Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 07.12.2022

Статья просмотрена: 696 раз

Библиографическое описание:

Кравцов, Д. С. Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления / Д. С. Кравцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97297/ (дата обращения: 23.12.2024).



Актуальность проведённого исследования заключается в проведении анализа механизма реализации прокурорского надзора за законностью правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления. Практика прокурорского надзора указывает на то, что властные органы зачастую допускают нарушения законов при издании правовых актов, которые находят отражение в ограничении в правах и законных интересах физических и юридических лиц и превышении полномочий. Таким образом, прокурорский надзор является одним из ключевых институтов контроля законности правовых актов, что подтверждает необходимость более детального изучения существующих проблем правового регулирования данной сферы.

В ходе исследования, был проведен анализ теоретических и практических проблем в сфере прокурорского надзора за законностью муниципальных правовых актов, а именно:

— проблемы, возникающие в связи с отсутствием в нормативных правовых актах обязанности органов местного самоуправления направлять на проверку проекты правовых актов в органы прокуратуры;

— проблемы, связанные с огромной нагрузкой на городские и районные прокуратуры в связи с большим количеством органов местного самоуправления, находящихся на территории одного субъекта;

— проблемы, возникающие в сфере исполнения требований прокурора об изменении правовых актов;

— проблема недостаточности ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц за совершение правонарушений в рассматриваемой сфере.

В ходе исследования проведен анализ вышеуказанных проблем и сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения. Далее рассмотрим каждую проблему в отдельности.

1. Что касается проблемы отсутствия в НПА обязанности органов местного самоуправления направлять на проверку проекты правовых актов в органы прокуратуры , то следует отметить, что поскольку законом не установлена данная обязанность, то прокурорам приходится решать такие вопросы по взаимной договорённости с руководителями муниципальных органов. В последние годы в России имеет место практика включения органов прокуратуры в число обязательных адресатов, которым предварительно направляются проекты правовых актов представительных органов муниципальных образований. Это позволяет прокурорам своевременно выявлять нарушения правовых актах. Однако данная практика распространена далеко не везде, что свидетельствует о необходимости закрепления на федеральном уровне порядка взаимодействия органов местного самоуправления и органов прокуратуры, который бы в первую очередь закрепил порядок направления проектов нормативных правовых актов в органы прокуратуры для проверки их на соответствие федеральному законодательству.

2. Следующей проблемой является высокая нагрузка на органы прокуратуры, осуществляющих надзор в рассматриваемой сфере. Это связано с колоссальным количеством органов местного самоуправления, находящихся на территории одного субъекта, которые каждый год издают тысячи нормативных правовых актов, подлежащих изучению прокурорами как на стадии их проектов, так и после их вступления в силу.Помимо того, некоторые органы представительной власти муниципальных образований отдалены от органов прокуратуры, что не позволяет прокурорам принимать участие в законотворческом процессе в рамках их полномочий.Следствием этого является возможность принятия правовых актов, которые могут содержать противоречащие законодательству нормы. Возможным решением данной проблемы будет являться закрепление порядка взаимодействия органов местного самоуправления и органов прокуратуры в рамках проведения совещаний в режиме онлайн видеоконференций. Такой порядок позволит участвовать прокурорам в рабочих совещаниях, тем самым полноценно осуществлять прокурорский надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Также в ходе исследования выделяется проблема неисполнения требований прокурора об изменении правовых актов, в которых были обнаружены те или иные нарушения . Требование прокурора учитывается в установленном порядке органом, который его издал, и подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании. Однако возникают случаи, когда ближайшее заседание представительного органа муниципального образования откладываться длительное время. Тем самым, нормативный правовой акт, который содержит нарушения, действует до его рассмотрения на заседании, что может повлечь за собой определённые негативные последствия. Для решения рассматриваемой проблемы следует закрепить за органом местного самоуправления обязанность по исполнению требования прокуратуры об устранении нарушений в правовом акте и направления уведомления об устранении в органы прокуратуры в установленный срок. Такое уточнения срока исполнения предписания прокуратуры об устранении нарушений в правовом акте позволит исключить возможность того, что не соответствующие законодательству нормы продолжают действовать неопределённое время и после вынесения предписания об устранении нарушений.

4. В качестве ещё одной проблемы в ходе исследования выделяется недостаточная ответственность должностных лиц за неисполнение законных требований прокурора по приведению нормативного правового акта в соответствие законодательству. На данный момент установлена общая административная ответственность за невыполнение законных требований прокурора, с максимальным штрафом для должностных лиц в размере трех тысяч рублей и дисквалификации до шести месяцев. Следствием отсутствия серьезной юридической ответственности этих лиц является пренебрежение непосредственно возложенными на них должностными обязанностями в рассматриваемой сфере. Представляется, что для восполнения пробелов в правовом регулировании ответственности должностных лиц органов местного самоуправления за принятие незаконного акта или не приведение его в соответствии с федеральным законодательством, целесообразно установить их административную ответственность в отдельной статье КоАП РФ, установив размер административного штрафа в сто тысяч рублей либо дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Как представляется, данные нововведения будут способствовать совершенствованию грамотной и эффективной организации работы прокуратуры не только по осуществлению надзора в рассматриваемый сфере, но и по установлению продуктивного взаимодействия с органами местного самоуправления в целях пресечения и предупреждение возникающих на практике нарушение законности.

Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов зависит от многих факторов, в том числе и от того, насколько качественно организована работа. Она включает две составляющие: участие в нормотворчестве, осуществление прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления. Надзорная деятельность осуществляется в соответствии с общими требованиями и правилами, которые предъявляются к организации работы прокуратуры.

В условиях осуществления деятельности по проведению прокурорского надзора за законностью правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, можно выделить большое количество проблемных аспектов, в связи с которыми, указанная сфера деятельности требует введения новых правовых норм и институтов для надлежащего решения существующих правовых проблем. Далее обозначим анализируемые проблемы и предложения по внесению изменений в действующее законодательство для их своевременного разрешения.

Необходимо отметить, что коллизии и пробелы правового регулирования, проблемы в правоприменении позволяют своевременно выявлять работу прокуроров по мониторингу федерального законодательства, она совершенствует правовую систему, защиту прав граждан.

Предупреждение нарушений закона путем воспрепятствования принятию незаконных правовых актов может рассматриваться как одна из основных форм участия прокуроров в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. Однако законом не установлена обязанность муниципального органа направлять на проверку проекты нормативных актов, поэтому прокурорам приходится решать такие вопросы по взаимной договоренности с руководителями этих органов.

В последние годы во многих регионах России получает распространение практика включения органов прокуратуры в число обязательных адресатов, которым предварительно направляются правовые акты представительных органов муниципальных образований. Это позволяет прокурорам своевременно знакомиться с принимаемыми актами и реагировать на те из них, которые не соответствуют законам. Представляется необходимым установить на федеральном уровне порядок взаимодействия органов местного самоуправления и органов прокуратуры, осуществляющих надзор за их деятельностью, установив определенные обязательства для обеих сторон. Прокуратура должна быть включена в перечень обязательных адресатов, кому направляются проекты таких актов для согласования, а также представляется обоснованным присутствие прокурора на заседании представительного органа при обсуждении проектов таких актов.

Литература:

  1. Артюшина О. Н. Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о местном самоуправлении // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2013. — № 2. — C. 123–124.
  2. Баженов А. И. Юридическая экспертиза в практике работы органов прокуратуры // Вестник Тамбовского университета. — 2009. — № 8. — С. 388–391.
  3. Бадмацыренова Ю. С. Проблемы реализации полномочий органов прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы // Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на предмет коррупциогенности: содержание, значение, методика проведення: сб. статей. М., 2010. С.19
  4. Беркович Е. Ф. Прокурорский надзор в системе местного самоуправления // Законность. 2007.№ 11.
  5. Беркович Е. Ф. Актуальные проблемы прокурорского надзора в системе местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 9.
  6. Боев А. А. Особенности прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления в России // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 2
  7. Боев А. А. Полномочия прокуратуры Российской Федерации по обеспечению надзора в сфере местного самоуправления / Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 2.
  8. Боев А. А. Проблемы осуществления прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления в России и пути их решения // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 2. — С 454–456.
  9. Бородина О. А. Правовые и организационные проблемы органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы // Известия АлтГУ. 2018. № 6 (104)
  10. Британов А. И., Черепанов М. М. О проблемах прокурорского надзора за исполнением законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу 2018. № 3.
  11. Быкова Е. В. и др. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под общ. ред. А. Н. Савенкова. 3 — е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К °, 2012. 453 с.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, орган прокуратуры, прокурорский надзор, акт, орган, проблема, рассматриваемая сфера, устранение нарушений, федеральное законодательство, ближайшее заседание.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления

Прокурорский надзор за органами предварительного следствия

Прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий

Прокурорский надзор за исполнением законов в экологической сфере

Содержание и функции прокурорского надзора в деятельности правоохранительных органов

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции. Общая характеристика и методика проведения проверок

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина

Похожие статьи

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления

Прокурорский надзор за органами предварительного следствия

Прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий

Прокурорский надзор за исполнением законов в экологической сфере

Содержание и функции прокурорского надзора в деятельности правоохранительных органов

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции. Общая характеристика и методика проведения проверок

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина

Задать вопрос