Сегодня транспорт, связь и логистическая инфраструктура являются неотъемлемой частью человеческого существования и важным условием международного взаимодействия на глобальном, региональном уровнях и двустороннем сотрудничестве стран.
Ключевые слова: евразийское мегапространство, континентальные транспортные потоки, транспортная инфраструктура, приграничное сотрудничество, приграничный регион, региональное экономическое сотрудничество, интеграционные процессы, экономическое развитие.
1. Экономическое развитие Туркменистана. Современное экономическое развитие Туркменистана обуславливает активное региональное взаимодействие. За прошедшие три десятилетия ускорение процессов взаимодействия всех отраслей экономики провоцирует транспортную составляющую на постоянные улучшения. Структурные изменения, которые характеризуют процессы глобального производства и международной торговли, происходят благодаря эволюционным скачкам в мировом транспортном секторе. Одной из основных тенденций в развитии транспортного комплекса в мире в настоящее время является повышение значения интермодальных и мультимодальных перевозок. Они являются неотъемлемой частью совокупной структуры перевозок в условиях глобализации и международной интеграции экономических процессов. Именно развитие комбинированных видов перевозок оказывает интенсифицирующее влияние на развитие мирохозяйственных связей.
Для Туркменистана внешнеэкономическая деятельность имеет первостепенное значение. Любые внешние факторы, влияющие на ВЭД страны, нужно оперативно анализировать и, в случае необходимости, разрабатывать научно обоснованные варианты развития в новых условиях.
Таблица 1
Валовой внутренний продукт, миллионов манатов
2012 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
ВВП, в текущих ценах |
100 218 |
132 742 |
142 679 |
158 315 |
159 637 |
Промышленность |
51 169 |
42 857 |
46 025 |
50 121 |
44 702 |
Сельское хозяйство |
8 520 |
14 758 |
15 754 |
17 116 |
18 359 |
Строительство |
15 556 |
19 590 |
18 047 |
17 024 |
15 179 |
Транспорт и связь |
4 813 |
12 663 |
14 148 |
16 450 |
17 087 |
Торговля и питание населения |
5 895 |
16 155 |
19 857 |
24 015 |
29 802 |
Другие отрасли |
14 265 |
26 719 |
28 848 |
33 589 |
34 508 |
Темп прироста ВВП к предыдущему году; % |
11,1 |
6,5 |
6,2 |
6,3 |
5,9 |
Статистические данные свидетельствуют о сохранении в стране инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов. Таким образом, главным фактором, стимулирующим развитие внешнеэкономической деятельности Туркменистана, можно назвать укрепление конкурентных позиций отечественных предприятий на внешних товарных рынках. Это обусловлено сохранением определённых пропорций в товарной структуре экспорта (большая доля сырьевых продуктов) и постепенным улучшением показателей диверсификации экспорта.
Говоря о перспективах развития экономики и внешнеэкономических связей Туркменистана в условиях современных вызовов, складывающихся в контексте международной экономической ситуации, следует отметить, что наше государство успешно переживает эти непростые времена. В национальной экономике страны в последнее десятилетие произошли структурные изменения, направленные на обеспечение устойчивости к отрицательным факторам внешней среды.
Таблица 2
Внешнеторговый оборот Туркменистана
2018 |
2019 |
2020 |
|
Внешнеторговый оборот, млн. дол.США |
16973,8 |
16935,5 |
13615,6 |
в том числе: экспорт |
11650,9 |
11103,8 |
7689,8 |
Импорт |
5322,9 |
5831,7 |
5925,8 |
Баланс |
+6328 |
+5272,1 |
+1764,0 |
Ориентация на мировой рынок была и остается для Туркменистана исключительно выгодным экономическим направлением. Это, соответственно, требует экспортной структуризации национальной экономики более быстрыми темпами. Для обеспечения данного процесса Правительством Туркменистана определены стратегические цели и приоритетные направления развития внешнеэкономической деятельности страны [3].
2. Роль транспортной отрасли Туркменистана в Евроазиатском регионе. Туркменистан обладает всеми видами современного транспорта — железнодорожного, автомобильного, авиационного и морского, а также развитой системой трубопроводов. Транспортная сеть общего пользования страны на сегодня составляет более 3,8 тыс. км магистральных железных дорог, около 13,8 тыс. км автомобильных дорог (из них 90 процентов с твердым покрытием), свыше 1120 км внутренних судоходных путей и около 10 тыс. км магистральных трубопроводов. За последние пять лет доля транспорта и связи в общем объеме производственных инвестиций составляла 18–22 процентов.
Транспортно-транзитный потенциал Туркменистана неуклонно возрастает. Так по линии железнодорожного транспорта заметным вкладом в его увеличение являются сдача в эксплуатацию нескольких транснациональных железнодорожных магистралей. В их числе: железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран; новая железнодорожная линия от туркменской границы к афганскому городу Тургунди; ввод в строй железнодорожной ветки Керки-Ымамназар (Туркменистан)-Акина (Афганистан). Осуществлением масштабных проектов по строительству и вводу в строй уникальных инженерно-транспортных сооружений характеризуются последние годы развития транспортной отрасли. Так в Лебапском велаяте за 2009–2020 годы построены несколько суперсовременных мостов через Амударью. Это автомобильные мосты Туркменабад-Фарап, Атамырат-Керкичи, Сейди-Эльджик, железнодорожные мосты Атамырат-Керкичи, Туркменабад-Фарап, а также понтонный мост Халач-Ходжамбаз.
Сегодня интенсификация Туркменистаном морских грузовых и пассажирских перевозок рассматривается экспертами в качестве важного условия полномасштабной интеграции стран Центральноазиатского и Прикаспийского регионов в систему мировых хозяйственных и экономических связей. Ещё одной важной составляющей проводимых масштабных реформ в транспортной сфере является техническое переоснащение и модернизация инфраструктуры отечественной гражданской авиации. Постоянно пополняется и обновляется парк авиатехники. Два суперсовременных терминала Ашхабадского Международного аэропорта позволяют обслуживать не менее 2 тысяч пассажиров в час. Полностью механизированный грузовой терминал позволяет обработать до 200 тысяч тонн грузов. Аэровокзальные комплексы, построенные после обретения независимости, в городах Балканабате, Дашогузе, Мары, Туркменабате и Туркменбаши обладают пропускной способностью от 500 до 800 пассажиров в час. Эти комплексы также позволяют принимать международные рейсы.
Туркменское государство проводит последовательную работу по укреплению правовой и логистической базы транзитного коридора «Lapis-Lazuli» (Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция). В центре внимания остаются вопросы транзитного коридора Ашхабадского соглашения (Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман). В фокусе так же транспортные артерии в рамках инициативы двух морей «Каспийское море — Чёрное море» и других межрегиональных транспортных мостов по направлениям «Восток-Запад» и «Север-Юг». Формирование транспортно-коммуникационной инфраструктуры является одним из приоритетов разработанной Президентом Туркменистана научно обоснованной экономической стратегии Туркменистана.
3. Международное сотрудничество в сфере транспорта. В третьем тысячелетии континент Евразия становится центром новых фундаментальных геоэкономических и геополитических процессов. Туркменистан ведёт активную внешнюю политику с учетом интересов государства и геополитических процессов, происходящих в мире. Политика «открытых дверей» призвана укрепить позиции и авторитет нашей страны на мировой арене. Туркменистан как прикаспийское государство конструктивно сотрудничает с Россией, Казахстаном, Ираном и Азербайджаном. При этом глубина связей между этими государствами на самом деле намного выше, чем может показаться на первый взгляд. Помимо общего внутреннего моря, каждое государство Каспийского региона по-своему включено в процесс формирования нового евразийского мегапространства. Взаимная торговля прикаспийских стран по товарообороту уже сегодня достигла солидных показателей. Вместе с тем, с учётом имеющегося потенциала, имеются все предпосылки и возможности для дальнейшего наращивания экономического взаимодействия «каспийской пятёрки». В то же время каспийский регион крайне удачно располагается с точки зрения создания и развития крупных транспортно-логистических узлов. Он находится прямо посередине между крупнейшими мировыми центрами потребления энергоресурсов. Это Китай и Европа, а в ближайшей перспективе — Индия. Несмотря на последние экономические кризисы потребление топливных и энергетических ресурсов на этих рынках устойчиво растет с конца ХХ века. В этой связи очень большое значение имеет внутрирегиональное сотрудничество прикаспийских соседей. Таким образом, сотрудничество прикаспийских государств следует рассматривать как объективный, естественный и взаимовыгодный процесс. Он обусловлен национальными интересами каждой из стран.
Туркменистан активно сотрудничает с международными транспортными организациями, в частности с IRU — Международным союзом автомобильного транспорта, а также присоединился к международным конвенциям в области автотранспорта. Туркменистан будет играть активную роль в реализации проекта ТРАСЕКА,который соединяет Центральную Азию и Европу железной дорогой, автодорогами, и морским портом. Туркменистан присоединился к Программе Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), которая является одной из флагманских программ, инициированных Азиатским банком развития.
4. Заключение. Туркменистан находится на перекрёстке магистральных путей континента, в фокусе коммуникационного потока между Европой и Азией. Важнейшим из транспортных проектов Евразии является поэтапная реализация (с нацеленностью на Индию и Индокитай) транспортного пути «Север-Юг». Целью данного проекта является создание устойчивого транспортного и логистического коридора, развитие международной торговли. В перспективе этот коридор может стать конкурентом Суэцкого канала. Одну из ключевых ролей в данном континентальном проекте транспортного коридора играет наше государство.
Литература:
- Бердымухамедов Г. Туркменистан — сердце Великого Шёлкового Пути. А.: Туркменская государственная издательская служба, 2017 г.
- Счастливая эпоха Аркадага. Книга-альбом — А.: ТГИС, 2017 г.
- Добровольный национальный обзор Туркменистана. Ашхабад, 2019.
- Статистический ежегодник Туркменистана, ГКТ по статистике, 2020.