В статье отражен эксперимент влияния внеурочной деятельности на формирование информационной культуры младших школьников. Полученные результаты говорят о высокой эффективности использования внеурочной деятельности в формировании информационной культуры школьников.
Ключевые слова: информационная культура, ФГОС, внеурочная деятельность, деятельность младших школьников, учебная деятельность, формирование информационной культуры.
The article reflects the experiment of the influence of extracurricular activities on the formation of information culture of younger schoolchildren. The results obtained indicate the high efficiency of the use of extracurricular activities in the formation of the information culture of schoolchildren.
Keywords: information culture, FGOS, extracurricular activities, activities of younger schoolchildren, educational activities, formation of information culture.
Формирование культуры знаний учащихся — одна из основных задач школьного образования. Умение быстро читать и обрабатывать тексты, находить и использовать необходимую информацию остается важным и необходимым в контексте информационных технологий. Однако чтение не является любимым занятием младших школьников. Эта проблема рассматривается в проекте «Школа 2100». Решение представлено в. Одна из целей этой программы — воспитание читательской независимости и информационной культуры.
С целью проведения оценки влияния внеурочной деятельности на формирования информационной культуры младших школьников был проведен эксперимент. В котором приняли участие сорок школьников.
Диагностику информационной культуры младших школьников осуществляли по методике Т. В. Борисовой, которая позволяет изучить когнитивный, мотивационно-потребностный и поведенческий критерии и на их основе выявить уровни информационной культуры младших школьников [1].
Методика диагностики информационной культуры Т. В. Борисовой включает в себя 4 основных блока, отражающих основные показатели приведенных выше критериев:
- Глубина и системность знаний.
- Уровень сформированности осознанной потребности при использовании информационных ресурсов.
- Умение находить нужную информацию.
- Умение выделять смысл и значение полученной информации, оценивая ее критически [2].
Анализируя данные по критериям сформированности информационной культуры, видно, что у школьников в большей степени сформирован поведенческий (60 % учащихся имели низкий уровень сформированности поведенческого критерия, 7 % — средний и 33 % — высокий уровень) и мотивационно-потребностный критерии (70 % учащихся имели низкий уровень сформированности мотивационно-ценностного критерия; 17 % — средний; 13 % — высокий уровень), что может быть связано с преобладанием наглядно-образного мышления и чувственного восприятия у младших школьников.
Когнитивный критерий информационной культуры находился на низком уровне у всех учащихся на констатирующем этапе эксперимента.
С целью повышения уровня информационной культуры, у учащихся был проведен ряд внеурочных занятий на протяжении учебного года.
Отношения с детьми в рамках проведения внеурочных мероприятий шли по трем направлениям:
- Развитие навыков грамотности.
Научить детей бегло читать очень важно. Используя метод Зайцева (текст в рабочей памяти, «живое» чтение, наблюдательное чтение и сканирование), к концу первого года обучения дети могут читать 40–45 слов в минуту и более вместо стандартных 20–25 слов. Беглость позволяет детям определять, классифицировать и анализировать больше информации, выбирать подходящих читателей и экономить время учителя в классе.
- Развитие навыков самостоятельного чтения.
Дети проводят все меньше времени за чтением книг, а их литературный вкус становится все более примитивным. Наша миссия — научить детей увлекательному чтению, привить им уважение к книгам и любовь к библиотекам.
Читающий ребенок» — икона культуры нашей страны. Благодаря нетипичным и творческим заданиям и организованным мероприятиям в библиотеках у детей повысился интерес к чтению. Больше детей посещают библиотеку и читают больше книг. На смену комиксам пришли научно-фантастические и фэнтезийные романы и детские энциклопедии, и литературные варианты меняются.
- Знакомство с информационной культурой, через самостоятельное чтение.
Для того чтобы интерес детей-учащихся к чтению не ослабевал и не пропадал, в ходе урочных занятий часто используются презентации. Отметим, что существуют различные виды презентаций: письменные (эссе, газеты, брошюры, рассказы/поэмы), визуальные (фотовыставки, художественные выставки, мультимедийные презентации) и устные (темы, доклады, спектакли, кукольные представления).
После проведения формирующего эксперимента, был проведен контрольный, который отразил полученные результаты.
Анализируя данные по критериям сформированности информационной культуры, видно, что у младших школьников в большей степени сформирован поведенческий (30 % учащихся имели низкий уровень сформированности поведенческого критерия, 37 % — средний и 33 % — высокий уровень) и мотивационно-потребностный критерии (30 % учащихся имели низкий уровень сформированности мотивационно-ценностного критерия; 47 % — средний; 23 % — высокий уровень).
Когнитивный критерий информационной культуры находился на низком уровне у всех учащихся на констатирующем этапе эксперимента, однако при проведении контрольного — он показал высокий уровень.
Полученные результаты говорят о высокой эффективности использования внеурочной деятельности в формировании информационной культуры школьников.
Литература:
- Старук, М. М. Роль интернет-технологий в развитии информационной культуры современного школьника // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-internet-tehnologiy-v-razvitii-informatsionnoy-kultury-sovremennogo-shkolnika (дата обращения: 16.11.2022).
- Митрахович, О. А. Управление развитием информационной культуры школьников в процессе исследовательской деятельности // Исследователь /Researcher. — 2010. — № 1–2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-razvitiem-informatsionnoy-kultury-shkolnikov-v-protsesse-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 16.11.2022).