Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 04.12.2022

Статья просмотрена: 414 раз

Библиографическое описание:

Цымбаленко, А. Д. Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая / А. Д. Цымбаленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 476-479. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97241/ (дата обращения: 16.11.2024).



В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно описан процесс исторического формирования базы региональных актов в области сотрудничества. Определён круг развивающихся и перспективных направлений торгово-экономического сотрудничества, а также затронуты проблемы определённых отраслей, нуждающихся в региональном нормативно-правовом регулировании, и представлены пути разрешения сложившейся проблематики.

Ключевые слова: историческое развитие, Китай, машиностроение, региональная нормативная база, региональное сотрудничество, Россия, соглашения, торгово-экономическая сфера, энергетика.

На современном этапе развития и функционирования политической, экономической (торговой) сфер складываются новые тенденции международного сотрудничества, а также модернизируются уже существующие элементы. Одной из таких тенденций выступает возложение весомой роли функционирования экономических и политических систем на межрегиональное сотрудничество государств, на базе которого формируются различные региональные соглашения, объединения [9]. Данный аспект позволяет увеличивать роль и заинтересованность стран в формировании мировой политики и экономики (торговли).

Необходимо отметить то, что взаимоотношения России и Китая имеют в основе долгое историческое становление связей между государствами, которое включает в себя периоды и спада, и подъёма региональных отношений [7]. Стоит сказать о том, что наиболее динамично отношения между государствами в сфере торгово-экономических связей стали развиваться после распада Советского Союза, именно в данный временной период было заключено более ста соглашений как на государственном, так и на межправительственном уровне, также стали активно развиваться договорные отношения между отдельными организациями (предпринимателями) России и Китая.

Соглашения между странами и в целом само сотрудничество затрагивает большой спектр отношений, входящих в торгово-экономическую сферу, к таковым можно отнести:

– машиностроение;

– энергетика;

– строительство;

– медицинская промышленность;

– сфера использования мирного атома;

– нефтегазовое сотрудничество.

Помимо всего вышеперечисленного одной из положительных тенденций модернизации региональных отношений России и Китая становится поддержание и развитие инвестиционных проектов, которые непосредственно затрагивают улучшение региональных и приграничных территорий, сферу науки, культуры и образования.

Кратко раскрывая этапы исторического развития непосредственно договорных отношений между странами, изначально можно выделить первый этап, который определяется временным периодом с середины XVII века. Изначально инициатором формирования регионального сотрудничества на данном этапе выступала Россия, осуществляя поездки в Китай для сбора информации в целом об экономической, торговой сфере государства, для выяснения целей и перспектив развития сотрудничества [10]. В рамках первого этапа были приняты Нерченские договорённости 1689 г., которые выступали критерием формирования торговых отношений между государствами в обозначенном временном периоде.

Второй этап становления договорных отношений между Россией и Китаем приходится на середину XVII века и до конца XIX века. На данной ступени формируется ряд таких соглашений как: Буринский и Кяхтинский трактаты от 1727 г., Айгунский и Тяньцзиньский трактаты от 1858 г., Пекинские договорённости от 1860 г., Санкт-Петербургский договор от 1881 г. [11]. Данные договоры формировали базу для установления правил осуществления торговых отношений между странами, определения территорий беспошлинной торговли, установления границ государств.

Переходным моментом из второго этапа исторического развития договорных отношений России и Китая в третий этап стало подписание в конце XIX века (1898 г.) трёхстороннего регионального соглашения России, Китая и Кореи, созданию которого поспособствовала агрессивная политика Японии (так как в соответствии с данным договором страны предусмотрели возможность предпринимать совместные действия по противодействию агрессору) [11].

Вплоть до 1945 г. отношения между странами носили неформальный характер, так как оба государства проходили процесс революционного изменения государственного строя, политической и экономической обстановки в целом, что как раз и сформировало новые реалии внутри государств.

Четвёртый этап характеризуется принятием в 1945 г. договора об использовании железных дорог и использования портов Дальний и Порт-Артур. Однако стоит отметить, что к характерному развитию договорных отношений страны на данном этапе перешли только после становления Китайской Народной Республики (1949 г.). Советский Союз оказывал большую поддержку КНР направляя технические, финансово-экономические средства для восстановления послевоенного состояния страны и экономического положения в целом [11]. Взамен от Китая СССР получало весомую поддержку в сфере формирования послевоенной международной политической обстановки и сотрудничества на региональном и универсальном уровнях.

Говоря о пятом этапе (с конца 50-х годов XX века до конца XX века) также стоит отметить то, что взаимоотношения между СССР и КНР носят больше неформальный характер, необходимо сказать, что торгово-экономическое сотрудничество сходит на нет, под давлением политических аспектов.

Именно в период после распада Советского Союза формируется новая ступень модернизации и продвижения региональных отношений России и Китая. Пройдя этапы кризиса, застоя и формального сотрудничества страны переходят к отношениям стратегической направленности, выстраивая договорную базу [8].

Региональная договорная база была заложена после подписания Соглашения между правительством РФ и правительством КНР о торгово-экономических отношениях России и Китая (5 марта 1992 г.) [4]. Данный договор послужил основанием для формирования торгово-экономических отношений между странами, в центре которых лежит равенство и взаимная выгода. Текст данного соглашения закрепляет ряд положений, которыми государства должны руководствоваться в рамках регионального сотрудничества:

– формировать взаимовыгодную среду в рамках таможенных, налоговых и иных процедур;

– предпринимать все необходимые меры для развития отношений между странами в рамках экономической (торговой) сферы;

– выстроить режим согласованной работы и сотрудничества между Банком внешней торговли России и Банком Китая;

– организовывать различные выставки, ярмарки, поездки делегаций стран на территории друг друга;

– основать постоянные представительства стран в целях поддержки и контроля предприятий и организаций в торгово-экономической сфере.

Для формирования стабильной, справедливой, и равной в конкурентном плане основы и среды для развития торгово-экономических отношений, между странами было заключено соглашение о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политикой (25 апреля 1996 г.) [2]. Данный региональный договор предусматривает возможность для передачи опыта и проведения совместных расследований для предотвращения и борьбы с недобросовестной конкуренцией и монополией.

С целью модернизации и улучшения сектора таможенных и логистических взаимоотношений и операций было заключено соглашение между правительствами России и Китая о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (3 сентября 1994 г.) [3]. Необходимо отметить то, что соглашение действует и на сегодняшний день, предусматривая упрощённую систему перемещения товаров и пассажиров между государствами, и формируя среду, в которой наиболее эффективно осуществляется процесс борьбы с таможенными нарушениями и злоупотреблениями правом. Данный региональный договор также является элементом системы развития торгово-экономических отношений между странами, формируя базу для импорта и экспорта государств.

Также 18 июня 2000 г. главами государств — президентом России Путиным В. В. и председателем КНР Цзян Цзэминем была подписана Пекинская декларация [1]. Данный региональный акт, можно сказать, послужил подтверждением укрепления согласованности во взаимоотношениях и сотрудничестве между странами, и был принят в целях построения планов и стратегий по решению многосторонних международных проблем.

Делая акцент всё же на договорную основу в рамках торгово-экономического сотрудничества России и Китая необходимо упомянуть меморандумы 2006 г., которые были подписаны во время визита Президента Российской Федерации в Китай. Сфера, которую затрагивали данные региональные акты, включала в себя вопросы поставки энергетических ресурсов из России в Китай и предполагала наделение правом экспорта ряд российских компаний («Газпром», «Роснефть» и РАО ЕЭС) [12].

Раскрывая вопрос о региональной договорной основе в экономической сфере, стоит также сказать и о соглашении между правительствами РФ и КНР о поощрении и взаимной защите капиталовложений (9 ноября 2006 г.) [5]. Данный региональный договор позволил сформировать комфортную и благоприятную среду для инвесторов непосредственно путём привлечения и защиты капиталовложений (в рамках территорий договаривающихся государств), а также соглашение сформировало возможность рассмотрения вопроса о предоставлении виз лицам, осуществляющим деятельность в сфере капиталовложений на территории партнёра.

Расширяя область договорного сотрудничества в сфере торгово-экономического сотрудничества государств, также принимались и соглашения на уровне внутригосударственных структур. Одним из них выступает меморандум от 6 ноября 2007 г. между Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством КНР о сотрудничестве в области малого и среднего бизнеса [6]. Взаимодействие данных структур способствует развитию ряда следующих факторов: установление взаимовыгодной среды в сфере малого и среднего бизнеса; обмен опытом между государственными структурами по вопросам, входящим в их компетенцию; поддержка сотрудничества в рамках экспорта; формирование средств для поддержки бизнеса.

Подводя рассмотрение региональной договорной основы к заключению хотелось бы отметить Программу сотрудничества на период 2009–2018 гг. между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР. В рамках данной региональной программы предусматривается экспортирование сырьевой базы с территории Российской Федерации (Дальний Восток, Восточная Сибирь) в Китай, также оговаривается необходимость и возможность совместных исследований и разработки месторождений на территории России с учётом того, что переработка найденного сырья будет осуществляться на китайских предприятиях [13].

Раскрывая выше положительную сторону договорных отношений России и Китая в рамках торгово-экономического сотрудничества, необходимо отметить и отрицательные аспекты в разрезе взаимоотношений стран. В настоящий момент наблюдается низкий уровень планирования и стимулирования сферы оборота и торговли машинотехнической продукцией (отсутствие баланса). Из-за отсутствия какого-либо нормативного регулирования на региональном уровне, научно-техническое сотрудничество в данной сфере также находится на низкой ступени. Разрешить данную проблему можно лишь посредством заключения соглашений между Россией и Китаем в сфере оборота машинотехнической продукцией, установив льготы в рамках налогообложения и кредитования, для формирования благоприятных условий для компаний и предприятий договаривающихся государств.

Также стоит отметить и проблематику, возникшую по вопросам интеллектуальной собственности. В данной сфере на межправительственном уровне существует Протокол об охране и распределении прав на интеллектуальную собственность, создаваемую или передаваемую в процессе осуществления научно-технического сотрудничества между Россией и Китаем от 25.02.1999 г., и главный нюанс заключается в отсутствии положений об ответственности за нарушение прав интеллектуально собственности, что порождает пробел в рамках данного правового регулирования и позволяет нарушать права собственников. Данную проблему возможно устранить посредством введения положения об ответственности в последующих соглашениях, меморандумах, однако Россия и Китай попытку устранения пробела не предприняли, учитывая тот факт, что соглашения в данной сфере уже принимались после 1999 г. (Меморандумы о взаимопонимании между Министерством промышленности, науки и технологий РФ и Министерством науки и техники КНР по сотрудничеству в области инновационной деятельности от 03.11.2000 г., между Федеральным агентством по науке и инновациям и Министерством науки КНР от 06.11.2007 г.).

В заключении хотелось бы отметить то, что взаимоотношения России и Китая в сфере торгово-экономических отношений складывались и формировались в процессе долгого периода исторического развития и становления самих государств (так как на каждом этапе сфера торгово-экономического развития претерпевала модернизацию в различных направлениях). В период, предшествующий 1992 г., сотрудничество государств могло быть и формального характера, и в целом отсутствовать из-за различных волнений и революций внутри государств. Однако Соглашение между правительством РФ и правительством КНР о торгово-экономических отношениях выступило базой для становлений крепких региональных связей между договаривающимися странами. И в дальнейшем это позволило развивать ряд сфер торгово-экономической направленности, к которым можно отнести: машиностроение, энергетику, строительство, медицинскую промышленность, сферу использования мирного атома, нефтегазовое сотрудничество и т. д. В настоящий период времени до сих пор присутствуют уязвимые стороны регионального сотрудничества России и Китая (оборот машинотехнической продукции, интеллектуальная собственность), которые можно модернизировать и сделать более эффективными направлениями, посредством принятия региональных актов (соглашения, договоры, меморандумы).

Литература:

  1. Пекинская Декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 17.07.2000–19.07.2000 гг. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, URL: https://docs.cntd.ru/document/901765200 (дата обращения 29.11.2022).
  2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики от 25.04.1996 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант», URL: https://base.garant.ru/2540941/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/ (дата обращения 29.11.2022).
  3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126900/6203a3d843c9a91d08c1c5ccd0792cfd91ebe916/ (дата обращения 29.11.2022).
  4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических отношениях от 05.03.1992 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант», URL: https://base.garant.ru/2571461/ (дата обращения 29.11.2022).
  5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 09.11.2006 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант», URL: https://base.garant.ru/2564336/ (дата обращения 29.11.2022).
  6. Меморандум о взаимопонимании между Министерством Экономического Развития и Торговли Российской Федерации и Министерством Коммерции Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области малого и среднего бизнеса от 06.11.2007 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант», URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения 29.11.2022).
  7. Ван Цзуняо — Перспективные направления Российско-Китайского экономического сотрудничества на современном этапе, диссертация, кандидат экономических наук, 2017. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/perspektivnye-napravleniya-rossiisko-kitaiskogo-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-na-sovremenn/read (дата обращения 29.11.2022).
  8. Халевинская Е. Д. — Международные торговые соглашения и международные торговые организации: учеб. пособие // Е. Д. Халевинская. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. С. 208.
  9. Шамахов В. А., Межевич Н. М. — Внешнеполитическое сотрудничество в практиках Союзного государства и вызовы международной политики // Управленческое консультирование № 10., 2018. С. 11–18. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnepoliticheskoe-sotrudnichestvo-v-praktikah-soyuznogo-gosudarstva-i-vyzovy-mezhdunarodnoy-politiki/viewer (дата обращения 29.11.2022).
  10. Чистяков А. Н. Российско-китайские пограничные отношения на Дальнем Востоке: история и современность // Туризм: право и экономика № 1, 2009. С. 11–14.
  11. Анферов Р. И. — Эволюция российско-китайских экономических отношений и торговли // Административное консультирование № 2(8), 2018. С. 2–7. [Электронный ресурс] URL: https://spb.ranepa.ru/wp-content/uploads/2021/02/anferov_r.i._ac_18_2.pdf (дата обращения 29.11.2022).
  12. Фан Тинтин — Развитие российско-китайского энергетического сотрудничества // Россия и АТР № 1, 2012. С. 97–103. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rossiysko-kitayskogo-energeticheskogo-sotrudnichestva/viewer (дата обращения 29.11.2022).
  13. Санеев Б. Г. — Энергетическая составляющая Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009–2018 гг.) // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право № 4 (36), 2014. С. 65–74. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskaya-sostavlyayuschaya-programmy-sotrudnichestva-mezhdu-regionami-dalnego-vostoka-i-vostochnoy-sibiri-rossiyskoy/viewer (дата обращения 29.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, Россия, отношение, соглашение, государство, историческое развитие, интеллектуальная собственность, машинотехническая продукция, Российская Федерация, Советский Союз.


Ключевые слова

Россия, машиностроение, Китай, соглашения, энергетика, региональное сотрудничество, историческое развитие, региональная нормативная база, торгово-экономическая сфера

Похожие статьи

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Культурная дипломатия как феномен современной политики (на примере Европейского союза)

В данной работе понятие «культурная дипломатия» рассмотрено как феномен, на примере отношений между Россией и Европейским союзом. Проведение исследования связи между культурой и дипломатией является одним из важных факторов понимания «культурной дипл...

Российско-монгольские отношения на современном этапе развития

В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития. Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.

Правовой механизм регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и Китайской Народной Республики в научно-техническом направлении

В данной статье рассматривается правовой механизм регулирования экономического сотрудничества в научно-техническом направлении. Исследуются вопросы основы, принципы правового механизма регулирования экономического сотрудничества в Узбекистане.

Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями

В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...

Международные бизнес-форумы как основной метод установления внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации

Рассмотрены возможности международного бизнес-форума как способов реализации современной экономической дипломатии, показаны значимость их проведения бизнес-площадок для субъектов Российской Федерации, их вклад в формирование устойчивого инвестиционно...

Международно-правовые основы регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и КНР

В данной статье рассматривается регулирование экономического сотрудничества через современные международные отношения. Исследуются вопросы основы, сущности и механизмы экономического сотрудничества.

Влияние международной экономической интеграции на применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли

В статье рассмотрено применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли как мер защиты единого рынка и национальных экономик в условиях развития интеграционных процессов (на примере ЕАЭС).

Перспективы совершенствования таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе

Объектом исследования настоящей статьи являются процессы и инструментарий таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе. Выделены особенности Евразийского экономического союза как интеграционного объединения, проанализированы проблемы р...

Международные отношения — зеркало мирового прогресса

В данной статье рассматривается сущность и понятие международных отношений. Раскрываются виды международных отношений и направления международной политики. Подчеркивается, что взаимовыгодное сотрудничество Республики Узбекистан с зарубежными странами...

Похожие статьи

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Культурная дипломатия как феномен современной политики (на примере Европейского союза)

В данной работе понятие «культурная дипломатия» рассмотрено как феномен, на примере отношений между Россией и Европейским союзом. Проведение исследования связи между культурой и дипломатией является одним из важных факторов понимания «культурной дипл...

Российско-монгольские отношения на современном этапе развития

В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития. Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.

Правовой механизм регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и Китайской Народной Республики в научно-техническом направлении

В данной статье рассматривается правовой механизм регулирования экономического сотрудничества в научно-техническом направлении. Исследуются вопросы основы, принципы правового механизма регулирования экономического сотрудничества в Узбекистане.

Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями

В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...

Международные бизнес-форумы как основной метод установления внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации

Рассмотрены возможности международного бизнес-форума как способов реализации современной экономической дипломатии, показаны значимость их проведения бизнес-площадок для субъектов Российской Федерации, их вклад в формирование устойчивого инвестиционно...

Международно-правовые основы регулирования экономического сотрудничества Республики Узбекистан и КНР

В данной статье рассматривается регулирование экономического сотрудничества через современные международные отношения. Исследуются вопросы основы, сущности и механизмы экономического сотрудничества.

Влияние международной экономической интеграции на применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли

В статье рассмотрено применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли как мер защиты единого рынка и национальных экономик в условиях развития интеграционных процессов (на примере ЕАЭС).

Перспективы совершенствования таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе

Объектом исследования настоящей статьи являются процессы и инструментарий таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе. Выделены особенности Евразийского экономического союза как интеграционного объединения, проанализированы проблемы р...

Международные отношения — зеркало мирового прогресса

В данной статье рассматривается сущность и понятие международных отношений. Раскрываются виды международных отношений и направления международной политики. Подчеркивается, что взаимовыгодное сотрудничество Республики Узбекистан с зарубежными странами...

Задать вопрос