Сам термин «помилование» (смягчение, отмена наказания) и «амнистия» известны с древних времен. Понятие помилование наиболее привычно российскому законодательству, тогда как термин амнистия стал употребляться значительно позже. Помилование как форма «царской милости» использовалось всеми самодержцами на протяжении всей истории Российского государства. Первым актом, в котором упоминается термин «амнистия», был Указ об амнистии от 7 марта 1917 года, изданный Временным правительством.
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова представляет амнистию как «полное или частичное освобождение от судебного наказания определенной категории лиц, осуществляемое верховной властью» [1].
Первым документом в истории человечества, относительно которого у нас есть относительно достоверная информация, сравнимая с концепцией налоговой амнистии, является Декрет о справедливости царя Аммицадуки, одного из преемников Хаммурапи.
В 12 в. распространяются хвалебные грамоты, правовые акты, даровавшие определенные преимущества и льготы церквам, монастырям, учреждениям и отдельным лицам. Другим документом, близким по своему характеру к налоговой амнистии, можно считать «Дворянскую грамоту — документ о правах, свободах и преимуществах дворянского русского дворянства от 21 апреля 1785 года.
Примеры освобождения лиц от наказания за неуплату налогов в советский период мы можем найти в истории нашей страны. В то время нормативная база оформлялась указами. В послереволюционный период, с октября 1917 года и до конца военного коммунизма, в РСФСР были приостановлены все налоги.
В апреле 1923 года вышло постановление ВЦИК «Об амнистии неплательщикам единого натурального налога», которое имело цель облегчить участь отдельных категорий граждан при исполнении наказания за преступления, связанные с неуплатой единого натурального налога в 1922–1923 гг. Оно освободило осужденных за преступления, предусмотренные ст. 79 и 2 ч. ст. 80 Уголовного кодекса (при отсутствии умысла, установленного судом).
Создание института налоговой амнистии на современном этапе следует отнести к 1993 году, когда механизм освобождения от уплаты налогов был впервые опробован Указом Президента № 102. № 1773 «О проведении Налоговой амнистии в 1993 году». На основании указанного НПА были освобождены от налоговых санкций юридические и физические лица, которые признали суммы ранее неуплаченных налогов и перечислили их в бюджет до 30 ноября 1993 года» [2]. Уполномоченный по правам человека в Рязанской области Гришко А. Я. пришел к выводу, что амнистия есть не что иное, как акт, которым государство (в лице его компетентных органов) объявляет запрет на возбуждение или продолжение уголовного преследования за совершение преступлений или предъявление обвинений, исполнение обвинительных приговоров в отношении нескольких лиц, специально отведенных по количеству совершенных ими деяний» [3].
Категория понятия «налоговая амнистия» была создана в период политической и экономической нестабильности 1990-х гг. Органы государственного управления ввели повышенные меры ответственности за совершение правонарушений в налоговом законодательстве, были вынуждены усилить контроль, разработать различные методы и направления, способные мотивировать налогоплательщиков к выполнению своих обязательств по уплате налогов. Такой мерой стала программа легализации имущества и доходов, представленная Президентом России от 27 октября 1993 года № 1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году»).
Стоит отметить, что в настоящий момент в Налоговом кодексе Российской Федерации четко сформированного понятия налоговой амнистии нет, однако, ряд авторов формулируют собственные определения понятия.
И. Н. Соловьев трактует налоговую амнистию как «установленное государством в момент ее принятия освобождение лиц, совершивших налоговые преступления, от налоговой ответственности при условии полного или частичного декларирования скрытых налоговых сумм и добровольной их уплаты в бюджет» [4].
Л. М. Григорьев характеризует налоговую амнистию как «предложение государства лицам, не уплатившим в срок налоги, уплатить необходимые суммы недоимки и тем самым получить освобождение от наказания за такое нарушение. Акцентируется внимание на сложности структуры института налоговой амнистии, учитывая, что в этот процесс будут последовательно вовлечены различные социальные составляющие, от политиков до налоговиков.
В М. Зарипов настаивает на очевидном негативном значении процедуры налоговой амнистии, поскольку само «освобождение от наказания или его смягчение» в отношении граждан предполагает их квалификацию как нарушителей закона» [5].
Мы согласны с автором, считаем, что сегодня «несовершенство налогового института способствует возникновению налоговой задолженности у физических лиц. Считается недопустимым перекладывание ответственности на налогоплательщика за прощение и списание его долгов в период действия налоговой амнистии, наоборот, представляется разумный подход с точки зрения безнадежности таких долгов и последующего их списания» [6]. Справедливо отмечается, что перед реформированием налоговой системы важно решить уже возникшие проблемы, чтобы двигаться вперед.
Налоговая амнистия, являющаяся разовой или крайне редкой мерой, положительно скажется на налоговой дисциплине в целом. Отрицательная оценка такого освобождения от ответственности — если оно осуществляется регулярно или систематически — является неизбежным формированием у налогоплательщиков ожиданий благоприятного исхода в случае неуплаты налогов с их стороны [7].
Как указывает Е. Г. Яшин, «в мировой истории к способам списания неуплаченных налогов обращались многие государства: США, Италия, Франция, Ирландия, Турция, Колумбия и другие, и этот аспект, несомненно, расширяет рамки исследуемой процедуры. Налоговая амнистия может быть разовой или многократной через определенные промежутки времени, может распространяться на все категории налогоплательщиков или на четко ограниченный круг лиц.
Пионером амнистии неучтенного капитала можно считать Соединенные Штаты Америки, ведь уже в 1930-х годах ХХ века власти страны пытались провести такую акцию, а полученные в результате средства вкладывались в возрождение экономики. Профессор Э. Г. Ясин высказывает мнение, что ускоренное декларирование и амнистия долгов физических лиц может стать катализатором улучшения экономического и инвестиционного климата страны.
Интеграция мнений известных в экономике личностей, их сходные, а иногда и различные характеристики позволяют систематизировать и выделить наиболее обширное понятие института налоговой амнистии.
Е. В. Покачалова указывает, что «обязанность лица внести в бюджетную систему либо местный фонд в предусмотренные сроки денежную сумму в соответствии с установленными ставками, и обязанность соответствующих органов обеспечить уплату налогов являются основным содержанием правоотношений в области списания и взимания налогов». Следовательно, отношения, находящиеся в рамках «налоговой амнистии», — это отношения по поводу взимания налогов, т. е. непосредственно связаны с движением финансовых ресурсов, направленных на формирование бюджета, от исполнения которого напрямую зависит уровень экономического развития любого государства, выражаются в стоимостных показателях, что свидетельствует о целесообразности отнесения исследуемого явления к финансово-правовому» [8].
Привлечение дополнительных средств является основным направлением в результате налоговой амнистии, с помощью которой «государство пытается решить возложенные на него задачи экономического развития, распределить финансовые ресурсы между участниками макросистемы, создать материальную базу для функционирование органов государственной власти, правоохранительных органов, судебной власти, обеспечение обороны и безопасности страны, выполнение социально-экономических, культурных и других задач» [9].
Полагаем, что с учетом всех этих аспектов налоговую амнистию целесообразно представить как особый способ экономической деятельности государства.
Мы разделяем мнение с Н. И. Химичевой, и хотели бы отметить, что эти методы становятся достаточно разнообразными в современных условиях рыночной экономики.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод что налоговая амнистия как регулятор финансовых отношений содержит перечень налогово-правовых норм, обладающих юридическим единством и однородностью их фактического содержания, а также полнотой регулирования конкретно очерченного круга общественных отношений. Сумма этих признаков образует юридический критерий, на основании которого возможно объединение правовых норм в конкретный правовой институт.
Налоговая амнистия поэтому должна классифицироваться как многогранное понятие — как правовой акт, а также особый инструмент финансовой деятельности государства, а также правовой институт и совокупность экономических отношений.
Считаем необходимым, трактовать налоговую амнистию как государственно-правовой акт, регулирующий отношения, связанные с неисполнением лицами в установленном законом порядке обязанности по уплате налогов, гарантирующее освобождение от налоговых обязательств при условии добровольного и полного перечисления указанными лицами в бюджетную систему Российской Федерации всей имеющейся налоговой задолженности.
Литература:
- Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. /Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. — 4-е издание, дополненное. — Москва: А ТЕМП, 2007. — С.27.
- Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году» // Российская газета. — 1993. — 2 ноября.
- Гришко А. Я. Амнистия. Помилование. Судимость [Электронный ресурс]: монография/ Гришко А. Я., Потапов А. М.— Электрон. текстовые данные. — М.: Логос, Университетская книга, 2009. — 272 с.
- Соловьев И. Н. Механизмы амнистирования в различных сферах экономики и налогообложения (налоговая амнистия). М., 2012. С. 13.
- Зарипов В. М. Налоговая амнистия в вопросах и ответах // Налоговед. 2007. № 12. С. 6.
- Кашин В. А., Чукарин Д. К. Трансфертное ценообразование в РФ: проблемы регулирования и альтернативные варианты налогового контроля // Финансы. 2015. N 9. С. 18–22.
- Кашин В. А., Чукарин Д. К. Трансфертное ценообразование в РФ: проблемы регулирования иальтернативные варианты налогового контроля // Финансы. 2015. № 9. С. 18–22.
- Покачалова Е. В. Публичный долг: теоретические и практические аспекты российского финансового права: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. С. 11.
- Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. — 6-е изд., перераб, и доп. — М.: Норма: ИНФРА М, 2012. — С.370–413.