Экономическое партнёрство Туркменистана на современном евразийском транспортном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кертиев, К. А. Экономическое партнёрство Туркменистана на современном евразийском транспортном пространстве / К. А. Кертиев, Р. Р. Джумаев, М. А. Алламырадов, К. О. Сейитлиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97428/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сегодня транспорт, связь и логистическая инфраструктура являются неотъемлемой частью человеческого существования и важным условием международного взаимодействия на глобальном, региональном уровнях и двустороннем сотрудничестве стран.

Ключевые слова: евразийское мегапространство, континентальные транспортные потоки, транспортная инфраструктура, приграничное сотрудничество, приграничный регион, региональное экономическое сотрудничество, интеграционные процессы, экономическое развитие.

1. Экономическое развитие Туркменистана. Современное экономическое развитие Туркменистана обуславливает активное региональное взаимодействие. За прошедшие три десятилетия ускорение процессов взаимодействия всех отраслей экономики провоцирует транспортную составляющую на постоянные улучшения. Структурные изменения, которые характеризуют процессы глобального производства и международной торговли, происходят благодаря эволюционным скачкам в мировом транспортном секторе. Одной из основных тенденций в развитии транспортного комплекса в мире в настоящее время является повышение значения интермодальных и мультимодальных перевозок. Они являются неотъемлемой частью совокупной структуры перевозок в условиях глобализации и международной интеграции экономических процессов. Именно развитие комбинированных видов перевозок оказывает интенсифицирующее влияние на развитие мирохозяйственных связей.

Для Туркменистана внешнеэкономическая деятельность имеет первостепенное значение. Любые внешние факторы, влияющие на ВЭД страны, нужно оперативно анализировать и, в случае необходимости, разрабатывать научно обоснованные варианты развития в новых условиях.

Таблица 1

Валовой внутренний продукт, миллионов манатов

2012

2017

2018

2019

2020

ВВП, в текущих ценах

100 218

132 742

142 679

158 315

159 637

Промышленность

51 169

42 857

46 025

50 121

44 702

Сельское хозяйство

8 520

14 758

15 754

17 116

18 359

Строительство

15 556

19 590

18 047

17 024

15 179

Транспорт и связь

4 813

12 663

14 148

16 450

17 087

Торговля и питание населения

5 895

16 155

19 857

24 015

29 802

Другие отрасли

14 265

26 719

28 848

33 589

34 508

Темп прироста ВВП к предыдущему году; %

11,1

6,5

6,2

6,3

5,9

Статистические данные свидетельствуют о сохранении в стране инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов. Таким образом, главным фактором, стимулирующим развитие внешнеэкономической деятельности Туркменистана, можно назвать укрепление конкурентных позиций отечественных предприятий на внешних товарных рынках. Это обусловлено сохранением определённых пропорций в товарной структуре экспорта (большая доля сырьевых продуктов) и постепенным улучшением показателей диверсификации экспорта.

Говоря о перспективах развития экономики и внешнеэкономических связей Туркменистана в условиях современных вызовов, складывающихся в контексте международной экономической ситуации, следует отметить, что наше государство успешно переживает эти непростые времена. В национальной экономике страны в последнее десятилетие произошли структурные изменения, направленные на обеспечение устойчивости к отрицательным факторам внешней среды.

Таблица 2

Внешнеторговый оборот Туркменистана

2018

2019

2020

Внешнеторговый оборот, млн. дол.США

16973,8

16935,5

13615,6

в том числе: экспорт

11650,9

11103,8

7689,8

Импорт

5322,9

5831,7

5925,8

Баланс

+6328

+5272,1

+1764,0

Ориентация на мировой рынок была и остается для Туркменистана исключительно выгодным экономическим направлением. Это, соответственно, требует экспортной структуризации национальной экономики более быстрыми темпами. Для обеспечения данного процесса Правительством Туркменистана определены стратегические цели и приоритетные направления развития внешнеэкономической деятельности страны [3].

2. Роль транспортной отрасли Туркменистана в Евроазиатском регионе. Туркменистан обладает всеми видами современного транспорта — железнодорожного, автомобильного, авиационного и морского, а также развитой системой трубопроводов. Транспортная сеть общего пользования страны на сегодня составляет более 3,8 тыс. км магистральных железных дорог, около 13,8 тыс. км автомобильных дорог (из них 90 процентов с твердым покрытием), свыше 1120 км внутренних судоходных путей и около 10 тыс. км магистральных трубопроводов. За последние пять лет доля транспорта и связи в общем объеме производственных инвестиций составляла 18–22 процентов.

Транспортно-транзитный потенциал Туркменистана неуклонно возрастает. Так по линии железнодорожного транспорта заметным вкладом в его увеличение являются сдача в эксплуатацию нескольких транснациональных железнодорожных магистралей. В их числе: железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран; новая железнодорожная линия от туркменской границы к афганскому городу Тургунди; ввод в строй железнодорожной ветки Керки-Ымамназар (Туркменистан)-Акина (Афганистан). Осуществлением масштабных проектов по строительству и вводу в строй уникальных инженерно-транспортных сооружений характеризуются последние годы развития транспортной отрасли. Так в Лебапском велаяте за 2009–2020 годы построены несколько суперсовременных мостов через Амударью. Это автомобильные мосты Туркменабад-Фарап, Атамырат-Керкичи, Сейди-Эльджик, железнодорожные мосты Атамырат-Керкичи, Туркменабад-Фарап, а также понтонный мост Халач-Ходжамбаз.

Сегодня интенсификация Туркменистаном морских грузовых и пассажирских перевозок рассматривается экспертами в качестве важного условия полномасштабной интеграции стран Центральноазиатского и Прикаспийского регионов в систему мировых хозяйственных и экономических связей. Ещё одной важной составляющей проводимых масштабных реформ в транспортной сфере является техническое переоснащение и модернизация инфраструктуры отечественной гражданской авиации. Постоянно пополняется и обновляется парк авиатехники. Два суперсовременных терминала Ашхабадского Международного аэропорта позволяют обслуживать не менее 2 тысяч пассажиров в час. Полностью механизированный грузовой терминал позволяет обработать до 200 тысяч тонн грузов. Аэровокзальные комплексы, построенные после обретения независимости, в городах Балканабате, Дашогузе, Мары, Туркменабате и Туркменбаши обладают пропускной способностью от 500 до 800 пассажиров в час. Эти комплексы также позволяют принимать международные рейсы.

Туркменское государство проводит последовательную работу по укреплению правовой и логистической базы транзитного коридора «Lapis-Lazuli» (Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция). В центре внимания остаются вопросы транзитного коридора Ашхабадского соглашения (Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман). В фокусе так же транспортные артерии в рамках инициативы двух морей «Каспийское море — Чёрное море» и других межрегиональных транспортных мостов по направлениям «Восток-Запад» и «Север-Юг». Формирование транспортно-коммуникационной инфраструктуры является одним из приоритетов разработанной Президентом Туркменистана научно обоснованной экономической стратегии Туркменистана.

3. Международное сотрудничество в сфере транспорта. В третьем тысячелетии континент Евразия становится центром новых фундаментальных геоэкономических и геополитических процессов. Туркменистан ведёт активную внешнюю политику с учетом интересов государства и геополитических процессов, происходящих в мире. Политика «открытых дверей» призвана укрепить позиции и авторитет нашей страны на мировой арене. Туркменистан как прикаспийское государство конструктивно сотрудничает с Россией, Казахстаном, Ираном и Азербайджаном. При этом глубина связей между этими государствами на самом деле намного выше, чем может показаться на первый взгляд. Помимо общего внутреннего моря, каждое государство Каспийского региона по-своему включено в процесс формирования нового евразийского мегапространства. Взаимная торговля прикаспийских стран по товарообороту уже сегодня достигла солидных показателей. Вместе с тем, с учётом имеющегося потенциала, имеются все предпосылки и возможности для дальнейшего наращивания экономического взаимодействия «каспийской пятёрки». В то же время каспийский регион крайне удачно располагается с точки зрения создания и развития крупных транспортно-логистических узлов. Он находится прямо посередине между крупнейшими мировыми центрами потребления энергоресурсов. Это Китай и Европа, а в ближайшей перспективе — Индия. Несмотря на последние экономические кризисы потребление топливных и энергетических ресурсов на этих рынках устойчиво растет с конца ХХ века. В этой связи очень большое значение имеет внутрирегиональное сотрудничество прикаспийских соседей. Таким образом, сотрудничество прикаспийских государств следует рассматривать как объективный, естественный и взаимовыгодный процесс. Он обусловлен национальными интересами каждой из стран.

Туркменистан активно сотрудничает с международными транспортными организациями, в частности с IRU — Международным союзом автомобильного транспорта, а также присоединился к международным конвенциям в области автотранспорта. Туркменистан будет играть активную роль в реализации проекта ТРАСЕКА,который соединяет Центральную Азию и Европу железной дорогой, автодорогами, и морским портом. Туркменистан присоединился к Программе Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), которая является одной из флагманских программ, инициированных Азиатским банком развития.

4. Заключение. Туркменистан находится на перекрёстке магистральных путей континента, в фокусе коммуникационного потока между Европой и Азией. Важнейшим из транспортных проектов Евразии является поэтапная реализация (с нацеленностью на Индию и Индокитай) транспортного пути «Север-Юг». Целью данного проекта является создание устойчивого транспортного и логистического коридора, развитие международной торговли. В перспективе этот коридор может стать конкурентом Суэцкого канала. Одну из ключевых ролей в данном континентальном проекте транспортного коридора играет наше государство.

Литература:

  1. Бердымухамедов Г. Туркменистан — сердце Великого Шёлкового Пути. А.: Туркменская государственная издательская служба, 2017 г.
  2. Счастливая эпоха Аркадага. Книга-альбом — А.: ТГИС, 2017 г.
  3. Добровольный национальный обзор Туркменистана. Ашхабад, 2019.
  4. Статистический ежегодник Туркменистана, ГКТ по статистике, 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): туркменистан, Европа, IRU, государство, евразийское мегапространство, каспийский регион, международная торговля, процесс, развитие, транзитный коридор.


Ключевые слова

транспортная инфраструктура, экономическое развитие, интеграционные процессы, приграничное сотрудничество, приграничный регион, евразийское мегапространство, континентальные транспортные потоки, региональное экономическое сотрудничество

Похожие статьи

Международное научно-техническое сотрудничество национальных университетов как механизм повышения инновационного комплекса экономики

Уровень технологического развития страны определяется качеством ее научно-исследовательской базы и степенью вовлеченности в международное научно-техническое пространство. В условиях глобализации интенсификация научных связей, мобильность научных и ак...

Стратегическое партнерство России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества

В статье автор исследует стратегическое партнерство России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму их политического, военного, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также рассматривает вызовы и перспективы да...

Участие Монголии в процессах международной экономической интеграции СВА

В данной статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия в сфере становления и развития зон свободной торговли. Анализируются степень заинтересованности Монголии в интеграции СВА, ее перспективы и формы участия.

Российско-китайское региональное и финансовое сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс – один путь»

Инициатива «Один пояс—один путь» по сути является платформой для содействия международному экономическому сотрудничеству, которое является процессом содействия экономической глобализации и либерализации торговли посредством укрепления регионального э...

Экологическое состояние азербайджанской части международного транспортного коридора «Север — Юг»

В статье выявлены особенности экологического состояния азербайджанской части международного транспортного коридора «Север-Юг». Рассматриваются внешние угрозы экологической безопасности, локализующиеся на побережье Азербайджанского сектора Каспии, по ...

Основные направления политики Республики Узбекистан в отношении Европейского Союза

В данной статье раскрывается политическое, правовое, экономическое, инвестиционное, финансовое и научно-техническое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским Союзом. Подчеркивается, что Европейский союз превратился в четвертого крупнейшего торг...

Проблемы, оценка и перспективы международных транспортных коридоров на Дальнем Востоке России

Актуальность темы заключается в том, что благодаря своему географическому и геоэкономическому положению Дальний Восток России обладает значительным транзитным потенциалом. Транспортные системы стран Дальнего Востока могут сделать из Российской Федера...

Проект Байкал — Хубсугул

В статье рассмотрены проблемы туристической отрасли экономики Монголии и предложены пути развития водного туризма как одного из перспективных направлений отрасли. Отмечено, что водный туризм Монголии имеет большой потенциал для развития. Основные про...

Взаимовыгодные отношения Узбекистана и Турции

В данной статье отмечается, что Турция первой признала независимость Узбекистана. Говорится о том, что на сегодняшний день для Ташкента первостепенное значение имеет экономическая составляющая двустороннего сотрудничества. Подчеркивается, что уже в 2...

Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая

В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...

Похожие статьи

Международное научно-техническое сотрудничество национальных университетов как механизм повышения инновационного комплекса экономики

Уровень технологического развития страны определяется качеством ее научно-исследовательской базы и степенью вовлеченности в международное научно-техническое пространство. В условиях глобализации интенсификация научных связей, мобильность научных и ак...

Стратегическое партнерство России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества

В статье автор исследует стратегическое партнерство России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму их политического, военного, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также рассматривает вызовы и перспективы да...

Участие Монголии в процессах международной экономической интеграции СВА

В данной статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия в сфере становления и развития зон свободной торговли. Анализируются степень заинтересованности Монголии в интеграции СВА, ее перспективы и формы участия.

Российско-китайское региональное и финансовое сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс – один путь»

Инициатива «Один пояс—один путь» по сути является платформой для содействия международному экономическому сотрудничеству, которое является процессом содействия экономической глобализации и либерализации торговли посредством укрепления регионального э...

Экологическое состояние азербайджанской части международного транспортного коридора «Север — Юг»

В статье выявлены особенности экологического состояния азербайджанской части международного транспортного коридора «Север-Юг». Рассматриваются внешние угрозы экологической безопасности, локализующиеся на побережье Азербайджанского сектора Каспии, по ...

Основные направления политики Республики Узбекистан в отношении Европейского Союза

В данной статье раскрывается политическое, правовое, экономическое, инвестиционное, финансовое и научно-техническое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским Союзом. Подчеркивается, что Европейский союз превратился в четвертого крупнейшего торг...

Проблемы, оценка и перспективы международных транспортных коридоров на Дальнем Востоке России

Актуальность темы заключается в том, что благодаря своему географическому и геоэкономическому положению Дальний Восток России обладает значительным транзитным потенциалом. Транспортные системы стран Дальнего Востока могут сделать из Российской Федера...

Проект Байкал — Хубсугул

В статье рассмотрены проблемы туристической отрасли экономики Монголии и предложены пути развития водного туризма как одного из перспективных направлений отрасли. Отмечено, что водный туризм Монголии имеет большой потенциал для развития. Основные про...

Взаимовыгодные отношения Узбекистана и Турции

В данной статье отмечается, что Турция первой признала независимость Узбекистана. Говорится о том, что на сегодняшний день для Ташкента первостепенное значение имеет экономическая составляющая двустороннего сотрудничества. Подчеркивается, что уже в 2...

Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая

В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...

Задать вопрос