В статье рассматриваются особенности реализации бюджетных инвестиций в России с точки зрения налогового законодательства в современных условиях.
Ключевые слова: налоговое законодательство, налог, НДС, бюджетные инвестиции, бюджет, налоговый вычет.
The article discusses the specifics of the implementation of budget investments in Russia from the point of view of tax legislation in modern conditions.
Keywords : tax legislation, tax, vat, budget investments, budget, tax deduction.
Получателями бюджетных инвестиций являются регионы Российской Федерации, к которым из государственной казны привлекаются бюджетные средства на реализацию важных проектов. Государство в данном случае является не только регулятором инвестиционной деятельности, но и активным инвестором. Благодаря таким инвестициям развиваются социальная сфера, инфраструктура и другие направления.
Бюджетные инвестиции предоставляются частным и государственным предприятиям, при этом доля капитала ЮЛ может перейти при инвестировании в собственность государства. Порядок предоставления таких инвестиций закреплён в ст. 79,80 БК РФ [1].
Бюджетные инвестиции бывают федеральные, региональные и местные. Федеральный закон № 335-ФЗ [2] закрепляет запрет на применение налоговых вычетов. Налогоплательщик оплачивает своему контрагенту предъявленные ему НДС в составе цены приобретаемых товаров, работ или услуг. Также названный закон восстановил НДС при получении бюджетных средств.
При этом согласно Письму ФНС России от 13.09.2022 № БС-4–21/12141 [3] организация, получающая напрямую бюджетные инвестиции из бюджетной системы Российской, приобрела товары (работы, услуги) частично за счет бюджетных инвестиционных средств, то НДС не принимается к вычету в доле, которая приходится на полученные бюджетные инвестиции, в соответствии с п. 2.1 ст. 170 НК РФ.
Данные нововведения рассматриваются в двух случаях: когда деньги поступают из федеральной казны, то бюджетный инвестор вправе принимать решение по своему усмотрению, вне зависимости от обстоятельств регулировать всю совокупность возникающих общественных отношений. Отказ на налоговый вычет юрист в данном случае будет обоснованным.
Что касается ситуации с бюджетными инвестициями из региональных и местных бюджетов, то действие п. 2.1 ст. 170 НК РФ [4] распространяется на получение бюджетных инвестиций из всех бюджетов системы. Также данный пункт отменяет право конкретного налогоплательщика на налоговый вычет, либо возмещение НДС. По мнению юриста Д. Антонова, данный подход противоречит принципу бюджетной самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований, которая регламентируется ст. 31 БК РФ.
Также юристы считают, что для дотационных и самостоятельных субъектов РФ и муниципальных образований должен быть разный подход по поводу налогового вычета из бюджетных инвестиций. Например, доходы Московской области являются их собственными, а значит муниципалитет может самостоятельно ими распоряжаться и назначать правила бюджетного инвестирования по личным нуждам. Так, они схожи с частыми инвесторами [5].
Налогообложение на бюджетные инвестиции. В соответствии со ст. 80 БК РФ, если бюджетные инвестиции получают юридические лица, которые не являются государственными или муниципальными учреждениями, то возникает право на оформление доли Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных капиталах этих ЮЛ. Согласно ст. 251 НК РФ доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитываются при налогообложении, а согласно ст. 80 БК РФ бюджетные инвестиции к таковым не относятся.
При этом согласно пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных или неимущественных прав, которые имеют денежную оценку, полученных в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации.
Так, если при перечислении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями, будут соблюдены все требования, установленные ст. 80 БК РФ, а основное требование — по увеличению уставного капитала ЮЛ, то такая сумма бюджетной инвестиции не будет учитываться при определении базы по налогу на прибыль согласно пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ [6].
Бюджетные инвестиции являются важным фактором социально-экономического развития регионов, поэтому постоянное совершенствование налогового законодательства в этой части будет способствовать эффективности их реализации.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации от 03.08.1998 г. № 31 ст. 3823
- Федеральный закон от 27.11. 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021) / Собрание законодательства Российской Федерации от 04.12.2017 г. № 49 ст. 7307
- Письмо ФНС России от 13.09.2022 N БС-4–21/12141 / СПС «КонсультантПлюс», 2022
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 21.11.2022) / Собрание законодательства Российской Федерации от 07.08.2000 г. № 32 ст. 3340
- Антонов Д. Г. Отсутствие системности норм бюджетного законодательства, регулирующих предоставление субсидий и бюджетных инвестиций: налоговые последствия // Финансовое право. 2019. № 1. С. 35–40.
- Баянова Л. И. Налоговый учет при получении бюджетных инвестиций // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2020. № 5. С. 54–56.