В данной статье рассматриваются вопросы зарождения и развития орнитаморфных образов на территории Сибири. Характерные особенности иконографии в период Иткульской и Кулайской культур.
Ключевые слова: орнитаморфные образы, иконография, Кулайская культура, Сибирь, символ птицы, металлопластика, антропоморфные лучины, Иткульская культура.
Реальная практика поведения и культовая деятельность коренных народов Сибири ориентировались на сохранение растительного и животного мира. В отношении человека к природе присутствовала забота о сохранении жизненных условий для будущих поколений.
Не исключением стал и символ птицы, пронизывающий весь период существования человеческой культуры. С самых первых ее проявлений, орнитоморфный образ выступал неотъемлемым компонентом воплощения мировоззрения людей в материальных объектах. Изображение таких образов отображало глубокий мировоззренческий смысл, повсеместно встречающийся в прикладном искусстве.
Рис. 1. Амулет-птицеидол. Сибирь, раннее средневековье
Самые ранние изображения появляются в эпоху палеолита в виде росписи пещер, рисунков на скалах «писаницах», а также мелкой пластики из камня, кости, бивня мамонта, глины, янтаря, дерева. Одним из древнейшего изображения на изделии костяной пластики, является фигурка цапли. Возраст которой определяется примерно в тридцать две тысячи лет до н. э. Не менее известен лебедь, вырезанный из бивня мамонта, обнаруженный при раскопках стойбища охотников у села Мальта близ Иркутска.
Рис. 2. Костяная пластика с изображением птицы. Возраст 32 тыс. лет. Лебедь, вырезанный из бивня мамонта
Его примерный возраст составляет двадцать две тысячи лет до н. э. Особого внимания заслуживает и фигурка птицы, со стоянки Мезино, близ Новгорода-Северского, отнесенная к периоду позднего палеолита, вся поверхность, которой покрыта орнаментом. Также изображался образ крылатой птицы на скульптурах и графически наносился на керамику.
На территории Сибири существовали различные, по обработке, предметы прикладного искусства, на которых изображены орнитаморфные мотивы. Такая вариативность привела к образованию различных, археологических культур. Наибольшего пика своего развития образы птиц достигли в период Иткульской и Кулайской культур.
Орнитоморфная металлопластика из меди и бронзы получила широкое распространение в Урало-Западно-Сибирском регионе. Ее различают по иконографии и периоду бытования
К примеру, Иткульская культура относиться к первой половине раннего железного века (VII-III века до н. э.), и располагалась в районах горнолесного и лесостепного Зауралья. Она была выявлена историком К. В. Сальниковым при исследованиях городища на озере Иткуль, в честь которого получила свое название. Основным занятием иткульцев являлось металлообработка. Особенно были развиты цветная металлургия, бронзолитейное и кузнечное дела. Из металла они изготовляли бесчисленное множество предметов: орудий труда, посуду, украшения, ритуально — магическую утварь. Среди них, также известно более ста двадцати птицеидолов
Рис. 3. Иткульские орнитоморфные идолы VII-III в. до н. э.
Большинство орнитоморфных образов несут в себе черты дневных хищных птиц, таких как орел, ястреб, коршун, сокол, также встречаются образы дятла, ворона или совы. Данные идолы отличаются воплощенными в металле образами птиц. Значительные отличия содержаться в иконографическом исполнении, в размере, в манере передачи объема, в наличие различных креплений, а также в степени обработки после отливки.
Рис. 4. Орнитоморфный подвесной идол с личиной на груди, первая половина I-го тысячелетия н. э.
Своего развития орнитоморфные мотивы также получают в период Кулайской культуры, которой принято историками называть археологической культурой Западной Сибири с середины I тыс. до н. э. по I тыс. н. э. Название культуры зародилось в 1920 — х годах и способствовало этому находки в 1922 году на горе Кулайке, что в переводе селькупского «гора духов (предков)» и расположена в Чаинском районе Томской области. Находка состояла из предметов бронзового литья.
Рис. 5. Бронзовая птица, средневековье, Кулайская культура
Изделия представляли собой плоские, ажурные, с простым рисунком орудия труда и предметов культа, в виде фигурок людей, рук и лиц, животных и птиц, мифических существ. Данные изображения, как известно ученым и историкам, появляются в виде мелкой пластики из камня, кости, бивня мамонта.
Для некоторых орнитаморфных образов, характерно, как отмечает историк Я. А. Яковлев, наличие иконографических диадем на антропоморфных личинах. Отсюда также следует, что, уже по мнению А. И. Соловьева, кулайцы носили птицевидные головные уборы, представляющие собой цельные фигуры птиц. Они использовались в культовых церемониях. Для них характерны свои отличительные черты, это главным образом, бронзовому литью присущ «скелетный стиль» в передаче орнитаморфных образов. Его характеризует «реалистичная передача голов животных, отображение контуров их фигур с показом внутреннего строения: ребер и вертикальной линии, заканчивающейся овалом, что, возможно предусматривает внутренние органы».
Таким образом, наибольшего своего развития орнитаморфные образы получили в период Иткульской и Кулайской культур, для которых характерны свои особенности. В эти времена производились различные предметы искусства, несущие собой определенные семантические значения.
Литература:
1. Cyberleninka [Электронный ресурс]/ Иконография птицевидных образов с развернутыми крыльями в кулайской металлопластике. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ikonografiya-ptitsevidnyh-obrazov-s-razvyornutymi-krylyami-v-kulayskoy-metalloplastike
2. Liveinternet [Электронный ресурс]/ Некоторые аспекты орнитоморфного образа в культовой металлопластике народов Сибири. — Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/rychev/post307973776/
3. Liveinternet [Электронный ресурс]/ Символы птиц. — Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/4513657/post215207128
4. Studfiles [Электронный ресурс]/ История народного искусства Сибири. Орнитоморфные мотивы, — 2015 г. — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2912019/page:5/, свободный. — Загл. с экрана
5. Православная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Иконография, — 2014 г. — Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/389052.html