Личностные особенности подростков с разной склонностью к интернет-зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 07.12.2022

Статья просмотрена: 400 раз

Библиографическое описание:

Четверикова, О. А. Личностные особенности подростков с разной склонностью к интернет-зависимости / О. А. Четверикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 297-298. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97308/ (дата обращения: 18.12.2024).



Работа посвящена личностным особенностям подростков с разной склонностью к Интернет–зависимости. Раскрываются различные аспекты подросткового поведения и степень склонности Интернет-зависимости. Склонность к Интернет-зависимости у подростков отличается в зависимости от особенностей эмоциональной сферы. Результаты исследования показывают, что подростки с высокой зависимостью отличаются тревожностью, недоверием к окружающим, нерешительностью, неуверенностью в себе.

Ключевые слова: эмоциональная нестабильность, личностный профиль подростков, интернет, подросток.

The work is devoted to the personal characteristics of adolescents with different propensities to Internet addiction. Various aspects of adolescent behavior and the degree of addiction to Internet addiction are revealed. The tendency to Internet addiction in adolescents differs depending on the characteristics of the emotional sphere. The results of the study show that adolescents with high addiction are characterized by anxiety, distrust of others, indecision, self-doubt.

Keywords: emotional instability, personality profile of teenagers, internet, teenager.

Анализ психологической литературы о сущности интернет–зависимости показывает, что обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. Сам термин «интернет–зависимость» в 1996 году предложил А. Голдберг. [1] Так сказать, он ввел этот термин для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. В настоящее время феномен «зависимости от интернета» интенсивно обсуждается и исследуется, но целостного и всеобъемлющего подхода к данной проблеме в виде «интернет-зависимости у подростков» мы так и не нашли. Однако, все-таки психологическая характеристика интернет-зависимости, исходя из анализа литературных источников, предлагается в следующем виде.

Склонность к интернет-зависимости определяется при наличии таких признаков, как: предвкушение сеанса Интернета; увеличение времени пребывания в сети; безуспешность контроля за пользованием Интернетом; усталость, вялость вплоть до депрессии в период прекращения пользования Интернетом; продление сеансов до абсурдно длительного периода; риск утраты социальных связей и жизненных интересов (например, интереса к учебе); лживость в отношении родителей, педагогов с целью скрыть увлечение Интернетом; использование Интернета как способ убежать от жизни и ее проблем; эйфория во время пребывания в сети.

Социальные сети действительно оказывают влияние на эмоциональную сферу подростка. Возможно возникновение некоторых видов агрессии и личностной тревожности. В силу возникновения эмоциональной нестабильности, личность становится более внушаемой к воспринимаемой информации. Стоит отметить, что социальные сети содержат большое количество визуальной информации агрессивного и сексуального содержания, которая расшатывает и без того нестабильное эмоциональное состояние подростка.

С целью изучения уровня склонности к Интернет-зависимости у подростков мы провели исследование, в котором участвовали 35 подростков в возрасте 14–15 лет, из них 18 мальчиков и 17 девочек. Для достижения цели мы использовали опросник Р. Б. Кэттелла. Результаты исследования характерологических черт личности позволили построить личностные профили подростков со склонностью к Интернет-зависимости (рис. 1).

Личностные профили подростков со склонностью к интернет-зависимости

Рис. 1. Личностные профили подростков со склонностью к интернет-зависимости

Мальчикам с интернет-зависимостью свойственны ярко выраженные акценты: гипертимность, тревожность и демонстративность. Таким подросткам свойственны хорошее, немного приподнятое настроение, разговорчивость и оптимизм. Мальчики могут инициировать конфликты, бурно реагировать на события и отличаются повышенной раздражительностью. Их отличает пунктуальность, высокая выдержка и умение четко выполнять свои обязанности. Но в то же время присущая представителям этого типа инертность мыслительных процессов приводит к замедлению, вялости, умиротворению, уходу от творческих решений, низкой эффективности мыслительных процессов. Нерешительный, не очень контактный, неуверенный в себе, склонный к минорному настроению.

Для девочек с Интернет-зависимостью, характерны ярко выраженные: возбудимость, циклотимичность и «залипание».

Интернет-зависимые девушки отличаются повышенной возбудимостью, раздражительностью и агрессией. Раздражительны, вспыльчивы, неуживчивы в коллективе. Безразличны к будущему, живут исключительно настоящим и хотят получать от него массу удовольствия. В глубине души они реагируют на комментарии раздражением, даже грубостью и гневом, но при этом впадают в отчаяние и глубокую депрессию. Обидчивы, злопамятны и подозрительны. Они страдают от воображаемой несправедливости, они высокомерны и жестоки.

Корреляционный анализ показал, что существует связь (р≤0,01) между личностными характеристиками и склонность к И-З.

Интернет–зависимость отрицательно коррелирует со следующими показателями: «эмоциональная нестабильность–эмоциональная стабильность» (r = -0,575); «моральная нормативность» (r = -0,578); «спокойствие–тревожность» (r = -0,619); «импульсивность–контроль желаний» (r = -0,671) и положительно коррелирует со шкалой «доверчивость–подозрительность» (r = 0,650).

Таким образом, для подростков с интернет-зависимостью актуальными являются следующие проблемы как: эмоциональная нестабильность, подозрительность, тревожность, высокая эмоциональная импульсивность, тревога, недоверие к окружающим, состояние утраты надежды, нарушения в коммуникативной сфере. Следовательно, можно констатировать, что гипотеза о существовании специфики личностных особенностей и личностных проблем у подростков с разной степенью выраженности Интернет-зависимости, подтвердилась.

Литература:

  1. Голдберг, А. Интернет-зависимость [Текст] / А. Голдберг. — М.: Наука, 2010. — 145 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная нестабильность, личностный профиль подростков, подросток, зависимость, интернет, склонность.


Ключевые слова

Интернет, подросток, эмоциональная нестабильность, личностный профиль подростков

Похожие статьи

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Половые различия суицидального поведения у подростков

Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои осо...

Связь тревожности личности со стратегией поведения в конфликтной ситуации у подростков

Статья посвящена изучению связи уровня тревожности и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Показано, что чем выше у подростков уровень личностной тревожности, тем выше уровень выраженности стратегии приспособления, а чем ниже у под...

Взаимосвязь созависимых отношений с феноменом психогенного переедания

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи созависимых отношений с феноменом психогенного переедания. Автор рассматривает разные типы нарушения пищевого поведения и приходит к выводу, что нарушением пищевого поведения экстернального и эмоциогенного ти...

Особенности агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости

В статье отображены результаты изучения агрессивного поведения у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Актуальность исследования определяется тем, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться акцентуация характера, зак...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Базисные убеждения и копинг-стратегии подростков, склонных к суицидальному поведению

Подростковый возраст является кризисным периодом на этапе взросления. Этот возрастной период является сензитивным для формирования базисных убеждений личности и индивидуального стиля совладания. В данной статье приведены результаты исследования выраж...

Похожие статьи

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Половые различия суицидального поведения у подростков

Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои осо...

Связь тревожности личности со стратегией поведения в конфликтной ситуации у подростков

Статья посвящена изучению связи уровня тревожности и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Показано, что чем выше у подростков уровень личностной тревожности, тем выше уровень выраженности стратегии приспособления, а чем ниже у под...

Взаимосвязь созависимых отношений с феноменом психогенного переедания

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи созависимых отношений с феноменом психогенного переедания. Автор рассматривает разные типы нарушения пищевого поведения и приходит к выводу, что нарушением пищевого поведения экстернального и эмоциогенного ти...

Особенности агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости

В статье отображены результаты изучения агрессивного поведения у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Актуальность исследования определяется тем, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться акцентуация характера, зак...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Базисные убеждения и копинг-стратегии подростков, склонных к суицидальному поведению

Подростковый возраст является кризисным периодом на этапе взросления. Этот возрастной период является сензитивным для формирования базисных убеждений личности и индивидуального стиля совладания. В данной статье приведены результаты исследования выраж...

Задать вопрос