Новации и инновации в предпринимательской деятельности (на примере ПАО «Мегафон») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 07.12.2022

Статья просмотрена: 443 раза

Библиографическое описание:

Куликова, А. А. Новации и инновации в предпринимательской деятельности (на примере ПАО «Мегафон») / А. А. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 400-403. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97268/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье анализируются такие понятия, как: «инновационная деятельность» и «предпринимательство» и их взаимосвязь на примере деятельности ПАО «Мегафон».

Ключевые слова: новации, инновации, инновационная деятельность, предпринимательство.

В настоящее время вопросы повышения эффективности инновационной деятельности приобретают особую актуальность в различных сферах экономики и бизнеса, так как владельцы известных и масштабных хозяйствующий субъектов более активно рассматривают необходимость использования нововведений в своей коммерческой деятельности. Целью данной статьи является анализ взаимосвязи понятий «инновационной деятельности» и «предпринимательство» на примере ПАО «Мегафон».

Использование инноваций в процессе производства и реализации продукции способствует повышению конкурентоспособности субъектов, расширению товарной номенклатуры, оптимизации производственных затрат, минимизации издержек от брака и т. д. Наряду с означенными факторами инновационная деятельность представляет собой одно из главных условий адаптации хозяйствующего субъекта к рынку услуг и продуктов. Таким образом, в современных условиях инновационная деятельность выступает одним из критериев повышения эффективности деятельности организаций. Для лучшего понимания проблематики вопроса проанализируем сущность и объём понятий «инновация» и «инновационная деятельность».

  1. Анализ понятий новация и инновация на примере ПАО «Мегафон»

Во-первых, отметим, что само понятие «инновация» тесно взаимосвязано с таким явлением, как новация. «Новация — это нечто новое, новшество» [Ожегов С. И., 2010]. Новации — это, в первую очередь, результат интеллектуальной деятельности, создаваемая организацией. Новациями могут быть формулы, чертежи, инструкции, методики, нормативные документы, технологические регламенты и т. д. Они представляют новые знания, которые еще не приобрели материальный вид. Новации являются сущностью и обусловливают свойства создаваемых.

Новация и инновация, по своей сути, это разные понятия. Так, в статье 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» дается такое определение понятиям «инновация» и «инновационная деятельность»: «Инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях… Инновационная деятельность — деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности».

Между тем, в рамках международного сообщества, в частности, на уровне Организации Экономического Сотрудничества и Развития (далее — ОЭСР) наблюдается несколько иной подход к определению инноваций, который получил закрепление в Рекомендациях по сбору и анализу данных по инновациям (далее — Руководство Осло). Указанные рекомендации являются основным методологическим документом ОЭСР в области инноваций как для стран, непосредственно участвующих в деятельности ОЭСР, так и ряда стран Восточной Европы, Латинской Америки, Азии, Африки, не являющихся пока, как и Россия, членами этой организации [Руководство Осло, 2010].

В соответствии с Руководством Осло инновация «есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях» [Руководство Осло, 2010]. Сравнительный анализ определения инновации, сформулированного российским законодателем, с приведенным выше определением, содержащимся в Руководстве Осло, показывает, что в первом случае закон оперирует словосочетанием «введенный в употребление», в то время как разработчики Руководства Осло предпочитают применять выражение «введение в употребление». Таким образом, заметным становится существенное расхождение в подходе к рассматриваемому понятию «инновация», которое заключается в том, что в первом случае инновация представляет собой результат, а во втором — действие. Во всех остальных лексических компонентах, составляющих понятие «инновация», российская трактовка последнего практически совпадает с трактовкой инновации, содержащейся в Руководстве Осло.

Понятие «инновационная деятельность», представленное в Руководстве Осло, совершенно другое, нежели в русском законодательстве. В соответствии с указанным документом инновационной деятельностью являются «все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие шаги, которые фактически или по замыслу ведут к реализации инноваций. Некоторые из этих видов деятельности могут быть инновационными по своей сути, тогда как другие не содержат новизны, но необходимы для осуществления инновации» [Руководство Осло, 2010]. Необходимым и одним из важных признаков инновации является требование того, чтобы продукт, процесс, метод продаж или организации был новым, либо значительно улучшенным.

Рассмотрим на примере ПАО «Мегафон», что такое новации и инновации. С 2021 года главная стратегия организации по обеспечению связи претерпела изменения, и теперь организация сфокусировалась на «клиенте и культуре постоянных улучшений с целью принести счастье своим клиентам, сотрудникам и акционерам» [ПАО «МегаФон», 2022].

В качестве новаций «Мегафон» предоставил аналитические данные передвижения жителей Мурманской области и приезжих туристов в неё, которые легли в основу развития транспортной и туристической инфраструктуры. Также на основе анализа был выявлен рост количества потребителей, которые активнее стали интересоваться покупками товаров на вторичном рынке, что может в дальнейшем привести к развитию дополнительных сервисов или приведет к некоему контролю данного рынка.

В сфере инноваций «Мегафон» внедрил комплексное решение «Агент Ева». Данный сервис может выполнять роль виртуального секретаря, блокировать определённые категории нежелательных вызовов, предупреждать о потенциально опасных сайтах. Сама организация утверждает, что у данного сервиса нет аналогов в России. К тому же было внедрено новое оборудование во всех регионах страны, которое улучшает качество связи в труднодоступных местах, таких как, например, подвальные помещения или промышленные предприятия, расположенные вне зоны связи, и тд.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятия «инновация» и «новация» тесно взаимосвязаны друг с другом, а также все чаще становятся вопросом пристального изучения современных предпринимателей. Прогресс не стоит на месте, и даже такие крупные организации, как Мегафон, обеспечивающие население продуктами для связи по всей стране, вынуждены создавать что-то новое, «инновационное», чтобы сохранять свои позиции на рынке, привлекать новых клиентов. Предпринимателям в первую очередь важно сохранять внимание своей аудитории, предлагать новые решения проблем, «быть впереди» конкурентов. В связи с тем, что в 21 веке множество сфер — экономическая, финансовая, гражданская, рыночная — завязаны на цифровых технологиях, владельцам и работникам организаций необходимо идти в ногу со временем, изучать актуальные способы ведения бизнеса и привносить нечто новое — то, что вытекает из понятия «инновация».

  1. Анализ инновационной и предпринимательской деятельности

В Гражданском кодексе Российской Федерации (п. 4. ст. 129) указано, что «результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом». Образовательные и научные учреждения, как правило, не располагают производственной базой, и нематериальные результаты их деятельности необоротоспособны, т. е. не могут быть товаром.

Следовательно, для научно-исследовательских институтов и вузов, как правило, единственным средством и целью предоставить производству в использование созданные в них результаты интеллектуальной деятельности является обеспечение последних правовой охраной. Инновационная деятельность для вузов и научно-исследовательских институтов завершается, как правило, созданием охраноспособного результата интеллектуальной деятельности и обеспечением его правовой охраной с целью дальнейшего введения в оборот закрепленных за собой прав, т. е. первым этапом инновационной деятельности.

В настоящее время на рынке активнее развивается конкуренция, в которой выживают только самые сильные предприятия, готовые предоставить покупателю различные товары и услуги, чтобы сэкономить время. Довольно большая прослойка бизнеса перенесла многие свои услуги на Интернет-площадки в связи с событиями последних лет. Огромное влияние на это оказала, к примеру, пандемия COVID-19, давшая большой толчок к тому, что различным сферам бизнеса приходилось подстраиваться под жесткие условия карантина. Именно клиенториентированный субъект, готовый предложить что-то новое, сумеет выжить в этой борьбе. Инновации помогают выйти на новые рынки, удовлетворить новые потребности покупателей.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет предпринимательскую деятельность (предпринимательство) как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [ГК РФ ст.2, п.1].

Активизация инновационной деятельности влияет на общий уровень экономического развития страны, в связи, с чем можно наблюдать повсеместный призыв к использованию инноваций. Введение инноваций поощряется и стимулируется, преимущественно в сферах, которые нацелены на изготовление высокотехнологичных продуктов, таких как компьютеры и полупроводники, а также фармацевтические ресурсы и медицинское оборудование, средства связи и системы коммуникаций.

Исследование высоких технологий в промышленности и производство новейшей наукоемкой продукции вместе с реализацией мер по коммерческому продвижению являются одними из главных условий устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран.

Нововведения выступают как своеобразный инструмент предпринимательства. Для его умелого использования необходимо внимательное исследования внешней и внутренней среды организации, а кроме того, освоение принципами эффективной реализации нововведений, а также использование их.

Создаваемая предпринимателем продукция считается конкретным (материальным) предметом либо услугой, исполняющей изготовление и реализацию данного предмета или услуги, т. е. предпринимательство, создает определенные хозяйственные условия для реализации процесса производства. В данном аспекте предпринимательство предполагает собой социальный механизм, рассчитанный для организации и осуществления процесса воспроизводства с целью получения прибыли.

Таким образом, понятие предпринимательства в современном мире — это деятельность, нацеленная на поиск новейших областей вложения в капитал, формирование новейших и совершенствование существующих продуктов, производств, организаций, формирование положительного имиджа, результативное применение различных возможностей с целью извлечения прибыли. По этой причине не всякий бизнес является предпринимательством, а лишь такой, который дает возможность извлечь прибыль в результате формирования (разработки), изготовления либо применения (заимствования) инновационного продукта в любой его форме.

Заключение

Появление новых продуктов, внедрение новых производственных процессов, расширение рынка становятся ключевыми факторами успеха начинающих и устоявшихся предпринимателей в высококонкурентной среде. Для таких предпринимательских структур инвестирование ресурсов в сферу исследований и разработок позволяет занять лидирующие позиции на рынке, обеспечивает высокую прибыль. Такое инновационное предпринимательство нацелено на высокие достижения. Оно изменяет предпринимательские устремления и качественную природу предпринимательства. Его отличительными чертами становятся продуктовые и процессные инновации, расширение масштабов деятельности в высокотехнологичной сфере, вовлеченность во внешние рынки. В результате предпринимательский механизм превращает инновации в фактор экономического роста.

Как уже отмечалось выше, особенностью современного этапа предпринимательства является его органическое переплетение с инновационной деятельностью.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что инновационная деятельность чаще всего трактуется как создание и распространение новшеств, при этом предпринимательство преследует такие же интересы, ориентированные на получение прибыли. Поэтому понятия «предпринимательство» и «инновационная деятельность» чрезвычайно близки и тесно пересекаются между собой в различных сферах, включая экономическую, гражданскую и рыночную.

Литература:

  1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // «Собрание законодательства РФ», 26.08.1996, № 35, ст. 4137.
  2. Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 216-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2017, № 31, ст. 4765.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы» // «Собрание законодательства РФ», 10.08.1998, № 32, ст. 3886.
  4. Мухамедшин И. С. Коммерциализация объектов в сфере интеллектуальной собственности (монография) / И. С. Мухамедшин. — Москва: Проспект, 2018. — 104 c.
  5. Курносова Е. А. Инновационный потенциал предприятия: составляющие и методы оценки / Е. А. Курносова. — Текст: непосредственный // Математика, экономика и управление. — 2015. — № 1. — С. 105–109.
  6. Грибанов Д. В. Проблемы правового регулирования инновационной деятельности в национальном и международном законодательстве / Д. В. Грибанов. — Текст: непосредственный // Бизнес, Менеджмент и Право. — 2016. — № 3/2016. — С. 62–67.
  7. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129 (ред. от 14.07.2022). [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения 28.11.2022).
  8. Мухамедшин И. С. Проблемы активизации инновационной деятельности НИИ и вузов / И. С. Мухамедшин. — Текст: электронный // Федеральная служба интеллектуальной собственности: [сайт]. — URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/tezisi-dokladov-24mkr.pdf (дата обращения: 28.11.2022).
  9. Руководство Осло Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. — Текст: электронный // МГИМО: [сайт]. — URL: https://mgimo.ru/upload/docs_6/ruk.oslo.pdf (дата обращения: 28.11.2022).
  10. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — Текст: электронный // Толковый словарь Ожегова: [сайт]. — URL: https://tolkovyj-slovar-ozhegova.slovaronline.com/17217-НОВАЦИЯ (дата обращения: 28.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, Руководство Осло, инновация, интеллектуальная деятельность, новация, гражданский кодекс, деловая практика, коммерческая деятельность, организационный метод, Российская Федерация.


Похожие статьи

Роль инноваций в банковском секторе

В рамках данной статьи рассматриваются понятия банковских инноваций. Автор определил их роль в данном секторе экономики. Также рассмотрена современная банковская бизнес-модель на примере ПАО «Сбербанк».

Роль инноваций в туризме и сервисе, практические примеры

В статье рассматриваются практические примеры инноваций в туризме, оценивается их роль и влияние.

Особенности применения модели открытых инноваций в банковской сфере

В статье рассматривается концепция открытых инноваций, ее основные преимущества и недостатки при реализации в банковской сфере.

Инновационные процессы как объект инвестирования

В статье представлена информация о значимости такого бизнес-процесса, как инвестирование с позиции обеспечения и реализации различных инновационных процессов и новшеств.

Выбор между IT-аутсорсингом и автоматизацией: преимущества и недостатки для компании

В статье автор рассмотрел такие понятия, как «IT-аутсорсинг» и «автоматизация», а также их преимущества и недостатки для компании.

Интернет-маркетинг. Основы и преимущества

Статья посвящена изучению особенностей интернет-маркетинга. Автором рассмотрены основные инструменты данной среды деятельности, показаны преимущества интернет-маркетинга.

Инновации в фармацевтике: роль сотрудничества компаний с научным сообществом в разработках препаратов

В данной статье автор анализирует необходимость сотрудничества фармацевтических компаний с научными институтами, учёными и др., а также дальнейшие перспективы подобных взаимоотношений.

Принципы и методы расчёта инновационной привлекательности стартапа

В статье рассмотрено такое понятие как «стартап», описаны методы оценки инновационной привлекательности стартапов. Обосновано применение комбинированных методов при оценке инновационных компаний.

Особенности продвижения инновационных услуг

В данной статье, нами рассмотрен вопрос инновационной составляющей в сфере услуг, оговорены особенности продвижения стратапов в нематериальном секторе, приведены некоторые институты поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации ...

Венчурный капитал как источник финансирования инновационных проектов

В статье изучены понятие и специфика венчурного капитала как источника финансирования инновационных проектов. Были исследованы отличия венчурного капитала от традиционных форм финансирования, а также рассмотрены этапы венчурного финансирования.

Похожие статьи

Роль инноваций в банковском секторе

В рамках данной статьи рассматриваются понятия банковских инноваций. Автор определил их роль в данном секторе экономики. Также рассмотрена современная банковская бизнес-модель на примере ПАО «Сбербанк».

Роль инноваций в туризме и сервисе, практические примеры

В статье рассматриваются практические примеры инноваций в туризме, оценивается их роль и влияние.

Особенности применения модели открытых инноваций в банковской сфере

В статье рассматривается концепция открытых инноваций, ее основные преимущества и недостатки при реализации в банковской сфере.

Инновационные процессы как объект инвестирования

В статье представлена информация о значимости такого бизнес-процесса, как инвестирование с позиции обеспечения и реализации различных инновационных процессов и новшеств.

Выбор между IT-аутсорсингом и автоматизацией: преимущества и недостатки для компании

В статье автор рассмотрел такие понятия, как «IT-аутсорсинг» и «автоматизация», а также их преимущества и недостатки для компании.

Интернет-маркетинг. Основы и преимущества

Статья посвящена изучению особенностей интернет-маркетинга. Автором рассмотрены основные инструменты данной среды деятельности, показаны преимущества интернет-маркетинга.

Инновации в фармацевтике: роль сотрудничества компаний с научным сообществом в разработках препаратов

В данной статье автор анализирует необходимость сотрудничества фармацевтических компаний с научными институтами, учёными и др., а также дальнейшие перспективы подобных взаимоотношений.

Принципы и методы расчёта инновационной привлекательности стартапа

В статье рассмотрено такое понятие как «стартап», описаны методы оценки инновационной привлекательности стартапов. Обосновано применение комбинированных методов при оценке инновационных компаний.

Особенности продвижения инновационных услуг

В данной статье, нами рассмотрен вопрос инновационной составляющей в сфере услуг, оговорены особенности продвижения стратапов в нематериальном секторе, приведены некоторые институты поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации ...

Венчурный капитал как источник финансирования инновационных проектов

В статье изучены понятие и специфика венчурного капитала как источника финансирования инновационных проектов. Были исследованы отличия венчурного капитала от традиционных форм финансирования, а также рассмотрены этапы венчурного финансирования.

Задать вопрос