Данная статья посвящена изучению особенностей агромаркетинга, рассмотрены цель, задачи, типы агромаркетинга, представлены основные направления развития агромаркетинга.
Ключевые слова: сельское хозяйство, агромаркетинг, маркетинг аграрного предприятия, служба управления.
This article is devoted to the study of the features of agricultural marketing, the purpose, objectives, types of agricultural marketing are considered, the main directions for the development of agricultural marketing are presented.
Keywords: agriculture, agricultural marketing, marketing of an agricultural enterprise, management service.
Переход к рыночным отношениям коснулся всех отраслей экономики страны, в том числе аграрной сферы. У предприятий вне зависимости от формы собственности и хозяйствования возникла объективная потребность в формировании экономического механизма рыночного хозяйствования, одной из важнейших его составляющих выступает маркетинг.
Агромаркетинг — это изучение и прогнозирование внешней среды, создающей условия для развития производства и реализации сельскохозяйственной продукции с целью максимального удовлетворения платежеспособного спроса на аграрном рынке [1].
Предметом агромаркетинга является не только движение сельскохозяйственной продукции и продовольствия от товаропроизводителей к покупателям, но и изучение всех вопросов, связанных с эффективной организацией производственной деятельности аграрных предприятий.
Для достижения основной цели агромаркетинга, да и собственно агробизнеса, требуется получение необходимого количества продукции с целью удовлетворения потребностей населения в аграрной продукции.
Специфика маркетинга в аграрной сфере определяется:
— зависимостью экономических результатов от природных условий;
— особым значением продовольственных товаров;
— несовпадением рабочего периода и периода производства;
— сезонностью производства и получения продукции;
— разнообразием форм собственности и организационных форм хозяйствования;
— участием государственных органов в развитии и поддержке агропромышленного комплекса и его отдельных отраслей.
В зависимости от состояния спроса на аграрном рынке, можно выделить различные задачи и типы агромаркетинга (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика состояния спроса в агромаркетинге
Состояние спроса |
Задачи по управлению агромаркетингом |
Тип агромаркетинга |
Отрицательный спрос |
Подробный анализ изменения негативного отношения к товарам на агрорынке, стимулирование спроса и доведение его до уровня предложения |
Конверсионный агромаркетинг |
Потенциальный спрос |
Превратить потенциальный спрос в реально предлагаемый |
Развивающий агромаркетинг |
Падающий спрос |
Определение комплекса мер по оживлению агрорынка товаров, когда спрос достигает стадии спада в своем жизненном цикле |
Ремаркетинг |
Колеблющийся спрос |
Разработка системы мер по управлению колебанием объема и структуры аграрного рынка товаров |
Синхромаркетинг |
Соответствие спроса предложением по объему и структуре |
Поддержка спроса на достигнутом уровне в течение промежутка времени, оптимального с точки зрения сельскохозяйственного предприятия |
Демаркетинг |
Иррациональный спрос |
Сбалансировать потребление нежелательных товаров агрорынка, ликвидация и снижение спроса |
Агромаркетинг противодействия |
Отсутствует спрос |
Повысить качество товара на агрорынке до потребностей потребителей |
Стимулирующий агромаркетинг |
Агромаркетинг на современном этапе в условиях трансформаций представляет собой сложную организационную систему, включающую в себя комплекс рыночных отношений, создающих условия для взаимовыгодного обмена между сельскохозяйственными предприятиями и рынками сбыта продукции, формирования требований потребителей и определения возможностей их удовлетворения.
Для эффективного ведения агробизнеса нужно осмыслить особенности маркетинга и учесть их в деятельности предприятии АПК. Использование инструментов маркетинга в сельском хозяйстве несколько сложнее по сравнению с промышленным, в первую очередь, это обуславливается использованием разнообразных способов и приемов для достаточно большого количества производимой здесь продукции. В теории маркетинга продукцию, производимую в сельскохозяйственных предприятиях, можно разделить на товары первой необходимости, товары с дополнением в гармонии полезности и потребности, а третьи используют для удовлетворения высокого уровня жизни, его эстетики [3].
Итак, дальнейшее развитие аграрного рынка страны, учитывая особенности управления агромаркетингом, предполагает повышенную активность сельскохозяйственных предприятий в коммерческой деятельност и создание динамично развивающейся рыночной инфраструктуры. Важным условием выполнения данных условий является более активное внедрение маркетинга при выполнении комплекса маркетинговых функций [5].
Основными особенностями агромаркетинга являются:
- Служба агромаркетинга имеет дело с товаром первой необходимости. Чаще всего товар быстро портится, поэтому необходимо не только тщательно разрабатывать стратегию реализации с учетом потребностей и интересов потребителей, но и обеспечивать оперативность поставок, сервисное обслуживание.
- Рабочий период и период производства существенно отличается. Сельскохозяйственную продукцию получают 1–2 раза в год, в то время как рабочий период длится на протяжении всего года. Поэтому необходимо уметь прогнозировать период спроса, учитывать сезонность продукции [2].
- Качество сельскохозяйственной продукции в значительной степени влияет качество и интенсивность использования земли. В агромаркетинге необходимо учитывать объем, ассортимент и качество продукции.
- Конкуренция в аграрной сфере является многоаспектной и зависит от формы собственности, ассортимента сельскохозяйственного предприятия, используемых средств в производстве. В связи с этим могут применяться различные тактики, формы и методы агромаркетинга.
- Особенности спроса потребителей, высокая конкуренция на рынке и схожесть реализуемой продукции, что приводит к необходимости быстрого приспособления системы маркетинга к решениям, принимаемым на государственном уровне.
Следовательно, для обеспечения стабильного развития сельскохозяйственных предприятий в современных условиях нужно разработать стратегический план развития агромаркетинга в стране, который бы базировался на маркетинговых исследованиях и учитывал все особенности маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий [6]. При этом следует отметить, что маркетинг агропредприятий как самостоятельное направление теории современного маркетинга предполагает изучение, прогнозирование и осуществление предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов рынка в сфере производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции с целью достижения максимальной прибыли и максимального удовлетворения потребностей потребителей этой продукции.
Литература:
- Байдакова, Е. С. Инструменты маркетинговой деятельности агропромышленного предприятия / Е. С. Байдакова // Островские чтения. — 2022. — № 1. –С. 132–135.
- Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. — 2-е изд. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 336 с.
- Дмитриева, К. Е. Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития / К. Е. Дмитриева, Л. Н. Дулепинских // Eo ipso. — 2022. –№ 7. –С. 26–28.
- Егоров, Ю. Н. Управление маркетингом: учебник / Ю. Н. Егоров. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 238 с.
- Маркетинг в агропромышленном комплексе: учебник и практикум для вузов / Н. В. Суркова [и др.]; под редакцией Н. В. Сурковой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 314 с.
- Серских, А. А. Направления развития конкурентной среды АПК / А. А. Серских // Актуальные исследования. — 2022. — № 21 (100). — С. 108–112.