Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 06.12.2022

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Свининникова, Е. Ю. Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Е. Ю. Свининникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 286-287. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97263/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье дано описание экспериментального исследования, нацеленного на оптимизацию эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной работе.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональные состояния, младший школьный возраст, задержка психического развития.

The article describes an experimental study aimed at optimizing the emotional states of children of primary school age with mental retardation in correctional work.

Keywords: emotions, emotional states, primary school age, mental retardation.

Помощь детям с проблемами в обучении — одна из важнейших задач современной образовательной системы. При этом акцент делается на многоаспектности такой помощи — не только формально «подтянуть» обучающегося, сколько провести анализ причин, ведущих к трудностям в обучении, проработать их психологическими, педагогическими, социальными средствами. Так, обращает на себя внимание проблема социальной дезадаптацией детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, одной из причин которой является незрелость эмоциональной сферы, что отражается в неустойчивости, тусклости, неадекватности переживаемых эмоций и чувств, преобладании негативных эмоциональных состояний — как тревожности, напряжения, так и гнева, агрессии, обиды [1–3].

Реализованное эмпирическое исследование на базе КГБОУ «Красноярская школа № 7» с участием обучающихся 3–4 классов с задержкой психического развития подтвердило основные выводы исследователях о специфике эмоциональных состояний детей указанной категории. Дети относительно часто находятся в агрессивном эмоциональном состоянии, в состоянии враждебности; при этом направленность агрессивной реакции характеризуется ориентацией вовне, а доминирующим типом реакции является «фиксация на препятствие». Дети могут «застревать» в агрессивной реакции, с трудом переключаются в другую эмоцию, что говорит о трудностях в эмоциональной саморегуляции. Нередко и переживание тревожности, беспокойства в ситуации школьного обучения. Соответственно, в эмоциональных состояниях младших школьников с задержкой психического развития доминируют негативные эмоции, чувства, обнаруживается незрелость эмоциональной сферы в целом.

Результаты исследования стали основанием для разработки и апробации программа по коррекции эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Направления работы с детьми определены при опоре на выявленные «дефициты» в их эмоциональной сфере: например, особенности фрустрационных реакций младших школьников определили необходимость обучения их реагированию на фрустрацию конструктивным способом, развития умений адекватно оценивать свое эмоциональное поведение и поведение окружающих.

Разработанная программа включает в себя 24 коррекционно-развивающих занятий, реализуется в малых группах (по 5 детей), систематично (2 занятия в неделю). Программа структурирована на четыре блока: 1 блок мотивационный «Вот такой Я!», 2 блок «Мои эмоции», 3 блок «Конфликт», 4 блок «Мы вместе», которые реализовывались последовательно и логично — от понимания своих эмоциональных состояний дети подходили к способности их регуляции. Основными методами работы с младшими школьниками с задержкой психического развития выступили метод моделирования, сказкотерапию, коммуникативных игр, метод психогимнастики, релаксационный метод, эмоционально-символические методы, рисование.

Выбранный подход к коррекции эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказался эффективным — после реализации программы обучающиеся стали чаще проявлять положительные эмоции, а отрицательные — реже. Снизились показатели тревожности и агрессивности. Экстрапунитивные реакции на фрустрирующие события стали более редкими, а процент интропунитивных и импунитивных направлений реакций — повысился. Преобладающая «фиксация на препятствие» сменилась приоритетом на «фиксация на удовлетворение потребностей», что говорит о повышении внимательности детей к своим эмоциональным состояниям, о развитии способности их регулировать.

Таким образом, коррекционная работа в отношении эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития целесообразна. Социальным следствием произошедших изменений, по нашим предположениям, станет повышение успеваемости и адаптированности к учебному процессу, улучшение в выстраивании межличностных отношений со сверстниками и учителями.

Литература:

  1. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков. — Москва: Просвещение, 2009. — 287 с.
  2. Кисова, В. В. Практикум по специальной психологии / В. В. Кисова, И. А. Конева. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 352 с.
  3. Фролова, О. В. Психологические особенности тревожности в фрустрационных ситуациях и их психологическая коррекция у детей с ЗПР младшего школьного возраста: дис. … к. псих. н. / О. В. Фролова. — Екатеринбург, 2001. — 193 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, младший школьный возраст, задержка, эмоциональная сфера, эмоциональное состояние учащихся, агрессивная реакция, блок, коррекционная работа, ребенок, эмоциональное состояние детей.


Похожие статьи

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников

В статье представлено описание песочной терапии как средства психолого-педагогической коррекции у детей младшего школьного возраста.

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Особенности текущего самоконтроля письма у младших школьников с задержкой психического развития

Статья посвящена теоретическим аспектам самоконтроля письма у младших школьников с задержкой психического развития, а также практическим аспектам изучения текущего самоконтроля письма у детей данной категории.

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Коррекция гиперактивности младших школьников в условиях семьи

В статье рассматривается проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста в контексте семейной среды. Анализируются психологические и педагогические стратегии, направленные на эффективное воздействие на гиперактивное поведение д...

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...

Похожие статьи

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников

В статье представлено описание песочной терапии как средства психолого-педагогической коррекции у детей младшего школьного возраста.

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Особенности текущего самоконтроля письма у младших школьников с задержкой психического развития

Статья посвящена теоретическим аспектам самоконтроля письма у младших школьников с задержкой психического развития, а также практическим аспектам изучения текущего самоконтроля письма у детей данной категории.

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Коррекция гиперактивности младших школьников в условиях семьи

В статье рассматривается проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста в контексте семейной среды. Анализируются психологические и педагогические стратегии, направленные на эффективное воздействие на гиперактивное поведение д...

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...

Задать вопрос