В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в процессе применения огнестрельного оружия.
Ключевые слова: курсант, курсант, воспитательное воздействие, подготовка курсантов, огневая подготовка.
Система правоохранительных органов всегда была неотъемлемой частью государственной политики. Целесообразно отметить, что результативность работы функционирования Федеральной службы исполнения наказаний России зависит от уровня и степени подготовленности курсантов и сотрудников. Умение оценить сложившуюся ситуацию, при этом применить знания и умения по огневой подготовке способствует сотруднику результативно выполнять возложенные на него служебные обязанности. Следует отметить, что становление будущего профессионального сотрудника реализуется благодаря длительной и напряжённой подготовки.
В научной статье необходимо освятить вопросы и особенности, касающиеся огневой подготовки сотрудника на примере образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации на учебных занятиях. Умение грамотно и точно обращаться с боевым оружием представляется первостепенной задачей в становлении будущего офицера.
Педагогическая составляющая в подготовке и проведении занятий по огневой подготовке имеет большое значение, позволяющее со всех сторон изучить ряд индивидуальных особенностей курсантов. Это необходимо, так как происходит процесс понимания психических, морально-волевых и физиологических особенностей курсантов. В процессе обращения с огнестрельным оружием, а также непосредственно стрельба из данного оружия, требует большую степень концентрированности, самоанализа. Умение справляться со стрессом организма и не терять контроль над происходящим — главный элемент в огневой подготовке [2].
Одним из главных средств достижения эффективности в решении проблемы развития профессиональной компетентности в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка» является максимальное использование в учебном воспитательном процессе специальных учебных дисциплин, таких как тактико-специальная подготовка, физическая подготовка.
Профессиональность грамотного стрелка не могут быть врожденными или передаваться по наследству. В данном случае говорится о профессиональных способностях личности, приобретаемые в результате нелёгкого труда, обучения и постоянных тренировок стрельбы из боевого оружия. Процесс обучения включает тактическую, физическую и психологическую подготовку стрелка. Данные компоненты взаимосвязаны и не могут нарабатываться и развиваться по отдельности.
В рамках формирования педагогического воздействия необходимы методы, повышающие результат процесса профессиональной компетентности курсантов. К данным методам следует отнести приоритетную ориентацию на теоретическое обучение, самоопределение, социализацию и формирование индивидуальных качеств личности как главных образующих профессиональной компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы. Одним из направлений данных методов представляется соответствие содержания организационной деятельности обучения потребностям профессиональной деятельности, достигающиеся в процессе изучения стрельбы — как в практике, так и в теории. Стойкость и надежность приобретенных знаний, умений и навыков прочно связаны с принципом систематичности в образовательной деятельности. Постоянное повторение и неразрывная практическая деятельность стрельбы могут дать результативность качественного освоения учебного материала и приобретения умелых навыков в стрельбе из огнестрельного оружия.
Различные упражнения на практических занятиях по огневой подготовке направлены на овладение курсантами главными составляющими подготовки профессионального стрелка. К данным упражнениям следует отнести правильное положение во время стрельбы, соответствующую постановку дыхания. В связи с качеством профессионального образования на занятиях по огневой подготовке рекомендовано использовать проблемные ситуативные методы, нацеленные на формирование профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе в экстремальных ситуациях [1].
В практической деятельности на учебных занятиях обширно используются интерактивные методы. На данных занятиях обучающиеся осуществляют работу в небольших группах, используются для рассмотрения вопросов учебные игры в виде имитаций стрельбы, выполнение стрелковых упражнений с использованием интерактивного тира, учебных патронов.
Итак, к педагогическим условиям формирования профессиональной компетенции у курсантов целесообразно отнести:
- Комплексное осуществление на учебных занятиях профессиональной подготовки, предусматривающее предварительное планирование учебной деятельности и контроль процесса формирования профессиональной компетентности в условиях практической деятельности.
- Координированная работа всех участников учебного воспитательного процесса, предусматривающая системность изучения и отработки всех составляющих дисциплины «Огневая подготовка», как физической, тактико-специальной и психологической подготовки курсантов.
- Обширное практическое использование на учебных занятиях интерактивных методов и форм обучения, предусматривающих моделирование различных ситуаций служебной деятельности, совместный поиск результативных решений служебных задач преподавателем и курсантом.
Литература:
- Малышев В. А. // В сборнике: Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности Сборник научных статей: Материалы межвузовского научно-практического семинара. 2020. С. 127–129.
- Кудряшов Ю. А. Моделирование действий стрелка при выполнении выстрела // Сборник статей и очерков по стрелковому спорту и стендовой стрельбе.2028.С. 284–293.
- Чваливский, Ю. И. Материальная часть пистолета Макарова. Приемы и правила стрельбы: учебное пособие / Ю. И. Чваливский, С. А. Кемов. — Рязань: Академия ФСИН России, 2016.С.138–154.