Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики.
Особый интерес к данной проблеме вытекает из специфики и высокой социальной значимости деятельности людей по защите государственных интересов и безопасности страны, в том числе в период обучения в военном институте, исходя из того, что успех этой деятельности в большинстве своем зависит от социально-психологического состояния и психологической готовности курсантов к эффективному обучению, увеличивается значимость ценностей образовательной среды военного вуза.
Ключевые слова : образовательная среда военного вуза, курсанты, социальная адаптация, процесс адаптации, образовательный процесс, социально-педагогическая поддержка.
The problem of human adaptation to the conditions of the living environment has long been one of the areas of theoretical and applied research in many sciences, including various branches of pedagogy.
Particular interest in this problem arises from the specifics and high social significance of people's activities to protect state interests and the security of the country, including during the period of study at a military institute, based on the fact that the success of this activity largely depends on the socio-psychological state and the psychological readiness of cadets for effective training, the importance of the values of the educational environment of a military university increases.
Keywords: educational environment of a military university, cadets, social adaptation, adaptation process, educational process, social and pedagogical support.
Этап поступления в высшее военное учебное заведение можно рассматривать как вступление в самостоятельную жизнь. В этот момент в психологии курсанта первого курса обучения происходят изменения, затрагивающие его сознание, связанные с расставанием со школьным коллективом, уходом из семьи, неподготовленностью к учебе в вузе, ограничением в свободе, выполнением приказов командиров и начальников, а самое главное ограничения в свободе движения (территория военного городка и регламентированным по времени распорядком дня учебного заведения. Именно в этот период курсант начинает переживать сильное психологическое явление — адаптацию к учебе в военном учебном заведении. Велико количество литературы, посвященной адаптации дошкольников к учебной деятельности, достаточно проведено исследований, позволяющих проследить процесс адаптации выпускников школ к учебе в гражданском вузе, и очень мало информации, посвященной проблеме адаптации к учебе в военных учебных заведениях [10, с.89].
Самым трудным для курсантов является первый курс, так как он связан с вхождением в другую среду, то есть с адаптацией к обучению. Меняется прежняя структура поведения, появляются новые привычки.
Противоречие между объемом и сложностью учебного материала и отсутствие желания и способностей обучаться в вузе являются отличительными чертами курсантов первого курса. Курсантам нужно не только учиться слушать и записывать лекции, но и самостоятельно изучать и конспектировать литературу, готовиться к практическим и семинарским занятиям. На первый план выходят такие качества, как самостоятельность, ответственность, умение грамотно распределять время, желание учиться [Петровская М. В.].
Очень важно понимать разницу между обучением в гражданском и военном вузе. Учеба в военном вузе имеет следующие особенности:
- Специфичность знаний, навыков, умений и качеств, которые необходимо сформировать у воинов, обусловлена их нацеленностью на предотвращение агрессии и при необходимости подавление, уничтожение противника.
- Изучение военного дела для военнослужащих — служебная обязанность. В основе военного дела лежат знание воинских уставов, занятия по военным дисциплинам, включенным в оперативную и боевую подготовку (тактика, огневая подготовка, вождение боевых машин, военная топография и т. д.).
- Обучение военнослужащих проводится неотрывно от выполнения служебных обязанностей, в условиях постоянной боевой готовности. Очень часто у курсантов происходит неразрывная цепочка смены деятельности: учебные занятия — заступление в наряд — несение наряда — смена наряда — учебные занятия, что оставляет им мало времени на подготовку к занятиям.
- Одновременно используются индивидуальные и коллективные формы обучения.
- Подготовка военнослужащих имеет ярко выраженную практическую направленность. В связи с этим учебный отдел планирует для курсантов выезды на полевые занятия в учебные центры.
- Овладение воинским мастерством проводится с использованием реальной боевой техники и вооружения. Это вызывает у курсантов большие психологические и физические трудности.
- Процесс обучения осуществляется в рамках уставной организации, направляется командиром, детально и жестко регламентируется требованиями руководящих документов, которые определяют принципиальный подход к содержанию, организации и методике воинского обучения и воспитания.
Большое влияние на обучение и воспитание курсантов оказывает уставная сторона службы.
Такие ритуалы, как обязательное ежедневное построение, поднятие флага части, ношение военной формы одежды, поднимают настроение курсантов и способствуют развитию чувства патриотичности.
Вышеназванные особенности обучения вызывают у курсанта кризис, связанный с трудностью перестраивания к новым требованиям без посторонней помощи. У курсантов появляется чувство тревожности, неуверенности в своих силах, сомнение в правильности выбора профессии. Как показывают наблюдения, именно на первом курсе отчисляется большее число курсантов. Возникновение кризисной ситуации связано с процессом адаптации. Есть несколько этапов адаптации относительно условий военной службы [7, с.273].
- Подготовительный. На данном этапе знакомство абитуриента с социальными нормами, правилами, способами действия и ценностями, принятыми в общностях и образовательной среде военного института.
- Второй этап управления социальной адаптацией решает задачи поддержки вхождения и приспособления курсанта к образовательной среде военного вуза. На данном этапе — особое внимание важно уделять физиологической и психологической адаптации.
- Третий этап управления социальной адаптацией курсантов — этап первичной социальной адаптации (ассимиляции) или этап социально-психологической адаптации.
Общие условия данного этапа такие, как накопление опыта поведения и взаимодействия в коллективе, новый круг общения, формирование микрогрупп, выработка привычки подчинять свои личные интересы интересам воинского коллектива и становление первичного воинского коллектива.4. Этап острых психических реакций выхода. На данном этапе у курсанта происходит замена старых стереотипов поведения на новые, выработанные с учетом новых условий существования [Елагина В. С., Рогожин В. М.].
Как отмечают психологи, длительность процесса адаптации индивидуальна и занимает от двух-трех месяцев до года. Тем не менее, это достаточный срок, чтобы командиры, воспитатели и преподаватели могли помочь курсанту ускорить и облегчить этапы переживания адаптации [4, с.42].
Из трудностей, возникших при прохождении процесса адаптации к условиям военного вуза, большинством отмечены условия учебы с обязательной самоподготовкой, совмещение учебы и службы, содержание и специфичность преподаваемых дисциплин, регулярные построения и занятия строевой подготовкой. Наблюдения показали, что самый сложный период обучения в военном вузе — первый курс.
Именно на первом курсе происходит становление самостоятельной личности, определяются жизненные ценности и ориентиры. Большую роль при таком становлении играет адаптация курсанта к обучению в военном вузе, ведь от того, как легко и быстро пройдет этот период, зависят психологическое состояние курсанта, его успеваемость и будущая профессиональная деятельность. Первоочередная задача командиров, воспитателей и педагогов состоит в том, чтобы постараться помочь курсантам успешно пройти обязательный период адаптации [6, с.37].
Успешная адаптация курсантов первого курса к учебной деятельности в военном вузе и психолого-педагогические условия, влияющие на ее эффективность как социально-психологический феномен, выступают в роли индикатора (показателя) эффективности подготовки военного специалиста, будущего офицера в стенах высшего военного учебного заведения [9, с.73]. Насколько за первый год обучения всей педагогической системе ввуза удалось сформировать адаптированность курсантов к учебной деятельности, настолько эффективно будет протекать профессиональная подготовка его на последующих курсах обучения, настолько эффективно он сможет решать служебно-боевые задачи, настолько эффективно сможет обучать и воспитывать подчиненных, в первую очередь, своим личным примером, высоким авторитетом и социальным статусом, настолько уверенно и осмысленно сможет действовать в экстремальных условиях изменения природной и социальной среды.
Таким образом, образовательная, исследовательская среда, организуемая в военном вузе, ориентирована на признание приоритета самоценности курсанта, его самостоятельности и активности, учёт субъектного (индивидуального) опыта и организацию совместной творческой деятельности преподавателя и курсанта, их коммуникативного и межличностного взаимодействия. Образовательная среда должна способствовать развитию и саморазвитию личности.
Создание исследовательской среды предполагает прогнозирование возможностей среды для организации исследовательской деятельности, условий для личностного развития и саморазвития курсантов.
Таким образом, применение адаптивной педагогической системы в образовательном процессе показало, что, используя комплексное воздействие на все стороны военно-педагогического процесса в военном институте, мы не только оптимизируем процесс адаптации, но и, воздействуем на курсантские коллективы, улучшая в них психологический климат, снижая деструктивные дезаптационные проявления, снижаем уровень тревожности и конфликтности в подразделениях. Развивая профессиональные навыки проведения занятий с использованием адаптивных методик у преподавателей института, мы создаем психолого-педагогические условия для успешной адаптации курсантов первого курса к учебной деятельности в военном институте [10, с.88–92].
Литература:
- Елагина В. С., Рогожин В. М. Педагогические условия адаптации курсантов к обучению в военном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29555 (дата обращения: 30.04.2021).],
- Коротаев А.С Специфика образовательной среды военного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 78–85.
- Сафонова А. В., Филоненко Л. В., Елецких Н. Ю. Социальное воспитание в контексте принципа гуманизма в военном вузе // перспективы науки и образования. 2018. 2 (32). С. 236–240.
- Федосеева А. В. Организация профессиональной адаптации //Современные проблемы науки и образования /А. В. Федосеева.- 2015.-№ 1.- С.40–42.
- Ревков, И. В. Технология адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности в военном вузе:. дис. канд. пед. наук/ И. В. Ревков.- Орловский гос. ун-т-Орёл,2015.-210 с.
- Соловей Д. В., Спирина В. И. Особенности образовательной среды военного вуза //Вестник Армавирского гос. пед. ун-та. 2019. № 2. С.36–43
- Ясвин, В. А. Инструментальная экспертиза в процессе педагогического проектирования школьной среды: дис.док. пед.наук/В. А. Ясвин.- Московский город. пед. ун-т.-Москва, 2020.-471 с.
- Петровская, М. В. Образовательная среда военного вуза как пространство развития психологической культуры преподавателя /М. В. Петровская //Фундаментальные исследования.- 2013.-№ 1–3.-С. 632–635.
- Петухова А. В. Создание профессионально ориентированной образовательной среды в техническом вузе (на примере инжинерно-графической подготовки)/А. В. Петухова, Л. И. Холина.- Новосибирск: Изд-во СГУПСа,2013.- 175 с.
- Холина Л. И., Андреев Д. В. Социально-педагогическая адаптация первокурсников военного вуза в процессе социализации // Сибирский учитель. 2020. № 5 (132). С. 88–92.