В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно описан процесс исторического формирования базы региональных актов в области сотрудничества. Определён круг развивающихся и перспективных направлений торгово-экономического сотрудничества, а также затронуты проблемы определённых отраслей, нуждающихся в региональном нормативно-правовом регулировании, и представлены пути разрешения сложившейся проблематики.
Ключевые слова: историческое развитие, Китай, машиностроение, региональная нормативная база, региональное сотрудничество, Россия, соглашения, торгово-экономическая сфера, энергетика.
На современном этапе развития и функционирования политической, экономической (торговой) сфер складываются новые тенденции международного сотрудничества, а также модернизируются уже существующие элементы. Одной из таких тенденций выступает возложение весомой роли функционирования экономических и политических систем на межрегиональное сотрудничество государств, на базе которого формируются различные региональные соглашения, объединения [9]. Данный аспект позволяет увеличивать роль и заинтересованность стран в формировании мировой политики и экономики (торговли).
Необходимо отметить то, что взаимоотношения России и Китая имеют в основе долгое историческое становление связей между государствами, которое включает в себя периоды и спада, и подъёма региональных отношений [7]. Стоит сказать о том, что наиболее динамично отношения между государствами в сфере торгово-экономических связей стали развиваться после распада Советского Союза, именно в данный временной период было заключено более ста соглашений как на государственном, так и на межправительственном уровне, также стали активно развиваться договорные отношения между отдельными организациями (предпринимателями) России и Китая.
Соглашения между странами и в целом само сотрудничество затрагивает большой спектр отношений, входящих в торгово-экономическую сферу, к таковым можно отнести:
– машиностроение;
– энергетика;
– строительство;
– медицинская промышленность;
– сфера использования мирного атома;
– нефтегазовое сотрудничество.
Помимо всего вышеперечисленного одной из положительных тенденций модернизации региональных отношений России и Китая становится поддержание и развитие инвестиционных проектов, которые непосредственно затрагивают улучшение региональных и приграничных территорий, сферу науки, культуры и образования.
Кратко раскрывая этапы исторического развития непосредственно договорных отношений между странами, изначально можно выделить первый этап, который определяется временным периодом с середины XVII века. Изначально инициатором формирования регионального сотрудничества на данном этапе выступала Россия, осуществляя поездки в Китай для сбора информации в целом об экономической, торговой сфере государства, для выяснения целей и перспектив развития сотрудничества [10]. В рамках первого этапа были приняты Нерченские договорённости 1689 г., которые выступали критерием формирования торговых отношений между государствами в обозначенном временном периоде.
Второй этап становления договорных отношений между Россией и Китаем приходится на середину XVII века и до конца XIX века. На данной ступени формируется ряд таких соглашений как: Буринский и Кяхтинский трактаты от 1727 г., Айгунский и Тяньцзиньский трактаты от 1858 г., Пекинские договорённости от 1860 г., Санкт-Петербургский договор от 1881 г. [11]. Данные договоры формировали базу для установления правил осуществления торговых отношений между странами, определения территорий беспошлинной торговли, установления границ государств.
Переходным моментом из второго этапа исторического развития договорных отношений России и Китая в третий этап стало подписание в конце XIX века (1898 г.) трёхстороннего регионального соглашения России, Китая и Кореи, созданию которого поспособствовала агрессивная политика Японии (так как в соответствии с данным договором страны предусмотрели возможность предпринимать совместные действия по противодействию агрессору) [11].
Вплоть до 1945 г. отношения между странами носили неформальный характер, так как оба государства проходили процесс революционного изменения государственного строя, политической и экономической обстановки в целом, что как раз и сформировало новые реалии внутри государств.
Четвёртый этап характеризуется принятием в 1945 г. договора об использовании железных дорог и использования портов Дальний и Порт-Артур. Однако стоит отметить, что к характерному развитию договорных отношений страны на данном этапе перешли только после становления Китайской Народной Республики (1949 г.). Советский Союз оказывал большую поддержку КНР направляя технические, финансово-экономические средства для восстановления послевоенного состояния страны и экономического положения в целом [11]. Взамен от Китая СССР получало весомую поддержку в сфере формирования послевоенной международной политической обстановки и сотрудничества на региональном и универсальном уровнях.
Говоря о пятом этапе (с конца 50-х годов XX века до конца XX века) также стоит отметить то, что взаимоотношения между СССР и КНР носят больше неформальный характер, необходимо сказать, что торгово-экономическое сотрудничество сходит на нет, под давлением политических аспектов.
Именно в период после распада Советского Союза формируется новая ступень модернизации и продвижения региональных отношений России и Китая. Пройдя этапы кризиса, застоя и формального сотрудничества страны переходят к отношениям стратегической направленности, выстраивая договорную базу [8].
Региональная договорная база была заложена после подписания Соглашения между правительством РФ и правительством КНР о торгово-экономических отношениях России и Китая (5 марта 1992 г.) [4]. Данный договор послужил основанием для формирования торгово-экономических отношений между странами, в центре которых лежит равенство и взаимная выгода. Текст данного соглашения закрепляет ряд положений, которыми государства должны руководствоваться в рамках регионального сотрудничества:
– формировать взаимовыгодную среду в рамках таможенных, налоговых и иных процедур;
– предпринимать все необходимые меры для развития отношений между странами в рамках экономической (торговой) сферы;
– выстроить режим согласованной работы и сотрудничества между Банком внешней торговли России и Банком Китая;
– организовывать различные выставки, ярмарки, поездки делегаций стран на территории друг друга;
– основать постоянные представительства стран в целях поддержки и контроля предприятий и организаций в торгово-экономической сфере.
Для формирования стабильной, справедливой, и равной в конкурентном плане основы и среды для развития торгово-экономических отношений, между странами было заключено соглашение о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политикой (25 апреля 1996 г.) [2]. Данный региональный договор предусматривает возможность для передачи опыта и проведения совместных расследований для предотвращения и борьбы с недобросовестной конкуренцией и монополией.
С целью модернизации и улучшения сектора таможенных и логистических взаимоотношений и операций было заключено соглашение между правительствами России и Китая о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (3 сентября 1994 г.) [3]. Необходимо отметить то, что соглашение действует и на сегодняшний день, предусматривая упрощённую систему перемещения товаров и пассажиров между государствами, и формируя среду, в которой наиболее эффективно осуществляется процесс борьбы с таможенными нарушениями и злоупотреблениями правом. Данный региональный договор также является элементом системы развития торгово-экономических отношений между странами, формируя базу для импорта и экспорта государств.
Также 18 июня 2000 г. главами государств — президентом России Путиным В. В. и председателем КНР Цзян Цзэминем была подписана Пекинская декларация [1]. Данный региональный акт, можно сказать, послужил подтверждением укрепления согласованности во взаимоотношениях и сотрудничестве между странами, и был принят в целях построения планов и стратегий по решению многосторонних международных проблем.
Делая акцент всё же на договорную основу в рамках торгово-экономического сотрудничества России и Китая необходимо упомянуть меморандумы 2006 г., которые были подписаны во время визита Президента Российской Федерации в Китай. Сфера, которую затрагивали данные региональные акты, включала в себя вопросы поставки энергетических ресурсов из России в Китай и предполагала наделение правом экспорта ряд российских компаний («Газпром», «Роснефть» и РАО ЕЭС) [12].
Раскрывая вопрос о региональной договорной основе в экономической сфере, стоит также сказать и о соглашении между правительствами РФ и КНР о поощрении и взаимной защите капиталовложений (9 ноября 2006 г.) [5]. Данный региональный договор позволил сформировать комфортную и благоприятную среду для инвесторов непосредственно путём привлечения и защиты капиталовложений (в рамках территорий договаривающихся государств), а также соглашение сформировало возможность рассмотрения вопроса о предоставлении виз лицам, осуществляющим деятельность в сфере капиталовложений на территории партнёра.
Расширяя область договорного сотрудничества в сфере торгово-экономического сотрудничества государств, также принимались и соглашения на уровне внутригосударственных структур. Одним из них выступает меморандум от 6 ноября 2007 г. между Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством КНР о сотрудничестве в области малого и среднего бизнеса [6]. Взаимодействие данных структур способствует развитию ряда следующих факторов: установление взаимовыгодной среды в сфере малого и среднего бизнеса; обмен опытом между государственными структурами по вопросам, входящим в их компетенцию; поддержка сотрудничества в рамках экспорта; формирование средств для поддержки бизнеса.
Подводя рассмотрение региональной договорной основы к заключению хотелось бы отметить Программу сотрудничества на период 2009–2018 гг. между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР. В рамках данной региональной программы предусматривается экспортирование сырьевой базы с территории Российской Федерации (Дальний Восток, Восточная Сибирь) в Китай, также оговаривается необходимость и возможность совместных исследований и разработки месторождений на территории России с учётом того, что переработка найденного сырья будет осуществляться на китайских предприятиях [13].
Раскрывая выше положительную сторону договорных отношений России и Китая в рамках торгово-экономического сотрудничества, необходимо отметить и отрицательные аспекты в разрезе взаимоотношений стран. В настоящий момент наблюдается низкий уровень планирования и стимулирования сферы оборота и торговли машинотехнической продукцией (отсутствие баланса). Из-за отсутствия какого-либо нормативного регулирования на региональном уровне, научно-техническое сотрудничество в данной сфере также находится на низкой ступени. Разрешить данную проблему можно лишь посредством заключения соглашений между Россией и Китаем в сфере оборота машинотехнической продукцией, установив льготы в рамках налогообложения и кредитования, для формирования благоприятных условий для компаний и предприятий договаривающихся государств.
Также стоит отметить и проблематику, возникшую по вопросам интеллектуальной собственности. В данной сфере на межправительственном уровне существует Протокол об охране и распределении прав на интеллектуальную собственность, создаваемую или передаваемую в процессе осуществления научно-технического сотрудничества между Россией и Китаем от 25.02.1999 г., и главный нюанс заключается в отсутствии положений об ответственности за нарушение прав интеллектуально собственности, что порождает пробел в рамках данного правового регулирования и позволяет нарушать права собственников. Данную проблему возможно устранить посредством введения положения об ответственности в последующих соглашениях, меморандумах, однако Россия и Китай попытку устранения пробела не предприняли, учитывая тот факт, что соглашения в данной сфере уже принимались после 1999 г. (Меморандумы о взаимопонимании между Министерством промышленности, науки и технологий РФ и Министерством науки и техники КНР по сотрудничеству в области инновационной деятельности от 03.11.2000 г., между Федеральным агентством по науке и инновациям и Министерством науки КНР от 06.11.2007 г.).
В заключении хотелось бы отметить то, что взаимоотношения России и Китая в сфере торгово-экономических отношений складывались и формировались в процессе долгого периода исторического развития и становления самих государств (так как на каждом этапе сфера торгово-экономического развития претерпевала модернизацию в различных направлениях). В период, предшествующий 1992 г., сотрудничество государств могло быть и формального характера, и в целом отсутствовать из-за различных волнений и революций внутри государств. Однако Соглашение между правительством РФ и правительством КНР о торгово-экономических отношениях выступило базой для становлений крепких региональных связей между договаривающимися странами. И в дальнейшем это позволило развивать ряд сфер торгово-экономической направленности, к которым можно отнести: машиностроение, энергетику, строительство, медицинскую промышленность, сферу использования мирного атома, нефтегазовое сотрудничество и т. д. В настоящий период времени до сих пор присутствуют уязвимые стороны регионального сотрудничества России и Китая (оборот машинотехнической продукции, интеллектуальная собственность), которые можно модернизировать и сделать более эффективными направлениями, посредством принятия региональных актов (соглашения, договоры, меморандумы).
Литература:
- Пекинская Декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 17.07.2000–19.07.2000 гг. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, URL: https://docs.cntd.ru/document/901765200 (дата обращения 29.11.2022).
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики от 25.04.1996 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант», URL: https://base.garant.ru/2540941/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/ (дата обращения 29.11.2022).
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126900/6203a3d843c9a91d08c1c5ccd0792cfd91ebe916/ (дата обращения 29.11.2022).
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических отношениях от 05.03.1992 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант», URL: https://base.garant.ru/2571461/ (дата обращения 29.11.2022).
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 09.11.2006 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант», URL: https://base.garant.ru/2564336/ (дата обращения 29.11.2022).
- Меморандум о взаимопонимании между Министерством Экономического Развития и Торговли Российской Федерации и Министерством Коммерции Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области малого и среднего бизнеса от 06.11.2007 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант», URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения 29.11.2022).
- Ван Цзуняо — Перспективные направления Российско-Китайского экономического сотрудничества на современном этапе, диссертация, кандидат экономических наук, 2017. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/perspektivnye-napravleniya-rossiisko-kitaiskogo-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-na-sovremenn/read (дата обращения 29.11.2022).
- Халевинская Е. Д. — Международные торговые соглашения и международные торговые организации: учеб. пособие // Е. Д. Халевинская. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. С. 208.
- Шамахов В. А., Межевич Н. М. — Внешнеполитическое сотрудничество в практиках Союзного государства и вызовы международной политики // Управленческое консультирование № 10., 2018. С. 11–18. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnepoliticheskoe-sotrudnichestvo-v-praktikah-soyuznogo-gosudarstva-i-vyzovy-mezhdunarodnoy-politiki/viewer (дата обращения 29.11.2022).
- Чистяков А. Н. Российско-китайские пограничные отношения на Дальнем Востоке: история и современность // Туризм: право и экономика № 1, 2009. С. 11–14.
- Анферов Р. И. — Эволюция российско-китайских экономических отношений и торговли // Административное консультирование № 2(8), 2018. С. 2–7. [Электронный ресурс] URL: https://spb.ranepa.ru/wp-content/uploads/2021/02/anferov_r.i._ac_18_2.pdf (дата обращения 29.11.2022).
- Фан Тинтин — Развитие российско-китайского энергетического сотрудничества // Россия и АТР № 1, 2012. С. 97–103. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rossiysko-kitayskogo-energeticheskogo-sotrudnichestva/viewer (дата обращения 29.11.2022).
- Санеев Б. Г. — Энергетическая составляющая Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009–2018 гг.) // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право № 4 (36), 2014. С. 65–74. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskaya-sostavlyayuschaya-programmy-sotrudnichestva-mezhdu-regionami-dalnego-vostoka-i-vostochnoy-sibiri-rossiyskoy/viewer (дата обращения 29.11.2022).