В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационной культуры учащихся на 30 %.
Ключевые слова: информационная культура, ФГОС, внеурочная деятельность, деятельность младших школьников, учебная деятельность, формирование информационной культуры.
The article presents the main characteristics of the extracurricular activities program to improve the information culture of younger schoolchildren. The author in the course of the experiment showed the effectiveness of extracurricular activities and increasing the level of information culture of students by 30 %.
Keywords: information culture, FGOS, extracurricular activities, activities of younger schoolchildren, educational activities, formation of information culture.
В данном исследовании определение информационной культуры личности детей младшего школьного возраста было сформулировано следующим образом: информационная культура — это деятельность детей младшего школьного возраста, основной и осознанной целью которой является развитие личности, способной получать информацию, усваивать эту информацию с соответствующими навыками и компетентностью, учиться добывать информацию и передавать полученную и обработанную информацию во внешний мир.
Мы считаем, что «информационная грамотность» для отдельного человека, ученика начальной школы, — это способность выбирать формы и методы приобретения знаний и навыков, использовать современные средства и методы доступа к информации, а также создавать, выражать и доносить до других свое мнение и знания в современном контексте. Культура личной информации является важной частью общей культуры человека, без которой общение в информационном обществе было бы невозможным [1].
Культура знаний развивается как спонтанный процесс на протяжении всей жизни человека, обычно пропорционально количеству выполняемой им работы.
Современная цифровая информационно-образовательная средовая совокупность характеризуется, с одной стороны, увеличением информационных ресурсов и доступностью для пользователей, а с другой — многомерностью, разрушением иерархии ценностей, непререкаемых авторитетов и отсутствием четких жизненных целей.
Неоценимое значение в формировании информационной компетенции младших школьников имеет внеурочная деятельность. Использование компьютерной техники в ходе проведения занятий — один из эффективных способов повышения мотивации обучения, развития творческих способностей, осуществления индивидуального подхода к ученику, что позволяет в полной мере реализовать требования стандарта. Еще одно преимущество внеурочной деятельности заключаются в предоставлении обучающимся большого выбора видов заданий для их развития. Высоко оценивая возможности внеурочной деятельности в развитии обучающихся, Д. В. Григорьев пишет: «Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования» [2].
Считаем, что информационную компетенцию у обучающихся возможно формировать по всем направлениям внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. Для формирования информационной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности реализуются всевозможные формы работы как кружки, мастерские, секции, научно-исследовательская работа и т. д.
Нами была проведена экспериментальная работа, которая показала высокую эффективность внеурочной деятельности. А именно, показатели младших школьников в части информационной культуры, выросли на 30 %. Когнитивный критерий информационной культуры находился на низком уровне у всех учащихся на констатирующем этапе эксперимента, однако при проведении контрольного — он показал высокий уровень.
Так используемая программа внеурочной деятельности — «Основы информационной культуры школьника» носит интегративный характер, она аккумулирует знания из таких наук, как логика, лингвистика, библиотековедение, библиографоведение, информатика и др. Обратимся к данной программе. Так она состоит из пяти разделов и подразумевает занятие два раза в неделю.
В рамках данной программы подразумевается не только участие детей и преподавателей, но и включена работа с родителями. А именно, создание совместных проектов с использованием информационных технологий. Обычно ученики и их родители выступают с презентациями на определенные темы. Использование различных методов презентации, таких как использование мультимедийных презентаций в интенсивных курсах, постановка спектаклей в параллельных классах и издание книг, может повысить мотивацию и интерес учащихся к материалу, оптимизировать время занятий и учесть индивидуальные особенности учащихся ниже перечислены некоторые из способов использования техники презентации.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт системы практических заданий творческого характера, использования активных методов обучения, базирующихся на использовании информационно-коммуникационных технологий.
Благодаря сочетанию различных техник, собранных в программе внеурочной деятельности развитие информационной культуры младших школьников, происходит с учетом различных видов деятельности. Так, процесс совершенствования навыков чтения положительно отражается на формировании компетенций, связанных с информационной культурой. Понимание и развитие глубокого восприятия текстов является важной частью развития навыков понимания прочитанного. По этой причине курс сосредоточен на работе с текстами. Изучение лексики, аннотированное чтение, выборочное чтение, «разговор с автором», создание различных схем, выбор заголовков и составление ответов — все эти виды деятельности помогают детям понять и развить свое понимание текстов. Параллельное чтение позволяет читателям изучить несколько представленных публикаций по сходной теме или вопросу, рассматривая, выбирая и обосновывая несколько точек зрения. Систематическое выполнение этих действий и заданий позволяет детям развивать навыки чтения, свободно отбирая и анализируя необходимую информацию и используя ее в соответствующих целях.
Опираясь на выше приведенное заключим, что внеурочная деятельность сочетающая в себе межпредметные связи, различные методики развития — является наиболее удобной формой развития основ информационной культуры младших школьников.
Литература:
- Абрамовских Наталья Викторовна, Ильиных Виктория Сергеевна Формирование информационной компетентности младших школьников средствами мультимедийных технологий во внеурочной деятельности // Концепт. 2021. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov-sredstvami-multimediynyh-tehnologiy-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 05.12.2022).
- Медведева, Е. М. Курс «основы информационной культуры» как условие формирования педагога-профессионала / Е. М. Вафина, Р. А. Галимшина // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2019. — Т. 4. — № 1. — С. 46–51. — DOI 10.30853/pedagogy.2019.1.10. — EDN VXDHQA.