В статье обосновывается актуальность проблемы психологического благополучия в современном обществе. Преследует цель систематизации данных в изучении психологического благополучия. В качестве основных теорий психологического благополучия (Н. Бредберна, Э. Динера, К. Рифф) в исторической последовательности, исследований благополучия и внешних, по отношению к личности, условий. Изучение проблемы психологического благополучия, является актуальным и будет интересно каждому.
Ключевые слова: психологическое благополучие, личность.
The article substantiates the relevance of the problem of psychological well-being in modern society. Pursues the goal of systematization of data in the study of psychological well-being. As the main theories of psychological well-being (N. Bradburn, E. Diener, K. Riff) in the historical sequence, studies of well-being and external, in relation to the individual, conditions. The study of the problem of psychological well-being is relevant and will be interesting to everyone.
Keywords: psychological well-being, personality.
Введение
Понятие «психологическое благополучие» вошло в состав научных терминов уже достаточно давно, и на данный момент существует многообразие подходов к определению содержания этого понятия. Целью данной статьи является обоснование теоретическим материалом понятия.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Во второй половине XX века появляется понятие психологического благополучия. Психологическое благополучие описывается как состояние оптимального функционирования и деятельности человека. Интерес и стремление к психологическому благополучию и положительному функционированию является одной из движущих сил человеческого сообщества, как важное условие полноценной жизни личности. Проблема достижения психологического благополучия и поддержки занимает важное место в психологических исследованиях.
Начало упоминания понятия психологического благополучия встречается в зарубежных исследованиях. Отождествление его с понятием субъективного ощущения счастья и удовлетворенность жизнью в общем. Теоретическое обоснование понятия впервые появляется в работах Н.Бредберна. Автор определил данное определение как баланс между двумя комплексами эмоций, которые накапливаются в течение жизни — позитивным и негативным. Автор ссылается на описанное Аристотелем понятия «эвдемония» — «счастье», «процветание», «успех». Н.Бредберн не отмечает включенность в понятие психологического благополучия самооценки, автономности, самоактуализации, но не исключает, что понятия имеют области взаимного пересечения.
Э.Динер ввел понятие «субъективного благополучия», в дальнейшем выделил феномен, в своих работах, психологического благополучия. Данные понятия считал аналогичными и что субъективное благополучие — лишь компонент психологического благополучия. В понятии субъективного благополучия имеются компоненты: удовлетворение, комплекс приятных эмоций и комплекс неприятных эмоций. Для описания понятия психологического благополучия необходимо вводить дополнительные характеристики, по его мнению.
Основываясь на исследования Н.Бредберна, следующий автор, который внесла вклад в изучение понятия психологического благополучия была К.Рифф. Она выбрала шесть основных компонентов психологического благополучия: автономия, личностный рост, самопринятие, позитивное отношение к окружающим, цель в жизни, управление окружающей средой.
Автор Р. М. Райан разделяет определение благополучия на два подхода: гедонистическое (от греч. hedone — удовольствие) и эвдемонистическое (от гpeч. eudaimonia — блаженство, счастье).
А.Уотерман описывал понятие психологического благополучия через счастье и главный и необходимый аспект его это личностный рост человека.
В отечественной психологии исследователи рассматривают психологическое благополучие личности как позитивную оценку собственной жизни самого себя. Р. М. Шамионов предлагает понятие субъективного благополучия, как понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное для нее значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о «благополучной» внешней и внутренней среде и характеризующееся переживанием удовлетворенности.
Л. В. Куликов в своем определении понятия психологического благополучия связь с наличием у человека относительно непротиворечивой картины мира, с пониманием текущей жизненной ситуации, а также переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью или неуспешностью субъекта в тех или иных сферах.
Авторы, в совместной работе, Т. Д. Шевеленкова и П. П. Фесенко дают определение понятия через субъективное явление, переживание, тесно связанное с системой внутренних оценок самого человека, с данными переживаниями.
А. В. Воронина создала модель определения, которая состоит из четырех уровней: психическое здоровье, психологическое здоровье, психосоматическое здоровье и социальная адаптация.
С. А. Водяха считал, что психологическое благополучие — устойчивое свойство, в котором доминируют положительные эмоции, присутствуют тесные взаимоотношения, субъектная вовлеченность в жизнедеятельность, осмысленность жизни и позитивная самомотивация.
В зарубежной психологии качество жизни рассматривается как благополучие личности, которое в отличие от уровня жизни не измеряется, поэтому некоторые исследователи описывают понятие психологического благополучия, в контексте проблемы качества жизни. В его структуру входит всего два компонента: физический и психологический. Физический включает здоровый образ жизни, диету, безопасность, защиту от болезней, свободу. В психологический входят положительные и отрицательные эмоциональные состояния, которые имеют субъективную природу. Они считают, чем выше физический аспект, тем выше уровень качества жизни.
Как говорилось ранее, автором термина «психологическое благополучие» является Н. Бредберн (1969), который считал, что структура психологического благополучия состоит из двух компонентов: позитивного и негативного аффекта.
Э. Динер внес в данную структуру ещё составляющую — «удовлетворенность жизнью» и назвал благополучие субъективным, делая акцент на то, что для изучения благополучия только эмоционального компонента недостаточно. Автор К. Рифф опровергла понятие Э. Динера, придя к выводу, что субъективное благополучие и его составляющие носят чрезмерно изменчивый характер и слабо отражают общую картину благополучия, если рассматривать ее в долгосрочной перспективе. Полученная ей структура, психологического благополучия, состоящую из шести более развернутых понятий. По этим составляющим определения выстраивается известная и часто применимая в использовании методика: «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, которая прошла адаптацию Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко для отечественного применения.
Несмотря на серьезную теоретическую обоснованность подходов, по-разному определяющих психологическое благополучие, в последнее время наблюдается тенденция к объединению различных теорий и комплексному изучению благополучия. Существует ряд исследований, свидетельствующих о положительных корреляционных связях между психологическим и субъективным благополучием, что говорит о том, что данные понятия тесно взаимосвязаны.
Однако, несмотря на тенденцию к слиянию различных подходов к пониманию психологического благополучия, на данный момент в зарубежной психологии лидирует количество исследований, чаще изучающих субъективное благополучие.
В изучении проблемы субъективного благополучия выделяются две позиции: внутренняя, связанная с самосознанием, особенностями личности, и внешние по отношению к личности условия как возможность повышения уровня благополучия.
Рассмотрим психологическое благополучие и его связь с саморазвитием. Саморазвитие и развитие человека являются непрерывными динамическими процессами, в которых он проявляет себя как личность и как индивид. Процессы определяются временными и пространственными рамками, жизненными обстоятельствами и самим субъектом. Событийное содержание субъективной картины жизни характеризует направленность личности, смысл и цели ее жизни, определяет стратегию саморазвития.
Эвдемоническое благополучие с одной стороны выявлено развитием, с другой — противоположностью концепции субъективного благополучия. Понятие психологического благополучия выявлено эмпирически и так же показатели готовности к саморазвитию. Имеются общие показатели, что говорит о связи данных понятий. Психологическое благополучие оказывает значительное влияние на саморазвитие личности во всех сферах ее проявления, так же как и саморазвитие, напрямую воздействует на психологическое благополучие личности. Обобщив полученные данные в результате эмпирического исследования, можно сказать о том, что респонденты удовлетворены собственной жизнь, бытовыми условиями, окружением, уровнем жизни. Способны устанавливать доверительные отношения с окружающими, при этом часто зависят от оценки и мнения окружения, испытывают сложности в организации повседневной деятельности. Поступают в соответствии собственных интересов личности в рамках общепринятых социальных норм. Респонденты самостоятельные, имеют цели в жизни, могут давать себе оценку адекватную как положительную, так и отрицательную. Респонденты готовы и хотят заниматься саморазвитием. Между показателями выявили связь.
Заключение о том, что психологическое благополучие имеет связь с саморазвитием личности является бесспорным выводом соотношения понятий авторов, проеденных методологических исследований.
Несмотря на изученность понятий психологического благополучия, сложно определить единое определение его. Подходы каждый по-своему верны, но один другого дополняет описании психологического благополучия. В литературных источниках не описана связь и доказательно не подтверждена о связи психологического благополучия и саморазвития личности.
Изучение проблемы психологического благополучия, несомненно, является актуальным и перспективным.
Литература:
- Аргайл М. Психология счастья / пер. с англ. А. Лисицина. Спб., 2003.
- Дергачёва О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: смысл, 2002.
- Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // общество и политика / ред. В. Ю. Большаков. Спб.: Изд-во С. -Петербургского ун-та, 2000.
- Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимов О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под общ. Ред. Л. М. Митиной. — М.: Академия, 2005.
- Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. 2-е изд. Спб.: питер, 2009.
- Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // куликов л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. 2-е изд. Спб.: Питер, 2009.
- Пучков Г. Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2003.
- Созонтов А. Е. Основные жизненные стратегии современных российских студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
- Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. Брэдберн Н. Структура психологического благополучия. — чикаго: aldine Pub. Co., 1969. — 320 с.
- Маралов, В. Г. Психология саморазвития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] / В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, М. А. Щукина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 320 с.
- Дергачёва О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория [Текст] / Э. Деси и Р. Райана // современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 200
- Воронина, А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: дис.... канд. психол. наук. [Электронный ресурс] / А. В. Воронина. — Т., 2002. — // Режим доступа:https://psyjournals.ru/psyedu/2015/n2/Buchatskaya_Kapranova.shtml — 220 с.
- Гагарина, Ж. Г. Роль самоотношения в личностно-профессиональном саморазвитии студентов высшей школы [Текст] / Ж. Г. Гаранина, С. И. Баляев, М. С. Ионова // Образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 82–96.
- Андреенкова, Н. В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов: [Текст] / Н. В. Андреенкова // Мониторинг общественного мнения. — 2010. –№ 5. — С. 189–215.
- Аргайл, М. Психология счастья: [Текст] М Аргайл / пер. с англ. А. Лисицина. — СПб., 2003. — 271 с.
- Батурин, Н.А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель субъективного благополучия: [Текст] / Н. А. Батурин, С. А. Башкатов, Н. В. Гафарова Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. 2013. № 4. С. 4–13.
- Бодалев, А. А. Общая психодиагностика: учеб. пособие [Текст] / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов. — М.: Изд-во «Речь», 2009. — 444 с.
- Бучацкая, М. В. Психологическое благополучие работающих женщин: дис, канд. психол. [Электронный ресурс] / М. В. Бучацкая. — М., 2006. — // Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003287629, — 25 с.
- Сапожникова, Р. Б. Психологические факторы формирования самоотношения к личности 19.00.01 [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. псх. н.: / Сапожникова Рахиль Бенционовна. — Новосибирск, 1998. — 166 с.
- «Экспериментальная психология» научный, периодичность 4 раза в год; рецензируемый; Импакт-фактор РИНЦ — 0.469 (дата обращения: 07.02.2015); РИНЦ, Directory of Open Access Journals (DOAJ); https://psyjournals.ru/
- Пучкова, Г. Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дис. канд. психол. наук: [Текст] / Пучкова Галина Леонидовна. — Хабаровск, 2003. — 22 с.
- Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика [Текст]: монография / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: ПРАЙМ -ЕВРОЗНАК, 2006. — 479 с.
- Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. P. 320.
- Diener E. Guidelines for national indicators of subjective well-being and ill-being // Journal of Happiness Studies. 2006. № 7. P. 397–404.
- Headey B., Wearing A. J. Personality, life events and subjective wellbeing: Toward a dynamic equilibrium model // Journal of Personality and Social Psychology. — 1989. — № 57. — Р. 731–739.
- Kahneman D. Well-being: The Foundations of Hedonic Psychology. N.-Y.: Russell Sage Found, 1999.
- Lucas R. E., Diener E., Suh E. Discriminant validity of well-being measures// Journal of Personality and Social Psychology. — 1996. — № 71(3). — P.616–628.
- Pressman S. D., Cohen S. Does positive affect influence health? // Psychological Bulletin. — 2005. — № 131. — Р. 925–971.
- Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well–being // American Psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 68–78.