Интуитивное принятие ребёнком ценности самого знания необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения, но уже путём демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета математики, грамматики и других дисциплин. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности.
В. В. Давыдов
Одним из требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоенность обучающимися универсальных (метапредметных) учебных действий, включающих и действия познавательного характера [1].
В связи с этим задачей учителя начального звена общеобразовательной школы становится поиск и реализация таких методов обучения, которые будут способствовать формированию вышеуказанных метапредметных действий (в нашем случае, познавательных).
Исходя из интересов и направленности нашего исследования, выделим основные понятийные категории.
Познание — приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира (С. И. Ожегов).
Интерес — это сосредоточенность на определённом предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения (С. Л. Рубинштейн).
Метод проектов — это способы организации учебной деятельности учащихся, направленные на получение результата (продукта), в ходе которых происходит усвоение новых знаний и действий [2].
Познавательный интерес.
К понятийному определению познавательного интереса существует несколько подходов:
1) стандартизированный (ФГОС), который раскрывает познавательный интерес с позиции избирательной ориентации на понимание процессов окружающего мира;
2) психологический, характеризующий познавательный интерес с позиции психологических процессов: направленность внимания (Н. Ф. Добрынин), интеллектуальная и эмоциональная активность (С. Л. Рубинштейн, Н. Г. Морозова), активация чувств (З. Фрейд); мотивация потребностей в деятельности (И. Ф. Харламов);
3) психофизиологический — познавательный интерес раскрывается в рамках процедуры обучения (при выработке условного рефлекса) средствами активации нейронов, вовлечённых в собственный процесс обучения — продуктивная активация, базирующаяся на ориентировочном рефлексе (обучение через исследование) [3];
4) социальный — познавательный интерес как особое отношение к предмету с позиции социальной важности;
5) педагогический — раскрывает познавательный интерес как личностную характеристику школьника, как многоаспектную познавательно-эмоциональную позицию школьника к учению. Относится к составляющим характеристикам образа выпускника начальной школы (Трубинова К. М., Воронина Л. В.).
В психолого-педагогической литературе находим, что познавательные интересы реализуются в интегративной форме таких психических процессов как ощущение и восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь, развитость которых непосредственно отвечает за усвоение предметных знаний, учебных умений и навыков.
Обычно результативное освоение знаний требует применения как специфических (например, графические умения — все действия связанные с проецированием) и общих приёмов познавательной деятельности (например, коррекция собственной деятельности, планирование, контроль и оценивание).
Таким образом, в условиях современного образовательного стандарта оптимизация процессов обучения и учения младших школьников, а именно, формирование их познавательных интересов средствами проектной деятельности, становится востребованной и актуальной.
Проектный метод, разработанный Д. Дьюи, в настоящее время набирает популярность среди учителей, так как позволяет не только активизировать познавательные интересы младших школьников, но и обеспечивает развитие их творческой инициативы и самостоятельности в учении, а также является связующим звеном между учебной теорией и практикой [4].
Рассмотрим особенности развития познавательных интересов младших школьников средствами проектной деятельности.
В широком понимании, проектная деятельность обучающихся — это межличностные взаимодействия в учебно-познавательном процессе, имеющие общие цели и результаты (продукты деятельности).
Общими условиями, способствующими формированию познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности, являются:
- Создание активизирующей образовательной среды — постановка проблемных целей и задач познавательного характера, провоцирующих школьников на активную поисковую деятельность.
- Строгая этапность проектирования: постановка и конкретизация задачи, разработка собственно проекта в соответствии с заданием, информированность родителей о содержании учебного проекта (включение либо не включение в проектную деятельность), непосредственная реализация поисково-исследовательских действий (практическая деятельность), учёт и оценка проделанной работы, презентация результата (продукта).
- Построение учебного процесса с учётом оптимального уровня психофизиологического развития личности ученика, то есть осуществление разноуровневого подхода в проектно-ориентированном обучении.
- Создание эмоционально стабильной, комфортной образовательной среды, так называемой реализационной платформы для образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения. Например, оценка каждого, найденного решения (продукта деятельности), как правильного и уникального по своей сути, что является своеобразной формой поощрений и рефлексии в ходе учебного взаимодействия.
Принципами проектного метода выступают:
— принцип сотворчества как пусковой механизм познавательного интереса (на основе субъектности школьника младших классов);
— принцип инициативности — поддержание детской инициативы, компонентом которой является познание (Н. Е. Веракса);
— принцип личностных смыслов как мотивационная составляющая поискового процесса;
— принцип соответствия — учебный процесс соответствует логике проектной деятельности (комплексность, системность, индивидуализация);
— принцип осознанности — усвоение базовых знаний происходит на основе их осознания в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Вышеизложенные принципы раскрываются с позиции авторских взглядов на принципы проектно-ориентированного обучения по Е. Е. Глусовой.
Отличительной чертой проектного метода в обучении учащихся начального звена общеобразовательной школы можно назвать его коммуникативную сторону (социализирующий фактор коммуникации).
Во-первых, реализация целенаправленной учебной поисково-исследовательской деятельности младших школьников возможна только при участии взрослых (учителя, родителей), которые напрямую (учебный материал) или косвенно (на своём примере) влияют на формирование путей получения знаний, умений и навыков школьников (происходит выработка стратегий учения).
Во-вторых, в силу своих возрастных особенностей, младший школьный возраст открыт для всего нового (сензитивен по отношению к окружающему миру, исследовательская активность — естественное состояние детей), что является благоприятной основой для успешного развития познавательного интереса средствами метода проектов (например, имитационное моделирование, конструирование).
В-третьих, многообразие решений одного учебного проекта (как результата урочной коммуникации) способствует освоению младшими школьниками конструктивных форм коммуникативного взаимодействия на основе здоровой конкуренции (например, брифинг, мозговой штурм), что является основой всей дальнейшей социализации детей.
В-четвёртых, развитие познавательных интересов происходит поэтапно — без информационной и эмоциональной нагрузок. Это способствует сохранению общей заинтересованности (пролонгированию познавательного интереса) учащихся в учебно-образовательной и коммуникативной деятельности.
В-пятых, проектно-исследовательская деятельность создаёт условия для удовлетворения младшими школьниками собственных познавательных потребностей в социально приемлемых (учебно-образовательных) формах с элементами творчества и креативности (например, активное освоение социальных сторон жизнедеятельности человека средствами тематического (ролевого) включения ребёнка в процесс реализации проекта). Как результат, большой интерес к познанию, мотивационная направленность, поиск.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что учебно-образовательное проектирование, с позиции управляющего воздействия на ребёнка, является универсальным средством для развития познавательных интересов учащихся младшего звена общеобразовательной школы, а также имеет свои особенности в организации и реализации проектно-исследовательской деятельности.
Литература:
- ФГОС Начального общего образования https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
- Беликова, Е. В. Метод проектов в образовании. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/648795
- Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1999. — С.333–334.
- Колистратова, Е. А. Исследовательская деятельность младших школьников. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/referat-issledovatelskaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-1627551.html
- Семенова, Н. А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-v-urochnoe-vremya
- Соколовская, И. Н., Кивилёва, А. А. К определению понятия «познавательный интерес» в педагогике. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-suschnosti-ponyatiya-poznavatelnyy-interes-v-pedagogike/viewer