В статье автор приводит уточняющие понятия экономического значения и роли финансирования в сфере здравоохранения, изучает методики осуществления финансирования в выбранной отрасли и приводит основные показатели оценки эффективности финансирования сферы здравоохранения.
Ключевые слова: финансирование, здравоохранение, эффективность, показатели эффективности.
Финансирование представляет собой процесс безвозмездного и безвозвратного финансового потока из федерального (регионального, местного) уровня бюджета РФ в адрес определенного учреждения (бюджетного предприятия в любой сфере деятельности) с целью обеспечения его функционирования. [1]
На рисунке 1 приведены основные этапы процесса финансирования бюджетного учреждения.
Рис.1. Этапы процесса составления бюджетов [1]
Составление планов входит в число основной функции управления, свойственных любой функционирующей экономической системе.
На сегодняшний день в практике сформировались три системы финансирования сферы здравоохранения:
– за счет средств государственного бюджета;
– за счет страховых взносов;
– за счет личных средств населения.
Финансирование за счет государственных средств предполагает формирование доминирующей ответственности государства за развитие и функционирование сферы здравоохранения.
Финансирование за счет государственных фондов (в частности Фонд медицинского страхования — ФОМС) основано на формировании и использовании денежных средств целевых источников.
Финансирование за счет личных денежных средств населения страны представляет собой оказание платных, коммерческих услуг населения в учреждениях и организациях сферы здравоохранения.
На сегодняшний день выделяют несколько источников финансирования деятельности учреждений сферы здравоохранения. Они представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Современные источники финансирования учреждений сферы здравоохранения [2]
На сегодняшний день существует несколько моделей финансирования сферы здравоохранения в РФ: [6]
- Первая модель — это государственно-бюджетная модель. Суть данной модели финансирования заключается в том, что объем финансовых средств из бюджета страны покрывает 90 % нужд бюджетного учреждения здравоохранения. Данная модель используется в следующих странах мира: Англия, Дания, Ирландия, Португалия, Испания, с 1930-ых годов до недавнего времени была свойственна России.
- Вторая модель финансирования — это социально-страховая модель. Сущность данной модели финансирования заключается в том, что финансирование осуществляется за счет взносов целевого назначения от предстателей бизнеса (предпринимателей) страны. Такая модель используется в следующих странах мира: Франция, Бельгия, Австрия, Япония, Германия.
- Третья модель финансирования — это рыночная или частная.
На рисунке 3 приведена структура источников финансирования в РФ.
Рис. 3. Структура источников финансирования в РФ, млрд. руб. [4]
В 2024 г. по сравнению с 2021 г. расходы бюджетов бюджетной системы по разделу «Здравоохранение» по прогнозу возрастут на 12 % (596 млрд. руб.), а в постоянных ценах (с поправкой на инфляцию, 2012=100 %) сократятся на 1 % (см. таблицу 1).
Таблица 1
Плановые показатели финансирования сферы здравоохранения в РФ [4]
Наименование показателя |
2021 |
2024 |
||
Текущие цены |
Постоянные цены |
Текущие цены |
Постоянные цены |
|
расходы федерального бюджета |
1362,3 |
1191,3 |
-9 % |
-19 % |
расходы бюджета ФОМС |
2592,5 |
2267 |
+20 % |
+7 % |
расходы консолидированных бюджетов РФ |
5060 |
4424,7 |
+18 % |
+5 % |
За этот же период сократится и доля государственного финансирования в ВВП — с 4,1 до 3,7 %.
Для оценки и анализа эффективности финансирования учреждений здравоохранения применяются методы: статистический, медико-экономический анализ, экспертных оценок, опрос населения, комплексный метод. Основными методами оценки эффективности финансирования деятельности учреждений сферы здравоохранения выделяют два метода: [5]
1) Финансово-экономический анализ, суть которого заключена в проведении исследования динамики и структуры финансовых показателей учреждения, в частности доходов и расходов. К таким показателям отнесены: себестоимость услуг и работ, полученная прибыль от коммерческой деятельности, выполнение плана государственного задания и пр.;
2) Технико-экономический анализ, суть которого заключена в проведении исследования уровня оснащённости учреждения здравоохранения техническими средствами и медицинским оборудованием. Данный вид анализа позволит показать использование выделяемого финансирование на проведение ремонтных работ, закупки оборудования и пр.;
3) Функционально-стоимостной анализ, сущность которого заключена в том, что проводится оценка расходов на трудозатраты медицинского учреждения.
В методических рекомендациях, которые утверждены распоряжением Правительства РФ № 1505-р от 07.09.2010 года оценку экономического потенциала рекомендуется проводить на основании следующих показателей, которые берутся за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года: [3]
– средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения медучреждения;
– средние показатели доходности в разрезе разных источников финансирования;
– средние показатели роста балансовой стоимости базовых фондов медучреждения;
– средние показатели роста бюджетных средств на единицу одной медицинские услуги;
– средние показатели роста зарплаты медработников организации в среднем по медучреждению;
– коэффициент эффективности использования фондов, предназначенных для оплаты труда медработников. Он определяется как соотношение роста зарплаты сотрудников медучреждения к росту зарплаты управленческого сектора организации.
Таким образом, можно сделать вывод, что исследование показало, что в РФ на сегодняшний день финансирование учреждений и организаций сферы здравоохранения осуществляется из нескольких источников: бюджет, ФОМС и доходы от платной деятельности.
Оценка эффективности финансирования осуществляется путем проведения финансово-экономического, технико-экономического анализа и функционально- стоимостного анализа по основным показателям деятельности учреждения здравоохранения. Показатели, по которым формируется вывод об эффективности финансирования деятельности учреждения, утверждены нормативным документом федерального значения — Распоряжение Правительства № 1505-р от 07.09.2010 год.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ
2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 № 125н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1505-р «Об утверждении методических рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений»
4. Министерство финансов РФ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2022 год и на плановые 2023–2024 года»
5. Национальное руководство. Общественное здоровье и здравоохранение / под ред. Г. Э. Улумбековой, В. А. Медик. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022 г.
6. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности функционирования системы обязательного медицинского страхования в РФ», утвержденного Коллегией Счетной Палаты РФ 30.03.2021 года