В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.
Ключевые слова : антиутопия, мир, произведение, антиутопический жанр, идеологический контекст, научная фантастика, технический прогресс, альтернативный вариант развития мира.
Наш мир стремительно развивается. Появляются технологии, которые невозможно было и представить еще несколько лет назад. Антиутопия — жанр произведения, показывающий альтернативные варианты развития мира в результате, например, технического прогресса или других факторов. Авторы таких произведений предостерегают человечество от данных вариантов, они демонстрируют нам события, не обязательно визуальные (это могут быть как потеря людьми духовных ценностей, так и обесценивание индивидуальности человека), которые могли бы негативно сказаться не только на отдельно взятой стране, но и на всем мире.
Произведения данного жанра можно исследовать не только с литературной точки зрения, но и, например, с исторической. Так как при создании своих произведений, писатели-антиутописты чаще всего задаются вопросом: «Что ждет человечество в будущем?», стремительное развитие современного общества может в отрицательном ключе способствовать реализации тех самых альтернативных вариантов развития мира в настоящий момент. Антиутопии затрагивают важные для человечества социальные проблемы. Они демонстрируют нам модели общества, которые теоретически возможны, если человек не будет осознавать, чем чреваты те или иные действия. Антиутопии предостерегают и предупреждают нас, стараются остановить, пока не стало поздно.
Данный жанр пересекается с научной фантастикой. Но, в отличие от последней, антиутопии показывают более реальные, хоть иногда и преувеличенные вещи. Такой мир более предсказуем, он не выдуманный, как в научной фантастике, не строится на другой планете или в другой реальности, он вполне вероятный, от чего становится еще страшнее.
По мнению Д. С. Солобуто, антиутопия как жанр, развивалась в результате кризисных и переломных моментов в истории, когда утопия уже не казалась столь реальной картиной мира, и на ее замену приходил абсолютно противоположный ей жанр, не прогнозирующий цели на построение лучшего будущего: «Отмечается, что периоды расцвета произведений антиутопического жанра являются следствием кризисных и критических моментов истории человечества, когда возможность воплотить в реальность утопические положительные идеалы ставится под сомнение» [1].
Как правило, основной сюжет данного жанра заключается в конфликте общества и личности, когда последняя идет против системы и выбирает противоположный принятому пути. Именно этот персонаж является движущейся системой, надеждой всего общества и даже мира, которая определяет дальнейшее развитие сюжета в романе.
Началу формирования антиутопического жанра в России положил роман Е. И. Замятина «Мы». По мнению В. Н. Евсеева, автор отмечал свой роман в идеологическом контексте, в котором черты жанра отразились со всей определенностью: «Сам Е. Замятин видел свой роман в литературном, а не идеологическом контексте. Так, в 1923 году он включал его в ряд современной фантастики — «философской, социальной, мистической» вместе с произведениями своих как соотечественников и современников» [2].
Мир, который описывается в антиутопиях, как правило, ограничивает внутреннюю свободу человека, лишает его звания личности и индивидуальности. Пассивное принятие существующего порядка вещей и господствующих мнений — единственно правильное поведение в таком обществе. Выход за эти рамки, наличие собственного мнения или даже мыслительная деятельность — преступление.
Продолжая рассуждение на тему романа Е. И. Замятина необходимо сказать, что автор описывает мир, как он сам считал, фантастический, где технический прогресс достиг высшей точки. Людьми управляет Единое Государство, образованное после двухсотлетней войны. Для них установлены четкий график сна и бодрствования, работы и отдыха и даже единая форма одежды. Любое проявление фантазии в таком мире, так же, как и сновидения, считаются болезнью и всячески пресекаются. Более того, вместо имен, каждому присвоен собственный набор букв и цифр, а личность теперь носит название «Нумер». И хотя у людей есть все всевозможные технические новинки, они утратили такие важные для человека чувства, как сострадание, преданность и даже любовь (так называемые «розовые талоны» являлись единственным разрешенным вариантом проявления «любви»). Автор говорит о том, что индивидуальность потеряла свою значимость в мире. Общество становится «прозрачным», жизнь перестает быть личной. Теперь человек не может и не хочет сказать: «Я», он говорит: «Мы», ведь уже не воспринимает себя как личность, а относится к массе и боится выделятся из толпы.
В. А. Недзвецкий, автор работы: «Роман Е. И. Замятина «Мы»: временное и непреходящее» [4], сравнивает мир Е. И. Замятина с тем обществом, к которому так или иначе стремилась Россия после революции: «Перечисленные связи романа Замятина с идеологией и социальной практикой России 1917–1920 годов не только вполне вероятны, но могут быть и дополнены», что вполне вероятно, ведь роман был написан в 1920 году в период «Военного коммунизма». Но Е. И. Замятин не пытался копировать свою современность, он скорее предрешал судьбу страны, показывал возможные варианты, которые остаются актуальными и вероятными даже на сегодняшний день.
Американский писатель Рэй Брэдбери описывал Америку XXI века. В этом альтернативном мире источников информации стало так много, что люди стали поглощать легкую и быструю информацию, которая не заставляет их задумываться о проблемах. Книги утратили свою значимость, и было принято решение избавиться от данного информационного источника. Абсолютно в каждом доме теперь есть телевизионные стены (при чем, тем выше твой авторитет, чем больше таких стен есть в твоем доме). Зачем нужно читать, если можно смотреть. Именно так рассуждают герои произведения. В обществе, которое описал Р. Брэдбери, каждый, кто хранит в своем доме хоть одно произведение, считается преступником. Такой запрет объясняется тем, что книга вредит человеческому разуму и делает его слабым. Герой Р. Брэдбери — Гай Монтег — работает пожарным, но от привычной для нас профессии осталось только название. Главная его задача заключается в уничтожении книг при помощи огня. Произведение хоть и описывает утрату человеком моральных ценностей, все же оканчивается, по моему мнению, даже немного утопично: герой наконец видит те ужасы, которые он творил, и делает первые шаги к осознанию.
О. Ю. Духанина, автор работы: «Концепция человека в новеллах Р.Брэдбери», считает — «Р. Брэдбери в своих новеллах, как и всякий писатель, в центр повествования ставит человека. Писатель сам охотно признает, что техника всегда интересовала его «неизмеримо меньше, чем связанные с ней моральные и социальные вопросы — влияние техники на отношения между людьми» [5].
Р. Брэдбери предостерегает читателей от того, что их погубит. Он описывает беспорядочное потребление, материализм личности, деградацию общества, быть «интеллектуалом» уже не модно, а опасно. Пропаганда СМИ, бездуховность, потеря ценностей и традиций — это все, чего стоит опасаться, по мнению автора.
Данный жанр указывает на изъяны общества, на его нравственные и социальные проблемы. Гиперболизация этих изъянов порой находит отражение в современности. Узнавание самых абсурдных деталей произведения в реальной жизни устрашает и заставляет задуматься о правильности тех путей, по которым движется общество в настоящий момент.
Конфликт личности с существующим порядком — то, на чем строятся антиутопии. Писатели-антиутописты показывают мир с претензией на стабильность при помощи неприкосновенных правил. И, как правило, в таких произведениях хватает одного звена, который откажется от этого порядка, чем уничтожит всю систему. Но не значит ли это, что тот самый конфликт личности и общества и есть наше спасение? Возможно, антиутописты и пытались ответить на этот вопрос.
Литература:
- Солобуто, Д. С. Антиутопия: эволюция жанра и его особенности// Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022.-№ 3.-С. 142–149.
- Евсеев, В. Н. Роман «Мы» Е. И. Замятина (жанровые аспекты). — Ишим.: 2000.
- Недзвецкий В. А. Роман Е. И. Замятина «Мы»: временное и непреходящее. — М.:1997.
- Духанина, О. Ю. Концепция человека в новеллах Р. Брэдбери// Территория науки. 2018.-№ 2.-С. 26–32.
- Брэдбери, Р. 451 градус по Фаренгейту. — М: Эксмо, 2008.
- Замятин, Е. И. Избранные произведения. — М:1990.