Российская провинция изобилует архитектурными шедеврами, многие из них сохранились до наших дней в первозданном виде, другие прошли сложный исторический путь, некоторые исчезли бесследно. В этой статье пойдет речь об усадьбе, в судьбе которой были моменты, когда казалось, что она вовсе исчезнет с лица земли, но несмотря на все трудности она возродилась из пепла и радует глаз и сердце посетителей в новой роли.
Ключевые слова: Богородицк, бывшая графская усадьба, въездная башня, дворец, усадьба, дворцовый комплекс.
История богородицкого дворца-музея начинается в далёком 1773 году [1, с. 39], когда по приказу императрицы Екатерины II в Богородицке Тульской губернии началось строительство дворцового комплекса для малолетнего Алексея Григорьевича, будущего графа Бобринского. Алексей Григорьевич (1762–1813) — незаконнорождённый сын российской императрицы Екатерины Великой и её фаворита графа Григория Григорьевича Орлова, родоначальник дворянского рода, известного выдающимися политическими и общественными деятелями, учеными. Разработать проект будущего усадебного комплекса было поручено петербургскому зодчему Ивану Егоровичу Старову. Изучив карты местности, Старов выбрал для строительства дворца высокий берег реки Упёрты, включив в композицию комплекса уже имеющуюся здесь въездную башню, построенную неизвестным архитектором в 1760-х годах. Также в состав усадебного комплекса вошла церковь Казанской иконы Божией матери, построенная по проекту того же Старова. К 1778 году основной этап строительства был закончен, и город украсил великолепный белокаменный дворец с двумя флигелями.
Рис. 1 План И. Е. Старова
Рис. 2. Въездная башня и флигели.1900 г.
По архитектурной задумке Старова дворец имел строгий вид, главная его особенность — это наличие антресольного этажа. Со стороны запада дворец двухэтажный — над окнами второго этажа расположены квадратные окна антресольного этажа, с востока — трехэтажный — над окнами третьего этажа расположены квадратные окна бельведера (в пер. с ит. — прекрасный вид), а над ним находится терраса с балюстрадой, с которой открывается прекрасный вид на город и пруд.
Оставались работы по внутренней отделке жилых помещений и благоустройству территории вокруг дворца. Заботы об облагораживании усадебного парка пали на плечи управляющего имением Андрея Тимофеевича Болотова (1738–1833). В 1779 году Андрей Тимофеевич приступил к созданию пейзажного парка, воплотив в нем множество фантазий и забав. Сам Болотов так писал о задумке создания своего великого детища: «Моё первое дело было обегать все обнажившиеся от снега высокие и беспорядочнейшие берега и горы, прикосновенные с нашей стороны к большому пред дворцом находящемуся пруду. И на всяком месте останавливался смотреть и соображаться с мыслями о том, к чему бы некоторое место было способнее и где бы произвести мне водяные, где лесные, где луговые украшения, где обделать, сообразно с новым видом, бугры и горы, где произвести каменные осыпи, где проложить широкие, удобные для езды, и где узкие, назначаемые для одного только хода, дороги и дорожки, где смастерить разных родов мосточки, и потом где б со временем произвести и разные садовые здания и отдыхалинцы, и прочее тому подобное» [2, с. 88].
Рис. 3. Акварели А. Т. Болотова
За двадцать лет службы на должности управляющего имением Андреем Тимофеевичем в богородицком парке было устроено множество диковин: каскадные пруды, беседки, песчаные руины, грот в виде пещеры, «жилище эхи» в виде триумфальной арки… Об этом свидетельствуют его многочисленные акварели, на которых сохранились изображения созданного им чудесного пейзажного парка.
После смерти Екатерины II, в 1796 году, единоутробный брат Алексея Григорьевича император Павел I пожаловал Бобринскому с потомством графский титул и поместья [3, с.122]. Среди родовых имений была и богородицкая усадьба, которая особенно полюбилась всему семейству. Теперь каждое лето вся семья проводила в своем любимом имении, лишь на зиму уезжая в Петербург. Многие годы богородицкая усадьба принадлежала разным представителям рода Бобринских, каждый из которых вносил свой вклад в её развитие. Облик усадьбы менялся: рядом появлялись хозяйственные постройки, пристраивались веранды и оранжереи, устраивались огороды и высаживались фруктовые сады. Потомки Алексея Григорьевича открывали на территории своего имения сахароваренные заводы, ткацкие мастерские и угольные шахты, занимались благотворительностью, обустраивали приюты и Общину сестёр милосердия. В усадьбу стекались произведения искусств, среди которых приезжавший сюда барон Н. Н. Врангель особенно отмечал три «дивных панно Гюбера Робера» [4, с. 68]. Интерьеры дворца украшали наборы итальянской и голландской мебели. В овальном зале первого этажа была обустроена прекрасная библиотека, собирать которую начал ещё основатель династии.
Рис. 4. Дворец гр. Бобринских. 1900 г.
Размеренная жизнь в имении прервалась с наступлением Октябрьской революции. Богородицкую усадьбу ждала судьба тысяч других дворянских имений России. 1 января 1918 года графский дворец был национализирован, какое-то время бывшим хозяевам с их многочисленными родственниками разрешалось проживать во флигеле. Этот период жизни Бобринских подробно описан в книге «Записки уцелевшего» Сергея Михайловича Голицына, их ближайшего родственника и непосредственного свидетеля и очевидца тех печальных событий. Вскоре Бобринским пришлось навсегда покинуть Богородицк.
В бывшем графском имении после революции сменилось множество хозяев: сначала его приписали к Богородицкому сахарному заводу, затем он отошёл в ведение местного Совдепа, в разное время здесь размещались музыкально-регентские и рисовальные классы, культурно-исторический музей. 21 февраля 1919 года дворец передали уездному отделу образования, но затем здесь разместили 64-й отдельный стрелковый батальон войск внутренней охраны [6, с. 15].
В результате бесконечной смены хозяев к 1922 году бывшая графская усадьба пришла в сильнейший упадок: дворец и хозяйственные постройки нуждались в капитальном ремонте, а некогда прекрасный парк — в охране от нещадной вырубки деревьев и восстановлении. В 1929 году по причине запустения и ненадобности были разобраны усадебные флигели и въездная башня. Башню в дальнейшем удастся восстановить в практически первозданном виде, увидеть флигели сегодня можно только на планах Старова и на архивных фотокарточках.
К 1934 году здание бывшей графской усадьбы было передано под санаторий лёгочного типа «Красный шахтёр», который просуществовал здесь целых семь лет. В том же году был закрыт усадебный храм, в здании которого планировалось открыть кинотеатр. Кинотеатр в храме так и не оборудовали: сначала здание использовали как овощехранилище, а потом и вовсе забросили.
С началом Великой Отечественной войны санаторий был преобразован в госпиталь, в ноябре 1941 года в Богородицк вошли фашистские захватчики, отступая под натиском наших войск, в ночь на 12 декабря 1941 года, гитлеровцы взорвали дворец.От некогда прекрасного и величественного здания остались лишь руины: дотла сгорели межэтажные и чердачные перекрытия, сгорела кровля, полностью разрушена внутренняя лестница, водопровод, канализация, отопление [6, с. 16].
В 1942 году Академией архитектуры СССР был опубликован сборник «Памятники зодчества, разрушенные или поврежденные немецкими захватчиками: Документы и материалы», в котором были приведены полные сведения о разрушении бывшей графской усадьбы в Богородицке и высказывались предложения о необходимости восстановления памятника исторического наследия. Несмотря на это руины дворца возвышались над городом ещё 25 лет.
В 1960-е годы местная власть приняла решение разобрать разрушающееся здание, но благодаря активным местным жителям во главе с краеведом членом Союза художников РСФСР Петром Андреевичем Кобяковым чудо Тульского края удалось отстоять и восстановить в его былом величии. Петр Андреевич долгие годы бил тревогу и обращался во всевозможные инстанции, и, наконец, его старания увенчались успехом! В 1965 году начался самый сложный период восстановления дворца — разбор руин, основное участие в нём принимали местные жители на добровольных началах. Устраивались субботники и воскресники, на которых трудились работники библиотек, отдела кинофикации и учащиеся городских школ [8, с. 119].
Рис. 5. Дворец. 1962 г.
Научным руководителем реставрационных работ и автором проекта реставрации был видный московский реставратор, кандидат искусствоведения Леонард Владиславович Тыдман. В течение десяти лет он курировал восстановительные работы в Богородицке. В 1975 году реконструкция дворца завершилась, была вновь отстроена въездная башня-колокольня. В здании открылся музей, посвященный искусству дворцового интерьера XVIII века, а с 16 октября 1988 года здесь располагается «Богородицкий дворец-музей и парк», основу экспозиции которого составляют восстановленные дворцовые интерьеры конца XVIII начала XIX века. В парке расчистили и благоустроили аллеи и дорожки, восстановили каменные ступени, ведущие от дворца к пруду, высадили зеленые насаждения и цветы, в 1989 году установили памятник его основателю — А. Т. Болотову. В 1990 году Казанский храм был отреставрирован и возвращен верующим, а въездная башня вновь стала башней-колокольней.
Рис.6. Дворец и башня. Современный вид
Сегодня экспозиционная площадь дворца-музея составляет 800 кв м, для посетителей открыты 15 залов, которые знакомят с творчеством создателей ансамбля и его владельцами. В экспозиции «Жили мы высокими мечтами» на первом этаже дворца собраны уникальные предметы, принадлежавшие членам семьи Бобринских. Для посетителей проводятся театрализованные экскурсии по залам дворца и парку, костюмированные представления, а также выпускные балы для младших школьников, в овальном зале первого этажа проходят мероприятия, концерты и торжественные регистрации брака. С января 2020 года во въездной башне дворца открылась экспозиция «От города-крепости до «цветника» императрицы», посвященная истории города Богородицка.
Как и много лет назад дворец остаётся центром притяжения для богородчан и гостей города, сюда приезжают не только для того, чтобы послушать экскурсию и узнать историю бывшей графской усадьбы, но и просто прогуляться по тихому старому парку, подняться на смотровую площадку и увидеть весь город как на ладони. Жители города гордятся своим чудесным дворцом, любовно называя его «жемчужиной» Тульского края!
Литература:
- Жерздева М. В. Богородицк. Дворец и усадьба графов Бобринских // Знаменитые тульские усадьбы и их владельцы. — М. — 2015. — с. 37–76.
- Болотов А. Т. Записки Андрея Тимофеевича Болотова. 1737–1796. Т. 2. — Тула. — 1988. — 527 с.
- Валишевский К. Сын Екатерины Великой. Император Павел I. — М.: СП «ИКПА», 1990. — 662 с.
- Врангель Н. Н. Помещичья Россия. –
- Голицын С. М. Записки уцелевшего / С. Голицын. — М.: Вагриус, 2006. — 752 с.: ил.
- Дутова В. А. Картинки из уездной жизни // Жемчужины Богородицка. — Тула. — 2015. — с. 5–78.
- Памятники зодчества, разрушенные немецкими захватчиками. М.: Академия архитектуры СССР, 1942.
- Перова О. В. Основные этапы и организационные аспекты послевоенного восстановления памятника дворцово-паркового искусства последней четверти XVIII века в г. Богородицке Тульской области // Великая Отечественная война: История и историческая память в России и мире. — Тула, 2015. — С. 111–122.
- Любченко О. Н. Есть в Богородицке парк. — Тула: Свамия, 2017. — 128 с.