Особенности развития агромаркетинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 06.12.2022

Статья просмотрена: 279 раз

Библиографическое описание:

Вонявкина, Т. Н. Особенности развития агромаркетинга / Т. Н. Вонявкина, Л. Н. Дулепинских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97276/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья посвящена изучению особенностей агромаркетинга, рассмотрены цель, задачи, типы агромаркетинга, представлены основные направления развития агромаркетинга.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агромаркетинг, маркетинг аграрного предприятия, служба управления.

This article is devoted to the study of the features of agricultural marketing, the purpose, objectives, types of agricultural marketing are considered, the main directions for the development of agricultural marketing are presented.

Keywords: agriculture, agricultural marketing, marketing of an agricultural enterprise, management service.

Переход к рыночным отношениям коснулся всех отраслей экономики страны, в том числе аграрной сферы. У предприятий вне зависимости от формы собственности и хозяйствования возникла объективная потребность в формировании экономического механизма рыночного хозяйствования, одной из важнейших его составляющих выступает маркетинг.

Агромаркетинг — это изучение и прогнозирование внешней среды, создающей условия для развития производства и реализации сельскохозяйственной продукции с целью максимального удовлетворения платежеспособного спроса на аграрном рынке [1].

Предметом агромаркетинга является не только движение сельскохозяйственной продукции и продовольствия от товаропроизводителей к покупателям, но и изучение всех вопросов, связанных с эффективной организацией производственной деятельности аграрных предприятий.

Для достижения основной цели агромаркетинга, да и собственно агробизнеса, требуется получение необходимого количества продукции с целью удовлетворения потребностей населения в аграрной продукции.

Специфика маркетинга в аграрной сфере определяется:

— зависимостью экономических результатов от природных условий;

— особым значением продовольственных товаров;

— несовпадением рабочего периода и периода производства;

— сезонностью производства и получения продукции;

— разнообразием форм собственности и организационных форм хозяйствования;

— участием государственных органов в развитии и поддержке агропромышленного комплекса и его отдельных отраслей.

В зависимости от состояния спроса на аграрном рынке, можно выделить различные задачи и типы агромаркетинга (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика состояния спроса в агромаркетинге

Состояние спроса

Задачи по управлению агромаркетингом

Тип агромаркетинга

Отрицательный спрос

Подробный анализ изменения негативного отношения к товарам на агрорынке, стимулирование спроса и доведение его до уровня предложения

Конверсионный агромаркетинг

Потенциальный спрос

Превратить потенциальный спрос в реально предлагаемый

Развивающий агромаркетинг

Падающий спрос

Определение комплекса мер по оживлению агрорынка товаров, когда спрос достигает стадии спада в своем жизненном цикле

Ремаркетинг

Колеблющийся спрос

Разработка системы мер по управлению колебанием объема и структуры аграрного рынка товаров

Синхромаркетинг

Соответствие спроса предложением по объему и структуре

Поддержка спроса на достигнутом уровне в течение промежутка времени, оптимального с точки зрения сельскохозяйственного предприятия

Демаркетинг

Иррациональный спрос

Сбалансировать потребление нежелательных товаров агрорынка, ликвидация и снижение спроса

Агромаркетинг противодействия

Отсутствует спрос

Повысить качество товара на агрорынке до потребностей потребителей

Стимулирующий агромаркетинг

Агромаркетинг на современном этапе в условиях трансформаций представляет собой сложную организационную систему, включающую в себя комплекс рыночных отношений, создающих условия для взаимовыгодного обмена между сельскохозяйственными предприятиями и рынками сбыта продукции, формирования требований потребителей и определения возможностей их удовлетворения.

Для эффективного ведения агробизнеса нужно осмыслить особенности маркетинга и учесть их в деятельности предприятии АПК. Использование инструментов маркетинга в сельском хозяйстве несколько сложнее по сравнению с промышленным, в первую очередь, это обуславливается использованием разнообразных способов и приемов для достаточно большого количества производимой здесь продукции. В теории маркетинга продукцию, производимую в сельскохозяйственных предприятиях, можно разделить на товары первой необходимости, товары с дополнением в гармонии полезности и потребности, а третьи используют для удовлетворения высокого уровня жизни, его эстетики [3].

Итак, дальнейшее развитие аграрного рынка страны, учитывая особенности управления агромаркетингом, предполагает повышенную активность сельскохозяйственных предприятий в коммерческой деятельност и создание динамично развивающейся рыночной инфраструктуры. Важным условием выполнения данных условий является более активное внедрение маркетинга при выполнении комплекса маркетинговых функций [5].

Основными особенностями агромаркетинга являются:

  1. Служба агромаркетинга имеет дело с товаром первой необходимости. Чаще всего товар быстро портится, поэтому необходимо не только тщательно разрабатывать стратегию реализации с учетом потребностей и интересов потребителей, но и обеспечивать оперативность поставок, сервисное обслуживание.
  2. Рабочий период и период производства существенно отличается. Сельскохозяйственную продукцию получают 1–2 раза в год, в то время как рабочий период длится на протяжении всего года. Поэтому необходимо уметь прогнозировать период спроса, учитывать сезонность продукции [2].
  3. Качество сельскохозяйственной продукции в значительной степени влияет качество и интенсивность использования земли. В агромаркетинге необходимо учитывать объем, ассортимент и качество продукции.
  4. Конкуренция в аграрной сфере является многоаспектной и зависит от формы собственности, ассортимента сельскохозяйственного предприятия, используемых средств в производстве. В связи с этим могут применяться различные тактики, формы и методы агромаркетинга.
  5. Особенности спроса потребителей, высокая конкуренция на рынке и схожесть реализуемой продукции, что приводит к необходимости быстрого приспособления системы маркетинга к решениям, принимаемым на государственном уровне.

Следовательно, для обеспечения стабильного развития сельскохозяйственных предприятий в современных условиях нужно разработать стратегический план развития агромаркетинга в стране, который бы базировался на маркетинговых исследованиях и учитывал все особенности маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий [6]. При этом следует отметить, что маркетинг агропредприятий как самостоятельное направление теории современного маркетинга предполагает изучение, прогнозирование и осуществление предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов рынка в сфере производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции с целью достижения максимальной прибыли и максимального удовлетворения потребностей потребителей этой продукции.

Литература:

  1. Байдакова, Е. С. Инструменты маркетинговой деятельности агропромышленного предприятия / Е. С. Байдакова // Островские чтения. — 2022. — № 1. –С. 132–135.
  2. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. — 2-е изд. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 336 с.
  3. Дмитриева, К. Е. Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития / К. Е. Дмитриева, Л. Н. Дулепинских // Eo ipso. — 2022. –№ 7. –С. 26–28.
  4. Егоров, Ю. Н. Управление маркетингом: учебник / Ю. Н. Егоров. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 238 с.
  5. Маркетинг в агропромышленном комплексе: учебник и практикум для вузов / Н. В. Суркова [и др.]; под редакцией Н. В. Сурковой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 314 с.
  6. Серских, А. А. Направления развития конкурентной среды АПК / А. А. Серских // Актуальные исследования. — 2022. — № 21 (100). — С. 108–112.
Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственная продукция, аграрная сфера, рабочий период, тип агромаркетинга, аграрный рынок, период производства, потенциальный спрос, сельское хозяйство, сельскохозяйственное предприятие, состояние спроса.


Ключевые слова

сельское хозяйство, агромаркетинг, маркетинг аграрного предприятия, служба управления

Похожие статьи

Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития

В статье рассмотрены подходы к понятию «агромаркетинг», определены основные цели и задачи, выделены факторы, определяющие его особенности, связанные со спецификой сельскохозяйственного производства и с производимой сельскохозяйственной продукцией, ра...

Риск-менеджмент страховых организаций: сущность, проблемы и задачи

В данной статье рассмотрены современные реалии риск-менеджмента страховой отрасли, проанализированы характерные особенности риска в данной сфере, выявлены наиболее существенные проблемы риск-менеджмента в страховых компаниях.

Формирование маркетинговых стратегий промышленного предприятия

В данной статье подчеркивается важность формирования маркетинговых стратегий промышленного предприятия. Рассмотрено понятие «маркетинговая стратегия». Рассмотрен механизм формирования маркетинговых стратегий промышленных предприятий. Изучены основные...

Основные направления совершенствования маркетинговых коммуникаций в продуктовом ритейле (обоснование решений)

Статья является продолжением цикла трудов о совершенствовании управления маркетинговыми коммуникациями в продуктовом ритейле. В статье рассмотрены проблемы управления маркетинговыми коммуникациями в продуктовом ритейле и пути их решения. Автор исполь...

Особенности функционирования экологического контроллинга в рамках реализации стратегии устойчивого развития предприятия

В статье уточнено понятие экологического контроллинга, как научной категории. Определены направления расширения границ функционирования экологического контроллинга в контексте устойчивого развития предприятия.

Интернет-маркетинг. Основы и преимущества

Статья посвящена изучению особенностей интернет-маркетинга. Автором рассмотрены основные инструменты данной среды деятельности, показаны преимущества интернет-маркетинга.

Кластеры как форма интеграции агропромышленного комплекса

В статье рассматриваются преимущества кластерного подхода в сравнении с вертикальными формами интеграции. Кластеризация АПК, как фактор конкурентоспособности регионов.

Проблемы и перспективы развития телемаркетинга в банковской сфере

Статья содержит исследования проблем и перспектив развития телемаркетинга банковских услуг.

Особенности формирования экономики промышленных предприятий

В статье раскрыто понятие предпринимательства, рассмотрены некоторые способы роста эффективности промышленных предприятий, представлены факторы их устойчивого экономического развития.

Этапы жизненного цикла маркетингового проекта

В статье раскрываются этапы жизненного цикла маркетингового проекта, с учетом его особенностей и отличий в сравнении с проектом в понимании теории менеджмента.

Похожие статьи

Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития

В статье рассмотрены подходы к понятию «агромаркетинг», определены основные цели и задачи, выделены факторы, определяющие его особенности, связанные со спецификой сельскохозяйственного производства и с производимой сельскохозяйственной продукцией, ра...

Риск-менеджмент страховых организаций: сущность, проблемы и задачи

В данной статье рассмотрены современные реалии риск-менеджмента страховой отрасли, проанализированы характерные особенности риска в данной сфере, выявлены наиболее существенные проблемы риск-менеджмента в страховых компаниях.

Формирование маркетинговых стратегий промышленного предприятия

В данной статье подчеркивается важность формирования маркетинговых стратегий промышленного предприятия. Рассмотрено понятие «маркетинговая стратегия». Рассмотрен механизм формирования маркетинговых стратегий промышленных предприятий. Изучены основные...

Основные направления совершенствования маркетинговых коммуникаций в продуктовом ритейле (обоснование решений)

Статья является продолжением цикла трудов о совершенствовании управления маркетинговыми коммуникациями в продуктовом ритейле. В статье рассмотрены проблемы управления маркетинговыми коммуникациями в продуктовом ритейле и пути их решения. Автор исполь...

Особенности функционирования экологического контроллинга в рамках реализации стратегии устойчивого развития предприятия

В статье уточнено понятие экологического контроллинга, как научной категории. Определены направления расширения границ функционирования экологического контроллинга в контексте устойчивого развития предприятия.

Интернет-маркетинг. Основы и преимущества

Статья посвящена изучению особенностей интернет-маркетинга. Автором рассмотрены основные инструменты данной среды деятельности, показаны преимущества интернет-маркетинга.

Кластеры как форма интеграции агропромышленного комплекса

В статье рассматриваются преимущества кластерного подхода в сравнении с вертикальными формами интеграции. Кластеризация АПК, как фактор конкурентоспособности регионов.

Проблемы и перспективы развития телемаркетинга в банковской сфере

Статья содержит исследования проблем и перспектив развития телемаркетинга банковских услуг.

Особенности формирования экономики промышленных предприятий

В статье раскрыто понятие предпринимательства, рассмотрены некоторые способы роста эффективности промышленных предприятий, представлены факторы их устойчивого экономического развития.

Этапы жизненного цикла маркетингового проекта

В статье раскрываются этапы жизненного цикла маркетингового проекта, с учетом его особенностей и отличий в сравнении с проектом в понимании теории менеджмента.

Задать вопрос