В статье раскрываются возможности коррекции поведения современных подростков.
Ключевые слова: ценностей подростков поколения Z.
Ввиду ряда объективных процессов, происходящих в обществе: глобализации, компьютеризации, повсеместного использования интернета, отмечается широкое распространение среди подростков поколения Z рискованных способов проведения досуга, опасных развлечений, соревнований, проявлений аутодеструктивного поведения. Москаленко Г. В. отмечает, что системы связи, телекоммуникационные средства, популярные электронные базы данных часто используют в качестве информационного оружия. По мнению Зарубиной Н. Н. у современных подростков наблюдается повышенная склонность к неоправданному риску и недооценке возможностей негативных последствий на фоне перспектив обретения сиюминутных преимуществ — удовольствия, выгоды, высокой оценки со стороны окружающих. Опросы Института социологии РАН выявили, что 59 % подростков и молодёжи допускают нарушение моральных принципов и норм для того, чтобы добиться успеха в жизни, поскольку считают современный мир жестоким. Перед педагогами и психологами стоят задачи, связанные не только с углублением знаний об особенностях подростков поколения Z, но и нахождение форм, способов и средств психолого-педагогического воздействия. Мы предполагаем, что у современных подростков 14–15 лет существует те же особенности поведения, свойственные подросткам поколения Z зависимость от гаджетов, аутодеструктивное поведение как результат негативного информационного воздействия СМИ. Предпочитаемые ценности только формируются.
Поколение Z — это люди в возрасте от 0 до 20 лет. Шамис Е. отмечает, что у большинства зумеров — родители ИКС, которые стараются максимально развить кругозор, интеллект своего ребёнка через всевозможные кружки, секции, языковые студии, спортивные сообщества, путешествия, книги, спектакли, игровые комнаты, развивающие занятия и т. д., а потом делают основательный выбор — чем ребенку заниматься [11].
Проанализировав современные источники [1,3,7], выделили психологические особенности подростков как составной части поколения Z.
Информационная эра человечества, характеризующаяся возможностью свободно передавать и принимать информацию, привела к изменениям в возрастном развитии нервной системы подростков. Поток информации, которую приходится потреблять современному подростку, провоцирует возбудимость, впечатлительность, неусидчивость, суетливость. Наряду с этим подростки поколения Z быстро обучаются и также быстро обрабатывают информацию, мгновенно могут переключаться с одного вида деятельности на другой, а также действовать в условиях многозадачности [7].
Телекоммуникационные средства часто используются в качестве негативного информационного воздействия на психику современного подростка и приводят к аутодеструктивному поведению. Способствует аутодеструктивному поведению виртуальное общение в форме так «кибербуллинга. В целом современные подростки могут в большей степени испытывать на себе негативные эффекты, связанные со стрессорами и изменением процессов социализации в силу из возрастных особенностей: незавершенного развития нервной системы.
Ценности являются фундаментальными жизненными ориентирами современных подростков. Без их учета становится невозможным организовывать образовательный процесс. Если у предыдущих поколений образование являлось базой, на основе которой они постепенно выстраивали свою карьеру в одном направлении, то у «зумеров» появляются ФГОСы и ЕГЭ, поэтому образование для них является чем-то обязательным и непонятным в применении. Многие «зумеры»-обучающиеся уже осознали свои возможности в самообразовании и развитии, а для самых смелых и сообразительных школа перестала быть чем-то полезным, ведь всю интересную и важную информацию можно почерпнуть из интернета бесплатно при помощи одного голосового запроса, используя смартфон. В результате удерживать внимание подростков поколения Z на идее важности образования становится все труднее. Они живут в интернете и социальных сетях практически с рождения, что накладывает колоссальный отпечаток на всю систему ценностей этого поколения.
XXI век характеризуется переоценкой ценностей: предпочтение отдается материальным потребностям (деньги, вещи), деловым связям, индивидуальным интересам (как стать здоровым, богатым, знаменитым и т. п.) [2]. Н. Хоув и В. Штраус считают, что доминирующее влияние на формирование ценностей поколения оказывает модель воспитания, принятая в семье, а также политические, экономические, социальные и технологические события, которые произошли с детьми до 11–12 лет [4]. Авторы считают, что ценности здоровья для нового поколения будут еще более актуальны. Люди будут осознавать, что для поддержания здоровья при современном образе жизни нужно прикладывать больше усилий. Семейные ценности в глазах нового поколения обречены на снижение значимости. Перемещение внимания будет происходить в сторону карьеры и благосостояние. Новое поколение будет стремиться к достижению личных целей. Духовные ценности будут обесцениваться. Группа людей высококультурных, для которых образование, духовность, личностное развитие имеют высокий приоритет, будет сокращаться. Отмечается, что подростки поколения Z меньше общаются в социальной реальности и все больше в реальности виртуальной, что чаще всего приводит к аутизации. В результате ценность — наличие друзей будет обесцениваться.
Очирова Л. И. выявила, что для подростков общеобразовательных школ значимой ценностью является «получение удовольствия», а для подростков, обучающихся в гимназии, лицее значимо признание общечеловеческих ценностей: любви, познания и т. д. На последнем месте стоит жизненная цель «развитие себя». Стремление к самосовершенствованию, профессиональную жизнь, образование современные подростки ставят на последнее место. Инструментальную ценность для поколения Z представляет образование и профессионализм. Профессия рассматривается как ресурс для достижения успеха в будущем, как инструмент, позволяющий занять «высокодоходную экономическую нишу». Процесс трансформации наблюдается в отношении понимания ответственности как морально-этической ценности. Бауман З.отмечает, что ответственность для современных подростков приобретает краткосрочный, инструментальный характер. Они предпочитают избегать ответственности или минимизировать ее долю как по степени, так и по времени. Мохова С. Ю. отмечает, что у поколения Z ценностные ориентации только начинают дифференцироваться. [3]. Рассмотрим предпочтение ценностей по методике М. Рокича. Распределение терминальных ценностей подростками 8-го кл.: на первом месте ставят жизненные ценности (77 %). На втором месте развлечения (61 %) и счастливая семейная жизнь (61 %). На третьем месте здоровье (54 %) и материально обеспеченная жизнь (54 %). Отвергается ценность — общественное призвание, счастье других.
Для 77 % чел. предпочитаемая инструментальная ценность –аккуратность, умение содержать свои вещи в порядке, порядок в делах. На втором месте — воспитанность, хорошие манеры (54 %). На третьем месте для 46 % чел. — самоконтроль, ответственность, твердая воля, честность. Для всех респондентов– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) не является предпочитаемой. Предпочтение рационализму как терминальной ценности отдают лишь 38 % респондентов. Для современных подростков наличие хороших и верных друзей не актуально. Из инструментальных ценностей 61 % чел. выбирает аккуратность. В целом несмотря на то, что ценности современного поколения подростков только формируются, можно выделить предпочтение относительно поддержания здоровья, наличие семьи, материального благосостояния. Обесцениваются стремление к самосовершенствованию, развитию, образованности, наличию верных друзей, терпимость к взглядам других.
Литература:
- Богачева, Н. В. Мифы о «поколении Z» /Н. В. Богачева, Е. В. Сивак; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУВШЭ, 2019. — 64 с.
- Богданов, С. И. Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения Z: цифровая молодёжь в образовательной системе современной России [Электронный ресурс] Режим доступа: postmaterialnye-tsennosti-i-zhiznennye-orientatsii-pokoleniya-z-tsifrovaya-molodezh-v-obrazovatelnoy-
- Мохова, С. Ю. Иерархия в системе жизненных целей у представителей X, Y и Z-поколений [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru..
- Ожиганова, Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru.
- Попова, И.Н. ФГОС — подростку: в центре педагогического внимания [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru.
- Профилактика деструктивного поведения в молодежной среде / Составители И. Ф. Шиляева. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. — 169 с.
- Сапа, А. В. Поколение Z — поколение эпохи ФГОС [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru. (дата обращения 12.11.2021).
- Церковникова, НГ. Цифровое поколение: потери и приобретения [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru.
- Шакирова, Г. Ф. Психологические особенности гаджет — зависимости учащихся [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru.
- Шамис, Е. «Ослабь хватку» или «Профессиональное родительство» поколения X. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://rugenerations.su.