Использование игровых технологий в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 08.12.2022

Статья просмотрена: 1504 раза

Библиографическое описание:

Клемешова, Н. С. Использование игровых технологий в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности / Н. С. Клемешова, Г. Д. Григоревская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97278/ (дата обращения: 16.11.2024).



Школа для каждого ребёнка — это одно из важнейших учреждений в его жизни, ведь именно здесь он приобретает основные знания по разным предметам, получает необходимый опыт для дальнейшей взрослой жизни, осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя к самостоятельности. Успех ребенка в будущем зависит от его адаптации, индивидуализации и интеграции во время школьной жизни, и как результат, полученного багажа знаний в данный период жизни. Но, к сожалению, не все дети могут открыться и реализовать свои способности самостоятельно, поэтому многое зависит от его близкого окружения, а именно от школы и семьи. Одна из главных задач школы — поддержать ребёнка, развить его способности, дать уверенности в себе, тем самым подталкивая его к действиям.

Таким образом, школа подготовит почву для реализации задатков и способностей ребенка. Именно с этой целью федеральный стандарт образования вводит требование обязательной организации в жизни школьников внеурочной деятельности. Ведь именно внеурочная деятельность играет огромную роль в формировании у школьников УУД (универсальных учебных действий), так как она является продолжением учебной деятельности. Внеурочная деятельность направлена на то, что интересно ребенку, чем на деятельность, обязательную для выполнения. Чаще всего она реализуется через творческую деятельность, чем и привлекает большинство детей, ведь творчество дает человеку некую свободу, полет фантазий, возможность реализации своего потенциала.

В последние годы остро обозначилась потребность общества в формировании финансовой грамотности. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг [3, 145]. Формирование у школьников финансовой грамотности является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

Познание основ финансовой грамотности для младшего школьника является трудной задачей, поэтому если вовремя не обучить ребёнка планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам, правда, чуть менее веселыми и более опасными методами [2,50].

Игровой метод является наиболее эффективным в формировании финансовой грамотности младших школьников, поскольку он более интересен: в игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку. Поскольку внеурочная деятельность направлена на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, именно игра продуктивно влияет на упомянутую деятельность. С помощью игровой деятельности можно реализовать программы, направленные на формирование финансовой грамотности подрастающего поколения.

Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, а финансовые навыки прививаются так же, как и правила этикета [1, 20]. В формировании финансовой грамотности у школьников учитель использует различные формы организации учебной деятельности:

– теоретические и практические занятия;

– беседы по проблеме формирования финансовой грамотности; ролевые игры; тесты, опросники;

– конкурсы, викторины, просмотр видеофильмов;

– экскурсии.

По нашему мнению, образовательный процесс должен носить творческий характер. Вовлечение учащихся в творческий процесс, поиск решений служит его развитию и снижает наступление утомления. Учитель достигает этого путем использования:

– игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра);

– наглядности;

– занимательных упражнений.

Эффективность формирования знаний о финансовой грамотности в значительной степени будет зависеть от разнообразия приёмов и методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

В работе, направленной на формирование финансовой грамотности младших школьников, мы используем следующие методы работы: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, использование дидактических игр на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Систематическую и целенаправленную работу по внедрению финансовой грамотности мы проводим на уроках математики, внеурочных и внеклассных занятиях. Проведение классных часов, посвященных проблемам финансовой грамотности, носили систематический, адресный характер.

Тематика занятий учитывала интересы и пожелания учащихся, например, «Семейный бюджет», «Особенные жизненные ситуации и как с ними справиться», «Встреча с работником банка», «Государство — это мы!» и другие. С помощью игровых технологий, используемых на занятиях, дети осваивали приёмы работы с экономической информацией, учились проводить простые финансовые расчёты через алгоритм игры.

Через алгоритм игры дети получили умения и навыки финансовой грамотности.

1) В начале игры получили паспорт — затем в «банке» получили определенное количество денег, которые они могут тратить на различные игровые площадки, развлечения, могут накапливать деньги (если накопить 7000 минирублей, то можно баллотироваться, чтобы стать Мэром города).

2) Главная цель игры — это освоение профессий — дети выбирали для себя студии, парки, площадки, где они хотели бы попробовать себя в качестве какого-то специалиста. За эти «площадки профессий» либо ребенок вносил денежные средства, либо ему оплачивали его работу.

3) В конце игры (4 часа) ребенок оставшиеся средства вносит как вклад на свой счет в банке, паспорт остался у детей, при следующем посещении игрового центра появляются новые возможности освоения новых профессий, например, что бы стать водителем, нужно получить медицинское свидетельство о состоянии здоровья и пройти курсы авто вождения, что за одно посещение сделать невозможно (при освоении какой-либо специальности учитываются возрастные особенности, поэтому могут быть возрастные ограничения).

Каждый ребенок может найти себе целый спектр профессий, которые будут ему по душе, а если он испытывает затруднения, то всегда может обратиться в бюро-справок, где ему персонально, как взрослому человеку, объяснят какой следующий этап он может осуществить, но выбор останется за маленьким человеком живущем в большом городе под названием Kids City.

Kids City — город возможностей для детей в возрасте от 2 до 14 лет. В локациях города (Точках роста) юные гости пробуют себя в различных профессиях и получают за это настоящую зарплату. В Kids City можно освоить управление беспилотником, узнать о нанотехнологиях, попробовать себя в роли футболиста, режиссера, врача, а еще заглянуть в будущее и узнать какие специальности будут востребованными через 10 лет.

Все задания по финансовой грамотности характеризуются контекстом: личностный (личные траты, досуг и отдых), образовательный и профессиональный (образование и работа), домашний и семейный (дом и семья), общественный (сообщество и гражданин сообщества).

Учащиеся активно участвовали в игре, пробовали себя в различных профессиях, это способствовало повышению интереса учащихся к внеурочным занятиям по финансовой грамотности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста должно проводиться не эпизодически, а систематически и комплексно, используя возможности как внеурочной деятельности, так включаться в учебный процесс в виде отдельных заданий и упражнений. Особую эффективность в данном направлении деятельности представляет использование педагогических игр. Использование игровых педагогических технологий позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и делает его эффективнее: моделируя в игровой деятельности реальные жизненные ситуации дети учатся осознавать мотивы своего обучения и поведения, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты

Таким образом, рассуждая о задачах обучения основам финансовой грамотности современных школьников, следует, прежде всего, отметить, что учащиеся на этих занятиях должны получить большое количество практико-ориентированных знаний, а также умений и установок на ответственное финансовое поведение. Поскольку умения и установки нельзя сформировать с помощью лекции или чтения учебника, то единственный реальный способ сделать это — практические занятия с применением игровых форм обучения.

Литература:

  1. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения [Текст] / А. В. Зеленцова.– М.: Педагогика, 2020. — 55 с.
  2. Литвиечук, В. Г. Финансовая грамотность российских школьников [Текст] / В. Г. Литвиечук. — М.: Педагогическая мастерская, 2017. — 146 с.
  3. Паатова, М. Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования [Текст] / М. Э. Паатова.– М.: Вектор науки ТГУ, 2018. — 341 с
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, внеурочная деятельность, ребенок, игра, алгоритм игры, занятие, игровая деятельность, урок математики, учебная деятельность, формирование.


Похожие статьи

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Использование информационно-коммуникационных технологий при организации внеурочной деятельности в средней школе

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Использование проектной исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Использование интеллект-карт в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Использование игровых технологий в воспитании патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Похожие статьи

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Использование информационно-коммуникационных технологий при организации внеурочной деятельности в средней школе

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Использование проектной исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Использование интеллект-карт в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Использование игровых технологий в воспитании патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Задать вопрос