Данная статья рассматривает практическую значимость обучения умениям и навыкам применения оружия курсантами образовательных организаций ФСИН России, поскольку огневая подготовка является значимой составляющей при осуществлении своих обязанностей сотрудниками Уголовно-исполнительной системы. Большинство курсантов приходят в высшее учебное заведение без каких-либо навыков огневой подготовки. Одной из главных целей ведомственных образовательных организаций является выпуск квалифицированных специалистов. К требованиям квалификации относится в том числе владение оружием.
Ключевые слова: курсант, Уголовно-исполнительная система, Федеральная служба исполнения наказаний, ведомственное образовательное учреждение.
This article considers the practical importance of teaching the skills and abilities to use weapons to cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, because firearms training is a significant component in the implementation of their duties by employees of the criminal correctional system. The majority of cadets come to the higher educational institution without any firearms training skills. One of the main goals of departmental educational organizations is to graduate qualified specialists. Qualification requirements include the possession of weapons.
Keywords: cadet, Criminal Executive System, Federal Penitentiary Service, departmental educational institution.
Курсанты при поступлении на службу в ведомственные образовательные организации имеют практически нулевой объем необходимых знаний, что естественно. Цель любого высшего учебного заведения — обучить вчерашнего школьника всему необходимому для качественного выполнения своих должностных обязанностей после выпуска.
Огневая подготовка является наиболее важным и сложным элементом обучения квалифицированных специалистов — сотрудников Уголовно-исполнительной системы (далее — УИС). Сложность состоит в неуверенности при обращении с оружием, незнанием его материально-технической части и правил поведения при обращении с оружием.
Научная исследованность данной темы достаточна высока, так как огневая подготовка является одним из основных направлений не только в УИС, но и в других министерствах, службах и ведомствах, относящихся к правоохранительным органам. Так, в Министерстве внутренних дел свои труды на эту тему посвятили Струганов С. М., Панова О. С., Грушко В. М. [6], Вайнштейн Л. М. [3] и другие.
Перед Федеральной службой исполнения наказаний России (далее — ФСИН России), как и перед Вооруженными силами и любым другим правоохранительным органом, стоит задача обеспечения безопасности и правопорядка в обществе. Непосредственно перед сотрудником пенитенциарной системы стоят следующие задачи: обеспечение безопасности сотрудников, осужденных, подозреваемых, обвиняемых и третьих лиц, находящихся на территории учреждений и органов УИС, предупреждение совершения новых преступлений и правонарушений на территории объектов УИС.
Огневая подготовка сотрудников УИС основана на приказе Министерства юстиции РФ от 26.02.2006 № 24 «Об утверждении курса стрельб из боевого ручного стрелкового оружия для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» [2], где указаны условия и правила проведения учебных стрельб, обязанности участников, а также сами учебные упражнения. Ситуации, в случае возникновения которых сотрудник имеет право на использование огнестрельного оружия, учреждены Законом РФ от 21.07.1993 № 5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [1].
Стрельба, как бы ни казалось на первый взгляд, является длительным, трудным процессом. Стреляющему необходимо быть физически и психологически подготовленным, поскольку от этого зависит точность и меткость произведенного выстрела. При выстреле задействуются несколько систем человеческого организма: система опорно-двигательного аппарата, нервная система, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, зрительная система, сенсомоторная система [4]. Стрелок при обучении обязан обратить внимание на свои физиологические особенности организма и направить их на повышение меткости своей стрельбы.
Рассмотрим три составляющих меткости стрельбы: прицеливание, задержка дыхания и нажатие на спусковой крючок. Основные ошибки при выполнении упражнений совершаются именно при нажатии на спусковой крючок и заключаются в страхе и ожидании выстрела. Это происходит в момент отработки боевого хода спускового крючка, за доли секунды до срыва курка с боевого взвода, в результате ожидания выстрела происходит спазм напряженных в данный момент групп мышц (в особенности мышц ладони и запястья). Резко сокращаясь, мышцы указательного пальца через кинематическую связь ударно-спускового механизма с рамкой пистолета увлекают последний в направлении результирующей сокращения мышц. Как следствие — пробоины располагаются значительно ниже точки прицеливания, однако могут отклоняться и в других направлениях [3].
На такие ошибки следует обращать внимание еще на первых занятиях у начинающих неопытных стрелков. Вполне реально выявить и устранить эту ошибку можно и самому обучающемуся путем постоянной практики и привыканию к моменту выстрела, чтобы не ждать и не пугаться его. Также постоянные повторы и отработка упражнений позволит запомнить «мышечной памяти» правильных хват и нажатие на спусковой крючок, что через время придаст значительную уверенность при стрельбе.
Сосредоточившись на стрельбе, на правильном нажатии на спусковой крючок, стойки, задержки дыхания, курсант (обучающийся) совершает точный выстрел, не ждет его (поскольку концентрация внимания направлена полностью совершенно на другие моменты стрельбы) и повышает свою меткость. С каждой стрельбой можно помаленьку улучшать свои навыки, и такие маленькие победы придают большею уверенность при стрельбе.
Таким образом, обучающемуся огневой подготовки необходимо быть не только знать и уметь применять на практике правильные действия по прицеливанию и нажатию на спусковой крючок, но и быть психологически готовым к выстрелу и его шуму. Любой сотрудник обязан знать, как техническую часть по применению оружия (тактико-технические характеристики, материальная часть оружия и рекомендации по произведению выстрела), но и правовую (законы, приказы и распоряжения по оружию, стоящему на вооружении у ведомства, где он проходит службу). Для качественного выстрела нужно регулярно совершенствовать свои навыки для уверенности в самом себе.
Литература:
- Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
- Приказ Министерства юстиции РФ от 26.02.2006 № 24 «Об утверждении курса стрельб из боевого ручного стрелкового оружия для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации»
- Витушкин, А. В. Ошибка при стрельбе «ожидание выстрела» и способы ее устранения / А. В. Витушкин // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 25–26 октября 2017 года / Отв. ред. А. Г. Чириков. — Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. — С. 202–203. — EDN YNQUQN.
- Клопотенко, А. Г. Обучение стрельбе из пистолета Макарова сотрудников уголовно-исполнительной системы с анатомо-физиологическими особенностями / А. Г. Клопотенко, В. А. Байкенова, А. В. Федорцов // Актуальные проблемы совершенствования огневой подготовки в уголовно-исполнительной системе: Сборник материалов Международного научно-практического семинара, Рязань, 23 марта 2022 года / Под общей редакцией А. Г. Малышева. — Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. — С. 12–18. — EDN LOYDDF.
- Падурин, Д. Ф. К вопросу об инновациях в огневой подготовке сотрудников силовых структур / Д. Ф. Падурин, С. Г. Кучин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 598–601. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21456/
- Струганов, С. М. Формирование умений и навыков прицельного выстрела у курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел России на занятиях по огневой подготовке / С. М. Струганов, О. С. Панова, В. М. Грушко // Наука-2020. — 2022. — № 3(57). — С. 71–76. — EDN LOILLU.