Восприятие музыки — сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний и опыта, задачи, которые мы перед собой ставим, заключаются в том, чтобы воспитать ребенка в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темпе, динамике и т. д.), различать произведения по жанру, характеру, слышать высоту звуков и тембр музыкальных инструментов. Исходя из вышеизложенного, актуальным в педагогической практике в современных условиях является разработка и использование музыкально-дидактических пособий, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывая у него зрительную, слуховую, двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Использование музыкально-дидактических пособий и игр в музыкальном развитии детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представления о музыке, её выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкальные способности и возникает интерес к музыке. Использование наглядных пособий активизирует умственную деятельность ребёнка, развивает его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческих характер.
Чаще всего на своих музыкальных занятия мы используем такие дидактические пособия и игры, как:
— Игры на развитие восприятия музыки
— Игры на развитие музыкального слуха,
— Ложки,
— Ксилофон-колокольчики,
— Игры с клавесами и другими музыкальными инструментами,
— Музыкальный театр
Ложки, ксилофон, колокольчики в музыкальном воспитании дошкольников отвечают требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:
— информативны; обладают дидактическими свойствами;
— полифункциональны: способствуют развитию творчества, воображения. Пригодны к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра);
— являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства;
— вариативны (есть несколько вариантов использования каждой их части);
— доступны (их структура и содержание доступны детям дошкольного возраста).
Ложки — это игра, средство развития межполушарных связей детей. А также ритмические модели и техника игры на ложках, как дополнительное средство в общекоррекционной работе для детей с особенностями развития. В процессе игр улучшается мозговое кровообращение, развиваются новые нейронные связи в коре головного мозга.
Ксилофон-колокольчики. Колокольчики окрашены в разные цвета, и каждый из них имеет своё особое звучание. Это способствует выстраиванию ассоциаций с музыкальными нотами. Игрушку можно поворачивать и создавать свою собственную мелодию, ударяя по разным колокольчикам. Способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, мелкой моторики и воображения.
Игры с палочками Клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей. Это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.
Музыкальный театр представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:
— восприятие музыки;
— песенно-игровое творчество;
— пластическое интонирование;
— инструментальное музицирование;
— художественное слово;
— театрализованные игры;
Постановка музыкальной сказки открывает возможность детям проявить творчество, импровизацию, фантазию. Важным моментом является включение в творческий процесс ассоциативного мышления ребенка, что обусловлено неизбежным включением предметно-пространственной среды. Музыкальный театр позволяет всесторонне развить ребенка, выразить его творческий потенциал, научить ставить перед собой сложные задачи и находить их творческие решения.
Большое значение имеет качественное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, от того, как они будут работать совместно, зависит успешность проведения музыкально-дидактических игр. Перед занятием нужно объяснить игру воспитателю, чтобы на занятии он сделал первый показ, а дети поняли правила игры. Он должен следить за ходом игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему. Также воспитатель должен контролировать взаимоотношения играющих, сохраняя при этом самостоятельный и творческий характер игры. В младших группах воспитатель не только должен организовывать игры, но и сам становиться их активным участником. Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально-дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства.