Статья посвящена проблеме формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией. Рассматриваются причины, механизмы, симптоматика нарушения формирования слоговой структуры слова.
Ключевые слова: моторная алалия, слоговая структура слова, компьютерные технологии.
The article is devoted to the problem of the formation of the syllabic structure of a word in preschool children with motor alalia. The causes, mechanisms, symptoms of violation of the formation of the syllabic structure of the word are considered.
Keywords: motor alalia, syllabic word structure, computer technologies.
Сформированность слоговой структуры слова — является важнейшим этапом развития речи ребенка. Речь детей с моторной алалией страдает как целостная функциональная система, и нарушаются такие ее компоненты, как фонетика, лексика и грамматический строй. При осложненных формах моторной алалии помимо перечисленных компонентов речи нарушается и слоговая структура слова.
Проблема нарушения формирования слоговой структуры слова — одна из самых актуальных проблем у детей с моторной алалией, так как правильная речь — основа для дальнейшего целостного развития ребенка, для его успешного обучения в школе, в связи с тем, что слоговая структура слова является фундаментом для овладения грамотой.
Согласно определению Соботович Е. Ф. «Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы». [2]
Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Определяют, что слоговая структура слова — это порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребёнок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов на интуитивном уровне. [1]
Самостоятельное овладение слоговой структурой слова невозможно для детей с моторной алалией об этом говорят исследования Четверушкиной Н.С, которая утверждает, что речь ребенка с моторной алалией имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом:
1. Нарушение количества слогов:
— сокращение (пропуск) слога — «моток» — «молоток»;
— опускание слогообразующей гласной — «пинино» — «пианино»;
— увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных — «команата» — «комната».
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
— перестановка слогов — «деворе» — «дерево»;
— перестановка звуков в соседних слогах — «гебемот» — «бегемот».
3. Искажение структуры отдельного слога:
— сокращение стечений согласных — «тул» — «стул»;
— вставки согласных в слог — «лимонт» — «лимон».
4. Уподобление слогов — «кококосы» — «абрикосы».
5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) — «били...били...билитекарь» — «библиотекарь».
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) — «нананасы» — «ананасы».
7. Контаминации (смешение элементов слов) — «в холодильнице» — «в хлебнице, в холодильнике».
Исходя из изученного материала, мы можем сделать вывод, что ошибки, выражающиеся перестановкой или добавлением слогов, говорят о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. В свою очередь, когда ребенок с моторной алалией сокращает количество слогов, уподобляет слоги друг другу, сокращает стечения согласных, можно сделать вывод о преимущественном нарушении артикуляционной сферы. При этом нарушения слогoвой структуры слова сохраняются в речи дошкольников с моторной алалией дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Как показывает практика, слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, довольно часто искажается, когда слово вводится во фразу или в самостоятельную речь. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова имеет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова, хорошо известные ребенку. [4]
Для проведения экспериментального исследования нами отобрана и модифицирована методика Марковой А. К. [3].
Было исследовано десять детей дошкольного возраста с моторной алалией. Для выявления уровня сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией, нами был проведен констатирующий эксперимент с применением компьютерных технологий.
Для проведения исследования при помощи презентаций были взяты три показателя: 1) отраженное за логопедом проговаривание гласных звуков; 2) отраженное за логопедом произнесение слов 1 слоговой структуры; 3) самостоятельное называние слов 1 слоговой структуры.
При этом считалось, что ребенок справился с заданием и получает от одного до пяти баллов по каждому показателю, если: 1) ребенок с успехом справляется с произнесением 5 гласных звуков (5 баллов, если справился с заданием, если не справляется 0 баллов); 2) Сумел без ошибок произнести 5 слов 1 слоговой структуры отраженно (5 баллов — справился с заданием, 0 баллов — не справился с заданием;); 3) Самoстоятельно назвал представленные на экране компьютера 5 картинок 1 слоговой структуры слова (5 баллов — справился с заданием, 0 баллов — не справился с заданием).
Количествo баллов, которые может получить ребенoк по трем показателям, составляет от нуля до пятнадцати. Таким образом, абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если максимально возможные за весь тест 15 баллов принять за 100 %, то процент успешности выполнения заданий можно вычислить, умножив набранное ребенком количествo баллов на 100, и разделив на максимально возможное 15. Результаты констатирующего эксперимента представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Процент успешности выполнения заданий детьми дошкольного возраста с моторной алалией
По результатам исследования уровня сформированности слоговой структуры слова у детей с моторной алалией видим, что дети не смогли набрать максимальное количествo баллов. Исходя из этого, можно сделать вывод o том, что они нуждаются в формировании слоговой структуры слова с использованием компьютерных технологий.
Литература:
- Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина — М.: Книголюб, 2005.
- Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи / А. К. Маркова. Дисс. …канд. пед. наук. — М.: 1963.
- Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е. Ф. Соботович. — М.: Классикс стиль, 2003. — 160 с.: ил. — (Коррекционная педагогика)
- Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. / Н.С Четверушкина. — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 192 с. (Логопедические технологии.)