каждой сфере есть специфические особенности, благодаря которым была реализована работа с детьми-инвалидами, при этом следует отметить, что международный опыт имеет свои плюсы, которые необходимо адаптировать к современным российским реалиям.
Государственная программа «Доступная среда» помогает организовывать жизнь инвалидов в любом возрасте. Особенно это касается детей. Внутри государственных учреждений и магазинов имеются тактильные карточки, обозначения для слабовидящих, пандусы для инвалидов-колясочников. С каждым годом все больше регионов принимает участие в программе, стремясь облегчить жизнь людям с инвалидностью.
В настоящее время, права инвалидов, которые позволяют обращаться в учреждения за оказанием помощи в реабилитации и абилитации является прохождение медико-социальной экспертизы (МСЭ), где подбирается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА).
В настоящее время существуют проблемы, которые заключаются в том, что нет конкретики в определении самой услуги по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, а также как и на каких условиях она предоставляется, именно это затрудняет предоставление услуг на региональном уровне. Все это затрудняет не только получение услуг, но и понимание куда за ними обращаться. При этом, другой значимой проблемой выступает отсутствие специальных правовых актов для регуляции межведомственного взаимодействия для реализации ИПРА, а также индивидуального подхода к реализации услуг [3].
Существует еще ряд трудностей, которые происходят в процессе реализации прав детей-инвалидов. Одной из значимых проблем является то, что крупные центры с современным оборудованием и квалифицированными специалистами находится исключительно в городе, а сельские районы недополучают услуги из-за удаленности от места жительства реабилитационных центров.
Значимой трудностью выступает большая нехватка специалистов, задействованных в комплексной реабилитации детей-инвалидов. Нет единого реестра, в котором бы содержался список необходимых специалистов, а также несовершенна система переаттестации, поэтому число тех, кто принимает непосредственное участие в реабилитации детей-инвалидов трудно определить. Поэтому, учитывая вышеупомянутые факторы, детям-инвалидам может быть оказана недостаточно квалифицированная помощь, либо возможен недостаток оказанных услуг из-за отсутствия специалистов.
Другим значимым направлением, в котором на данный момент имеются нестыковки, является применение информационных технологий в процессе организации реабилитации детей-инвалидов. Существует Федеральный реестр инвалидов, в котором учитываются инвалиды (в том числе дети-инвалиды), приводится информация о группах инвалидности, ограничениях жизнедеятельности, трудоспособности, мероприятиях, выплатах и иных сведениях. При этом отсутствует возможность отслеживать получение помощи в реабилитации, востребованные услуги, данные о реабилитационном потенциале и многое другое.
Отсутствуют услуги, способствующие сопровождению инвалидов, что снижает эффективность оказываемых услуг, страдает адресный подход к каждому ребенку-инвалиду. С другой стороны, наблюдается задержка развития в рамках интеграции детей-инвалидов в общество, что обусловлено отсутствием более совершенных форм сопровождения [2].
Жизнь ребенка-инвалида значительно зависит от места проживания, организации процесса реабилитации. Поэтому так важно создавать необходимую реабилитационную среду, которая бы находилась в шаговой доступности.
Первичная профилактика детей-инвалидов в нашей стране развита, но при этом оказание помощи данной категории детей и их семьям недостаточно отрегулировано, присутствуют проблемы последовательности оказания помощи. Определение механизмов и инструментов в данной области будет содействовать положительным изменениям в систематичной реабилитации детей-инвалидов [3].
В качестве решения данных проблем в России предлагаем следующие пункты:
- Разрабатывать и приводить в исполнение различные законодательные акты и иные документы, которые способствуют регулированию процесса реабилитации детей-инвалидов. В это входит: внесение конкретики в понятия и положения о детях-инвалидах; расширение обещанного перечня услуг по всем направлениям комплексной реабилитации; создание более «прозрачной» и «прямой» формы обязательного финансирования нужд детей-инвалидов; разработка и реализация на законодательном уровне положений, связанных с первичной профилактикой детей-инвалидов, а также оказания помощи семьям, совершенствование системы сопровождения.
- Повышение эффективности организации и методического обеспечения комплексной реабилитации детей инвалидов. Это проявится в: популяризации опыта работы с детьми-инвалидами между специалистами, а также вынесение краткой информации в общество; совершенствование системы обучения и аттестации специалистов, задействованных в комплексной реабилитации; сетевое взаимодействие реабилитационных центров по всей стране; расширение штата специалистов с опытом, которые могут работать с необходимыми технологиями и осуществлять своевременную помощь; согласование межведомственного взаимодействия на всех этапах реабилитации детей-инвалидов; обеспечение условий для доступности получения помощи всем детям-инвалидам, максимально близко к месту жительства; организация грамотной информационной поддержи родителей для оказания помощи семье и ребенку-инвалиду.
- Развитие системы подготовки и переподготовки кадров, задействованных в комплексной реабилитации детей-инвалидов. Реализуемо в ряде мероприятий: поддержка научных исследований на данную тему; разработка и внедрение методов работы с детьми-инвалидами по вопросам реабилитации; переоценка зарубежного опыта и внедрение адаптированном виде новых подходов к оказанию помощи; расширить возможности обязательной подготовки специалистов по комплексной реабилитации на базе учебных заведений; организовывать специальную профессиональную переподготовку специалистов по реабилитации детей-инвалидов.
- Развитие системы при которой будут реализованы информационные технологии, способствующие мониторингу, преемственности, единой системе данных о детях-инвалидах и квалифицированных специалистах, оказывающих им помощь.
Одними из наиболее значимых направлений в реабилитации детей-инвалидов в России являются:
— повышение эффективности комплексной реабилитации;
— организация системной помощи детям-инвалидам и их семьям;
— обеспечение возможностей для использования разных инновационных форм сопровождения детей-инвалидов и членов их семей, а также их включение в реабилитационный процесс;
— развитие информационного просвещения родителей детей-инвалидов и расширение адаптационных возможностей при включении в социум.
Учитывая все вышеназванные предложения имеющиеся проблемы, актуальные для России в вопросах реабилитации детей-инвалидов будут частично разрешены, а риски возникновения беззакония и отсутствия поддержки сведены к минимуму.
Литература:
- День инвалидов. — URL: http://library.kspu.ru/jirbis2/images/Vistavki/2020/Den-invalidov.pdf (дата обращения: 06.10.2022)
- Положение инвалидов. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 06.10.2022)
- Сабанов, З. М. Организационные основы реабилитации инвалидов в Российской Федерации /М. Сабанов // Общество и право. — 2016. — № 3. — С. 217–221.
- Сычёва Н. В. Актуальные вопросы системы социальной реабилитации детей-инвалидов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-sistemy-sotsialnoy-reabilitatsii-detey-invalidov (дата обращения: 13.10.2022).