Статья посвящена феномену современного дрифта как направления профессионального автоспорта. Автором производится анализ истории развития и становления дрифта в Японии, подчеркиваются некоторые аспекты трансляции опыта страны на Россию. Описываются факторы, обусловившие формирование данной субкультуры, впоследствии ставшей одним из направлений профессионального автоспорта. Уточнены следующие факторы: бурный социально-экономический рост, влияние научно-технического прогресса на состояние покрышек шин автомобилей, развитие автомобилей, рост популярности уличных гонок.
Ключевые слова: дрифт, история дрифта, субкультура, профессиональный автоспорт, дрифт-культура.
Введение. Современный дрифт рассматривается как одно из направлений автоспорта, является спортивной дисциплиной, связанной с прохождением поворотов при использовании техники управляемого заноса. Дрифт является достаточно экстремальным видом автоспорта, требует широкой предварительной подготовки, соблюдения ряда условий. Однако, как профессиональная дисциплина дрифт стал рассматриваться в России относительно недавно — около 10–12 лет назад.
Актуальность рассмотрения феномена дрифта как процесса перехода от субкультуры к реальному спорту диктуется тем, что ежегодное число дрифт-соревнований во всем мире увеличивается. При этом, пример становления данного направления профессионального автоспорта показывает возможность перевода ценностей отдельных субкультур в новейшие спортивные дисциплины и соревновательные направления — в этом заключается ключевая ценность феномена дрифта.
Цель исследования — произвести ретроспективный анализ истории развития дрифта и определить современное состояние данного направления профессионального автоспорта.
Основная часть. История дрифта насчитывает свыше пятидесяти лет — она является достаточно короткой, но в тоже время емкой. Первоистоки дрифта как правило связывают с началом 1930-ых годов, когда на автомобильных гонках применялись техники управляемого заноса — причем демонстрировались они, чаще всего, для большей зрелищности и продвижения соревнований.
Однако, как верно замечается во многих источниках, дрифт как отдельный род занятий автовладельцев (нелегальных уличных гонщиков), возник в течение 1970-х годов. Важно отметить, что истинной родиной дрифта считается Япония — страна характеризуется наличием протяженных извилистых трасс, длительных спусков, на которых практиковались начинающие дрифтеры. Забегая наперед, стоит уточнить, что представители данной субкультуры того времени постепенно перешли из уличных занятий в профессиональный автоспорт, стали участниками Формулы-1 и многих других соревнований; вывели собственное направление дрифт-культуры [1].
Одной из наиболее ярких подобных личностей являлся японец Кунимицу Такахаси, мотогошнщик, а в последующем автогонщик и дрифтер; первый в мире японец, участвовавший в чемпионате мира в шоссейно-кольцевых мотогонках, яркий чемпион Японии. Именно он заложил ряд основ в субкультуру дрифта, используя технику управляемого заноса при участии в автогонках — постепенно поклонники, наблюдая за зрелищностью подобного исполнения, стали продвигать идею использования управляемого заноса, придавая ей более массовый характер.
Однако поистине культовой личностью, обеспечившей популярность, и, в последствии, легальность данного вида автоспорта стоит считать Кэйити Цутия, японца, собравшего огромный клуб фанатов по всему миру. Именно Кэйити Цутия (совместно с Дайджиро Инада) положил начало процессам легализации дрифта, основал в 1999 году гоночную серию D-1 Grand Prix, в последующем ставшей площадкой для действия всемирной ассоциации дрифта. В ряде источников именно Кэйити Цутия присваивается идея ввода понятия «дрифт», представляющего современную спортивную дисциплину [3].
Становление дрифта как одной из форм субкультуры неразрывно связано с процессами развития автомобильной промышленности, повышения качества и сцепления покрышек, бурного социально-экономического роста Японии. Начиная с 1960-х годов в мире появляются первые усовершенствованные покрышки, обеспечивающие не только хорошее сцепление с дорогой, но и высокую управляемость в заносе. Это обеспечило возможность использования ранее непопулярных техник дрифта в деятельности автогонщиков того времени — хотя эти процессы и носили обобщенный характер, не были системными, в последующем они стали основой формирования целого направления и субкультуры, положившей начало профессиональному автоспорту практически по всему миру [5].
Субкультура дрифта как феномен основывается на многих факторов; например, строится на росте популярности уличных нелегальных гонок, предполагающих скоростной соревновательный спуск нескольких автомобилей. В таком случае проводилось два парных заезда со сменой позиций участников — один выступал в роли стартующего, другой в роли догоняющего и выполняющего определенные маневры в моменте поворота. Качественный управляемый занос гарантировал участнику возможность сократить дистанцию за счет разгрузки задней оси автомобиля и сохранения скорости — популярность данной техники среди уличных автогонщиков Японии вследствие чего неуклонно росла.
Стоит также заметить, что первоначально техника использовалась Кэйити Цутия на любительских автогонках — исключительно в качестве одного из способов эффективного преодоления поворотов. В 1987 г., наблюдая все больший внешний интерес к дрифту, он совместно с рядом автомастерских и автомобильных журналов записал дрифт-видео, в котором демонстрировал своеобразный мастер-класс по прохождению гонок с использованием управляемого заноса. Как итог, начиная с 1990-ых годов в Японии значительно возросла популярность дрифт-культуры; вместе с тем, участилось количество несчастных случаев среди участников нелегальных гонок, связанных с неподготовленностью как самих гонщиков, так и их автомобилей, трассы, шин к управлению заносом. Это в значительной степени положило начало к легализации данного вида уличных гонок — в таком случае проще и эффективнее было организовывать гонки в специально отведенных местах, нежели разрушать городскую (в том числе неподготовленную к дрифту) дорожную инфраструктуру [2].
В результате еще через десять лет (к концу 1990-х и началу 2000-х) дрифт был принят в качестве официального вида автоспорта — были разработаны специальные требования и регламенты к трассе, автомобилям участников, самих участников гонок. В гонках участвовали не только пилоты автомобилей, но и целые дрифт команды. Однако традиционным стал именно парный дрифт, эффективно позаимствованный у практиков нелегальных гонок в Японии. Сегодня парный дрифт — это эталонный вид состязаний в данном направлении автоспорта, распространенный не только в Японии, но и в других крупнейших странах, в том числе России.
Вхождение других государств в спортивную дисциплину дрифта носило аналогичный опыту Японии характер: первоначально соревнования проводились нелегально, однако, со временем, для непрофессиональных гонщиков создали собственную площадку для участия на относительно равных условиях.
В России эти процессы носили схожий характер; однако ввиду территориальной протяженности и удаленности многих городов, дрифт-культура развивалась неравномерно, первоначально в нешироких уличных кругах. Закономерным первооткрывателем в организованной и достаточно масштабной дрифт-культуре стал именно г. Владивосток, близлежащий к Японии, располагающий широкой доступностью японских марок автомобилей, наиболее пригодных к выполнению техник с управляемым заносом.
В последующем (в том числе под влиянием кинематографа) к 2010-м годам дрифт дошел и до центральных регионов, Подмосковья и Москвы — стал одной из форм развлечения как его участников, так и зрителей, первоначально не имел профессионального характера (кроме того, в ряде источников описываются случаи «протестов» участников дрифт-субкультуры в отношение вхождения дрифтеров в России в число участников профессионального автоспорта; первые соревнования проводились под лозунгом «дрифт — не спорт»). Тем не менее, несмотря на наличие подобных протестных заявлений, именно в 2010-ых годах дрифт стали рассматривать как соревнование. В результате был организован первый чемпионат RDS (Russian Drift Series), активно проводимый и по сегодняшний день [4].
В заключение нашего анализа сформируем ретроспективу развития дрифта как феномена субкультуры на пути к профессиональному автоспорту (рис. 1):
Рис. 1. История развития дрифта как профессионального автоспорта: от субкультуры до официальных соревнований
Обращаясь к рис. 1, важно уточнить, что на нем представлена примерная структура поэтапного развития дрифта исключительно как культурного явления. Тем не менее, для многих стран данные процессы строились по схожему сценарию, исключительно в контексте учета традиционных реалий и обстоятельств (на что указывает опыт России).
Заключение. Таким образом, по результатам проведенного анализа удалось установить, что сегодня дрифт является профессиональным автоспортом, его популярность неуклонно растет. Вместе с тем, как феномен, дрифт прошел долгий пятидесятилетний путь — от уличных нелегальных техник отдельных гонщиков до спортивной дисциплины со своими ценностями, эталонами и правилами. Стоит уточнить, что развитие дрифта стало следствием произошедших изменений в области научно-технического прогресса, принятия официальными организациями необходимости стимулирования развития данной субкультуры, движения к прогрессу и создания площадок для спортивных соревнований.
Литература:
- Дрифт: между спортом и улицей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.championat.com/auto/article-3195471-drift-mezhdu-sportom-i-ulicej.html (дата обращения: 04.12.2022).
- Маштакова Е. И. Дрифт и его история: к проблеме субкультурных образований // Евразийский гуманитарный журнал. 2020. № 2. С. 85–95.
- Начало истории дрифт — дрифт в Японии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mag-option.ru/istoriya-poyavleniya-drift-kultury-drift-history/ (дата обращения: 05.12.2022).
- Что такое дрифт и его история [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://autoiwc.ru/other/drift.html (дата обращения: 03.12.2022).
- Plutynsky A. Drift: A Historical and Conceptual Overview // Biological Theory. 2007. № 2(2). Pp. 156–167.