Одной из основных задач российского государства является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, основной перечень которых закреплен в главе 2 Конституции Российской Федерации.
Права и свободы человека занимают особое место в структуре правового статуса человека и подлежат повышенному научному вниманию, пониманию и защите. Несмотря на то, что в конституционно-правовой механизм обеспечения конституционных прав граждан вовлечены многие государственные органы, на регулярной основе осуществляющие конституционные права, важно обеспечить качественное конституционное законодательство, которое также динамично развивается, а правовым центром является Конституция Российской Федерации. Она является основой для построения правовой системы.
Конституция Российской Федерации является не только фундаментальной и нормативно-правовой основой законодательства и конституционного правопорядка, но и их определяющим и направляющим фактором, и такие ориентиры можно найти в межотраслевых и межотраслевых правовых исследованиях. Консолидированная и четко структурированная система конституционного законодательства способствует как обеспечению конституционности, так и эффективному обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Впервые за долгую историю развития нашего государства права человека были признаны на конституционном уровне. Они объявляются высшей ценностью и занимают верхний уровень во всей иерархии универсальных ценностей. Идея прав человека продолжает укореняться в правосознании граждан России, что, несомненно, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Однако проблемные вопросы, связанные с обеспечением прав человека, по-прежнему остаются актуальными, в связи с этим изучение содержательной стороны категории «обеспечение» имеет принципиально важное значение.
В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» законодательно закреплен вопрос прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Включение этой главы в Закон о прокуратуре свидетельствует не только о том, что эта тема особенно актуальна для нашего государства, но и о том, что прокуратура в переходный период усиливает права и свободы человека и гражданина в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина в переходный период времени.
Важность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина отмечается тем, что права и свободы человека отмечены в статье 2 Конституции Российской Федерации как высшая ценность. Страна, со своей стороны, должна признавать, уважать и защищать права и свободы человека и гражданина. При проверке соблюдения законов о правах и свободах человека и гражданина необходимо учитывать требования международных актов, ратифицированных Российской Федерацией, а также актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права, которые считаются составной частью национального законодательства. Характерно, что в этих актах в случае несоответствия российскому законодательству содержатся наиболее важные положения.
Прокурор проверяет: 1) соответствие актов, изданных всеми органами исполнительной и местной власти, их должностными лицами и должностными лицами, требованиям Конституции Российской Федерации, действующим законам и указам Президента Российской Федерации; 2) соответствие законам, в частности требованиям Конституции Российской Федерации о правах и свободах, а также другим законам, законы и нормативные акты, изданные органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами и должностными лицами, требованиям Конституции Российской Федерации, действующим законам и указам Президента Российской Федерации;
Основными задачами прокурорского надзора являются обеспечение верховенства закона Конституции Российской Федерации и правовая защита прав граждан. Своевременное выявление нарушений закона и борьба с ними хорошо влияют на укрепление верховенства закона и, следовательно, признаны эффективным методом предотвращения правонарушений. При получении прокурором информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор обязан провести проверку или иные надзорные действия на любом предприятии, в учреждении или организации, включая общественные организации и объединения.
Таким образом, важной задачей современной юридической науки является рассмотрение проблем, связанных с реализацией и обеспечением личных прав и свобод человека и гражданина в действующем законодательстве Российской Федерации. Хотя сегодня в России действует конституция, которая устанавливает гарантии прав и свобод человека в государстве, положение, связанное с выполнением положений международных пактов и других международно-правовых документов, нельзя считать безопасным. Необходимо привести обеспечение прав и свобод человека в соответствие с требованиями правового государства.
Мировая практика конституционализма показывает, что органы конституционного правосудия не рассматривают политические вопросы. Анализ деятельности Конституционного суда Российской Федерации показывает, что у него есть свой подход к решению этой проблемы. Названный орган Конституционной юрисдикции стремится определить при этом компетенцию компетентного органа в отношении определенных действий. В статье 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор не может лично защищать свои права в суде в случае нарушения прав человека, защищаемых гражданским судопроизводством, когда потерпевший в силу возраста, состояния здоровья и других причин или нарушение прав и свобод значительной части гражданско-правовой системы является нарушением прав и свобод человека, защищаемых гражданским судопроизводством. или нарушение прав и свобод значительной части гражданско-правовой системы, защищаемых гражданским судопроизводством, в результате которого потерпевший не может лично защищать свои права в суде. или нарушение прав и свобод значительной части гражданско-правовой системы. является гражданским лицом или причинением вреда массового характера, имеет право подавать и поддерживать иск в интересах пострадавших лиц в рамках гражданского и арбитражного разбирательства.
Отсюда следует, что проблема участия прокурора в гражданском процессе сегодня обусловлена явным сужением его полномочий в силу принципа круга лиц, для защиты которых прокурор имеет право обращаться в суд, Федеральным законом о прокуратуре и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. На практике оказывается, что прокурорский надзор осуществляется только за соблюдением прав и свобод строго определенного круга лиц, что существенно ограничивает его полномочия и, следовательно, делает невозможным достижение целей прокурорского надзора.
Поскольку Основной закон провозгласил наше государство социальным, забота об улучшении жизни граждан должна лежать в основе всех институтов власти. Эта обязанность не является исключением для прокуратуры. Генеральный прокурор Российской Федерации определяет основные виды деятельности в области прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что прокурорский надзор должен осуществляться в отношении наиболее неблагоприятных сфер общественных отношений. Рабочее пространство не является исключением. На практике часто встречаются такие нарушения, как увольнение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, выезд без выплаты заработной платы и т. д.
Несчастные случаи на производстве чаще случаются на предприятиях с честной формой собственности, чем на государственных предприятиях. Это связано с полным несоблюдением требований техники безопасности со стороны работодателя. В свою очередь, работники не всегда охотно защищают свои нарушенные права. Практика показывает, что сотрудники очень редко обращаются в суд, потому что они очень сильно зависят от работодателя, боятся ухудшения своего положения и т. д. Усиление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод в этой сфере значительно затруднено, поскольку количество лиц, в отношении которых прокурор может обратиться в суд, ограничено на законодательном уровне. Из этого следует, что существующие запреты на законодательном уровне при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина создают ряд проблем. Подытожив сказанное выше, следует отметить, что в настоящее время практическая реализация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина характеризуется как малоэффективная.
Для решения данной проблемы необходимо реформировать действующее законодательство. В частности, внести изменения в ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре», следующего характера: «при выявлении нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, прокурор наделен правом предъявления и поддержания в суде иска в интересах пострадавших граждан с их согласия, или же при наличии их просьбы».
Внесение изменений в эти статьи поможет в полной мере реализовать прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что основной целью прокурорского надзора, обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина, должно быть достижение баланса, при котором права и свободы граждан реально соблюдаются всеми должностными лицами и правоохранительными органами, а граждане, в свою очередь, имеют уверенность в том, что их права и свободы будут соблюдаться всеми должностными лицами и правоохранительными органами защищать свои права и свободы. В случае нарушения вы можете рассчитывать на поддержку прокуратуры.
Следовательно, реализация экономических, политических, культурных или экологических прав возможна только в том случае, если государство надежно гарантирует личные права. В связи с этим актуальной задачей современной юридической науки является решение проблем, связанных с реализацией и обеспечением политических прав и свобод человека и гражданина.
Литература:
- Ахмедов Р. А. Роль прокуратуры РФ в защите прав и свобод человека и гражданина в современных условиях // Новая наука: от идеи к результату. — 2017. — № 2. — С. 204–207.
- Ахмедов Р.А Правовая основа и приоритетные направления деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением прав человека // Евразийский юрид. журнал. 2017. — № 7 (110).– С. 235–238.
- Бекишиева С. Р. Конституционные основы развития правовых систем субъектов Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. — 2019. — № 4. — С. 22–25.
- Беляков П. А. Защита прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления // Законность. — 2019. — № 4. — С. 11–16.
- Братановский С. Н. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: монография. — Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2018. — 244 c.
- Мусинян, А. Н. Прокурорский надзор в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина / А. Н. Мусинян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 142-146. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74725/ (дата обращения: 06.12.2022).