В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации положений законов, региональной программы здравоохранения, анализ состояния по оказанию медицинских услуг и помощи, основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг.
Ключевые слова: законодательство о здравоохранении, медицинские услуги и помощь, мероприятии по развитию медицинских услуг.
Состояние здоровья населения — один из важнейших показателей общественного развития. Оно составляет экономический, трудовой и культурный потенциал общества, отражает социально-экономическое и гигиеническое состояние страны. Следовательно, особое внимание необходимо уделять изучению закономерностей его формирования.
Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ [2], под медицинскими услугами понимают «медицинское вмешательство либо комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию».
Необходимо различать понятия медицинская услуга и медицинская помощь. Согласно данному Федеральному закону под медицинской помощью понимают комплекс различных мероприятий, направленных на восстановление и (или) поддержание здоровья, а также включающее в себя оказание медицинских услуг.
Обеспечение гарантированной, доступной и бесплатной медицинской помощи всем гражданам России осуществляется и контролируется при выполнении «Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи». Для решения вопросов совершенствования медицинской помощи был разработан национальный проект «Здравоохранение» [1] с целью сохранения и укрепления здоровья населения страны.
В целях развития системы здравоохранения и повышения качества оказания медицинской помощи населению также была разработана Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации [1].
Целью Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации является сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счёт снижения заболеваемости и смертности населения.
Охрана здоровья граждан страны является важнейшей обязанностью государства в процессе управления системой здравоохранения. В последние годы в России проблемы здравоохранения все чаще выходят на первый план. Это связано, в том числе с пандемия COVID-19, который произошел в мире. В нашей стране пик заболеваемости зафиксирован 2020–2021 года.
На рассмотрение был взят период с 2019 по 2021 гг. в Республике Башкортостан.
В результате анализа развития системы здравоохранения в сфере оказания медицинских услуг населению за период с 2019 по 2021 гг. были рассмотрены следующие показатели:
— динамика численности населения;
— структура численности населения;
— показатель смертности населения;
— структура общей смертности населения;
— прирост населения.
Проведенный анализ динамики численности населения в Республике Башкортостан в данном периоде времени показал, что в целом население уменьшилось на 37219 человека или на 0,9 %, при этом наименьший прирост численности населения наблюдался по статье старше трудоспособного населения (отрицательный прирост составил -2,5 % или -25371 человек). Данные по численности по годам приведены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика численности населения в Республике Башкортостан за период с 2019 по 2021 гг., человек
Дата |
Население, человек |
Моложе трудоспособного возраста |
Трудоспособного возраста |
Старше трудоспособного возраста |
Из общего числа по возрастам |
||
0–14 лет |
15–17 лет |
18 лет и более |
|||||
2019 |
4051005 |
828760 |
2225199 |
997046 |
784585 |
129263 |
3137157 |
2020 |
4038151 |
824665 |
2194439 |
1019047 |
780408 |
131929 |
3125814 |
2021 |
4013786 |
820282 |
2221829 |
971675 |
776869 |
131081 |
3105836 |
Темп прироста (на 2021 на 2019), % |
-0,9 |
-1 |
-0,1 |
-2,5 |
-1 |
1,4 |
-1 |
Проведенный анализ динамики структуры численности населения в Республике Башкортостан за тот же период (таблица 2) показал, что преобладающую долю в структуре численности населения занимало население трудоспособного возраста, удельный вес данной категории населения с течением времени имел устойчивую тенденцию к росту и составил по итогам 2021 г. 55,4 %. В структуре населения по возрастам наибольший удельный вес занимало население в возрасте от 18 лет и старше, удельный вес данной категории с течением времени имел устойчивую тенденцию и составил по итогам 2021 г. 77,4 %.
Таблица 2
Динамика структуры численности населения в Республике Башкортостан за период с 2019 по 2021 гг., %
Дата |
Население, человек |
Моложе трудоспособного возраста |
Трудоспособного возраста |
Старше трудоспособного возраста |
Из общего числа по возрастам |
||
0–14 лет |
15–17 лет |
18 лет и более |
|||||
2019 |
4051005 |
20,5 |
54,9 |
24,6 |
19,4 |
3,2 |
77,4 |
2020 |
4038151 |
20,4 |
54,4 |
25,2 |
19,3 |
3,3 |
77,4 |
2021 |
4013786 |
20,4 |
55,4 |
24,2 |
19,4 |
3,3 |
77,4 |
Показатель смертности населения в рассматриваемый период существенно изменился и составил по итогам на 2021 г. 16,6 промилле (по итогам 2020 г. он составил 15,0 промилле, по итогам 2019 г.— 12,1 промилле) (таблица 3).
Таблица 3
Динамика смертности населения в Республике Башкортостан за период с 2019 по 2021 гг., промилле
Наименование показателя |
2019 |
2020 |
2021 |
Показатель смертности, промилле |
12,1 |
15,0 |
16,6 |
Согласно данным Министерства здравоохранения ключевую долю в структуре общей смертности населения Республики Башкортостан занимала смертность от болезней системы кровообращения (по итогам 2019 г. данный показатель составил 42 %, по итогам 2020 г.— 38,1 %, по итогам 2021 г.— 34,8 %). Для снижения показателей смертности от болезней системы кровообращения в рамках Национального проекта «Здравоохранение» [1] запланировано:
1) 5 региональных сосудистых центров будут переоснащены до 2024 г., в том числе оборудованием для ранней медицинской реабилитации.
2) 16 первичных сосудистых отделений будут переоснащены до 2024 г., в том числе для ранней медицинской реабилитации
3) переоснащение первичных сосудистых отделений современными ангиографами, компьютерными и магнитно-резонансными томографами, оборудованием для ранней медицинской диагностики и реабилитации.
Все это будет способствовать большей доступности проведения внутрисосудистых вмешательств в относительно сжатые сроки. Согласно данным Министерства Здравоохранения в период с 2019 по 2020 гг., на втором месте в структуре общей смертности Республики Башкортостан была смертность от онкологических заболеваний, а в 2021 г. на 2 месте — доля умерших от болезней органов дыхания (13,5 %.). По итогам 2019 г. показатель смертности от онкологических заболеваний был ниже среднероссийского и составил 14,8 %, среднероссийский показатель за 2019 г. составил 19,2 %. По итогам 2020 г.— 12,1 %, а 2021 г.— 9,6 %
Медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений активно проводятся мероприятия по раннему выявлению онкологических заболеваний. При всех видах профилактических осмотров в 2019 г. было выявлено 345,8 случаев злокачественного новообразования на 100 000 всего населения — (на 52,7 больше, чем в 2021 г.) С целью улучшения ранней выявляемости онкологических заболеваний создана:
1) региональная программа «Борьба с онкологическими заболеваниями» утверждена в 2019 г.
2) 13 центров амбулаторной онкологической помощи будут созданы в 2021 г.
3) 8 онкологических отделений в составе медицинских организаций, включая ГБУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер», будут дооснащены и переоснащены медицинским оборудованием в срок до 2024 г.
4) Запланировано строительство Республиканского центра детской онкологии и гематологии на базе Республиканской детской клинической больницы.
Показатель младенческой смертности в 2021 году составил 5,6 на 1000 родившихся живыми, что на 3,4 % ниже, чем в 2020 году. В рамках создания комфортных условий для оказания медицинской помощи несовершеннолетним разработана региональная программа «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям (Республика Башкортостан)», которая утверждена в 2019 г [4] основной акцент направлен на укрепление материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений. Согласно мероприятиям проекта запланирован капитальный ремонт помещений Республиканской детской клинической больницы, детских поликлиник и поликлинических отделений, родильных домов в Республике Башкортостан.
Проанализировав данные динамики численности персонала медицинских учреждений Республики Башкортостан за период с 2019 по 2021 гг., можно сделать вывод, что в целом численность персонала медицинских учреждений имела небольшую тенденцию к сокращению и сократилась на 552. человек или 1 % с 50789 за 2019 год, до 50237 человек в 2021 г. Численность врачей медицинских учреждений увеличилась на 241 человек или 1,7 %, численность среднего медицинского персонала в анализируемом периоде времени имела тенденцию к снижению. За рассматриваемый период она сократилась на 793. человека или 2,2 %. Сокращение в динамике численности среднего медицинского персонала в Республики Башкортостан связано с активно проводимой в стране в последние несколько лет политикой по оптимизации здравоохранения. Например, реорганизация медицинских учреждений посредством слияния нескольких медицинских учреждений в одно, сокращение штатных должностей санитаров, перевод санитаров в уборщики и т. д.
Проанализировав основные тенденции в реализации национального проекта «Здравоохранение» в Республике Башкортостан, можно сделать вывод, что реализация нацпроекта на данный момент идет достаточно эффективно. Но имеются определенные проблемы в достижении некоторых целевых показателей. В частности, в обследовании и лечении лиц с онкологическими заболеваниями, состоящими под диспансерным наблюдением» (факт за 10 мес. 2021 г. — 53,1 %, план — 66); имеется риск не достижения по показателю «Младенческая смертность» (факт за 10 мес. 2021 г. — 5,7 промилле; план — 5,0). Однако данные проблемы не носят неустранимый характер и при умелом руководстве реализацией нацпроекта до 2024 года, надеемся, будут решены.
Литература:
- Национальный проект ≪Здравоохранение≫ Министерства Здравоохранения РФ //URL https://www.rosminzdrav. ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ ≪Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации≫ //URL https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ federacii.htm
- Данные Росстата Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Башкортостан (Башкортостанстат). 2019–2021 гг.
- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 июня 2019 года N356 ≪Об утверждении региональной программы Республики Башкортостан ≫Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям (Республика Башкортостан)≫ (с изменениями на 16 сентября 2019 года). //URL https://npa.bashkortostan.ru/24472/