В статье авторы пытаются определить суть материализма и идеализма, рассмотрев истоки, исходящие со времен античности.
Ключевые слова: материализм, идеализм, душа, Платон.
На тему материального и духовного рассуждали еще более 2 тыс. лет назад. Но даже спустя время этот вопрос остался актуален. Вопрос о создании человека, природы, Вселенной и сущности бытия задавали себе философы на протяжении всей истории человечества. И даже в современном обществе, индивид находится во многом схожем положении, как и античное общество — дилемма о обосновании единства мира: весь мир тела, происходящие из одного вещества, или идея о существовании бестелесного начала мира? Философия античности стала основой для развития культурного и интеллектуального развития не только Европы, но и мира. И сейчас, отвечая на вопрос сущности мира, стоит обращаться прежде всего на истоки, на мысли философов тех эпох.
На тему материализма в античной психологии было написано большое количество научной литературы. Особого внимания заслуживает статья И. В. Вишева «Материалисты античности о смерти и бессмертии человека» [4]. В статье рассматриваются взгляды материалистов античных времен на бессмертие человека. Убеждения Эпикура и Лукреция о смерти. Они считали, что человек не встречается со смертью, и страх перед ней не имеет существенных причин. Особого внимания заслуживает научная работа Ж. К. Кениспаева и Н. С. Серовой «Идеализм современного человека». В этой статье отражается актуальность поставленного вопроса об учении материализма и идеализма. Авторы пишут, что «Мы еще живем в эпоху торжества платоновского идеализма, который высшей реальностью признает вечные идеи. Многочисленные социальные утопии, революции, проекты — это яркая демонстрация безоглядной веры человека в могущество внешне привлекательных идей» [5]. Эта мысль подтверждает взаимосвязь сознания современного человека с прошлыми эпохами, что еще раз подчеркивает необходимость изучения античной психологии.
Сущность данной проблемы заключается прежде всего в противоречивости взглядов философов тех времен. Их учения противоположны, но несмотря на это, обе стороны имели последователей. Рассматривать две разные психологии необходимо в совокупности и сравнении.
Античная философия древних римлян и греков зародилась в конце VII в. До н. э. Её конец пришел на начало VI в. До н. э., после закрытия императором Юстианом последнюю греческую философскую школу — Платоновскую Академию. Вопрос материализма и идеализма был в период расцвета древнегреческого рабовладельческого общества. В этот период материалистические учения расцветают и растут, в противостоянии с идеалистической философской концепцией. Впоследствии возникли две различные по направлениям философии линии — «линия Демокрита» (материализма) и «линия Платона» (идеализма).
Основная проблема дискуссии — вопрос об отношении мышления к бытию. Материалисты доказывали свое мировоззрение тем, что весь окружающий мир, в том числе и человек, это результат естественного процесса, происходящий в природе и её круговороте, и отрицали присутствие высших сил в создании мира. Они полагали, что существующая материя независима от разума, она является строительным материалом, которым стремились к созданию к определенному веществу — к огню, воде, воздуху, айперону. Одним из представителей материализма был Гераклит, который известен в истории как Эффеский. Он относил материальное первоначало как к основе всего существующего. Огонь — способен перейти из одного состояние в другое, двигаться и менять свой первоначальный вид. Борьба противоположностей, которые создали его, послужила основой создания мира. В своем учении Гераклит говорил и о космосе. Для него это организм, с собственной душой, представляющий собой единство противоположностей — «вечно живого огня» и «огненного логоса», и именно из-за этого «все происходит». «Этот космос, один и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерно возгорающимся и мерно угасающим».
Особого внимания заслуживает теория Демокрита. Согласно его концепции, весь мир состоит из мельчайших частиц, которые человеческий глаз не способен увидеть — атомов. Природа, человек, его душа — все это состоит из атомов, различных по форме и порядком частиц. Самым крупным источником «энергии атомов» является душа, которая после смерти, как и тело, умирает, рассеиваясь на частицы в воздухе.
Демокрит обозначал две ступени познания мира — ощущение и мышление. Человек может «ощущать» окружающий мир, слышать его, прикасаться. Мышлению же философ отдавал большее значение. Именно путем размышления мы приходим к выводу о существовании атомов. Демокрит так же ввёл и понятие первичных и вторичных качеств объекта. К «первичным» качествам относятся «физические» признаки объекта (вес, поверхность), к вторичным же те признаки, которые человек создал сам для собственного удобства– цвет, запах, вкус. «Только во мнении есть кислое и сладкое, красное и зеленое, а действительно есть только пустота и атомы».
Демокрит стал основоположником учения детерминизма, сущность которого заключается в обусловленности происходящих процессов в мире. Главной проблемой детерминизма является вопрос существования и действия законов, касающихся природы, её взаимодействия с обществом и движущих сил, влияющих на развитие общества с точки зрения морали, науки и другую человеческую деятельность.
Противоположен такой философии идеализм. Источником истины является духовное начало, нематериальное. Идеализм близок с догмами религии о мире и Боге. Зачинателем «линии Платона» и объективного идеализма был Сократ — представитель идеализма, поставивший перед собой задачу опровержения материалистического миропонимания. Сократовская мысль состояла прежде всего вера в бога и его могуществе. Работа человеческого разума и весь мир — это божественные творения. Познание природы от отрицал, считал её ненужной, вторичной. Особое значение Сократ уделял познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель, что есть благо и прекрасное, и вместе с тем полезное для человека.
Самым главным представителем идеализма был Платон — основатель мирового идеализма. Его учение — это система объективного идеализма. Согласно его концепции, лишь встав на путь прекрасного, можно познать истину мироздания. По Платону «прекрасное»-это одна из высших идей. К основным признакам прекрасного он относит объективность, независимость от ограниченности пространства, времени, пределов чувств. Учение о душе Платона говорит о существовании другой реальности, идеального мира, который состоит из «душ» вещей — идей, первоначальных прототипов «реальных» предметов окружающего мира. Все эти образцы — абсолютно совершенны, «реальным» предметам лишь стремятся к заданному идеала.
Платон на основе идеалистических мыслей создал собственную модель идеального государства и общества, которая в той или иной мере является логическим следствием объективного материализма. Он разделил общество на три группы, как три части души — правители-философы — разумная часть души, стратеги-воины — воля и благородная страсть, земледельцы и ремесленники — чувственность и влечения, которые должны быть управляемые. Далее, трем сословиям соответствуют три из четырех основных добродетелей (о чем и говорил Сократ) — мудрость, храбрость, умеренность. Справедливость Платон выделяет отдельно, так как она относится к «державной» добродетелью.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что материализм и идеализм в психологии античности совершенно противоположные учения, но вместе повлиявшие на дальнейшее развития мироздания и познания мира в целом. Представители обоих учений сделали вклад в развитие общества, а их труды по сей день является одними из основоположных источников. Философы нового времени стали последователями данных учений, так, например приверженцами теории идеализма стали Джордж Беркли, Дэвид Юм, Иммануил Кант, а материализма — Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк и многие другие.
Литература:
- Гагаев, А. А. Философия здравого смысла: Критика оснований разума. Кни-га 2–2: Здравый смысл как основание науки / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. — М.: Ленанд, 2015. — 568 c.
- Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон: — Харьков: ООО «Издательство АСТ», 2000. — 846 с.
- Антонина Ждан Ж История психологии от Античности до наших дней / Ж Антонина Ждан. — Москва: Академический проект, 2018. — 587 с.
- Вишев, И. В. Материалисты Античности о смерти и бессмертии человека / И. В. Вишев //Научные горизонты.–2020 № 5(33).– C.39–59
- Кениспаев Ж. К., Серова Н.С Идеализм современного человека// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — Т. 86, № 12–1. — С. 99–101.