В статье проанализированы причины проблемы реализации реформы с ТКО. Приведено современное состояние развития «мусорной реформы». Показано, что реформа не может быть реализована без должного финансирования.
Ключевые слова: ТКО, сортировка, мусорная реформа.
The article analyzes the causes of the problem of implementing the reform with MSW. The current state of development of the «garbage reform» is given. It is shown that the reform cannot be implemented without proper funding.
Keywords: MSW, sorting, garbage reform.
Отходы — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению [1].
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высокоопасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — малоопасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.
На данном этапе развития общества система обращения с отходами выходит на передний план. Отходы, в том числе твердые коммунальные отходы, являются не только фактором экологической опасности, но также и неотъемлемой частью экономической модели нового типа — экономики замкнутого цикла.
Практически для всех субъектов Российской Федерации одна из основных задач в области охраны окружающей среды — решение проблем обезвреживания и переработки отходов.
Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд. тонн промышленных и бытовых отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 28,6 процентов, в основном промышленных.
Наибольшую проблему представляют муниципальные твердые коммунальные отходы — ТКО, которые составляют около 8–10 % от общего количества образующихся отходов. Это связано со сложным составом ТКО и распределенными источниками их образования.
На сегодняшний день в России функционирует 243 мусороперерабатывающих завода, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигательных заводов. При этом свалками заняты семь миллионов гектаров земли. Ежегодно на них вывозят свыше 250 миллионов кубометров только твёрдых коммунальных отходов, то есть лишь 5 % отходов идет в реальности на переработку, что является нежелательным факторов как в экологическом, так и в экономическом планах.
Сфера обращения с ТКО нуждается в формировании устойчивого механизма функционирования, обеспечивающего экономическую, социальную, экологическую и институциональную устойчивость и стабильность в долгосрочной перспективе [2].
Фундаментом формирования данного механизма является нормативно-правовая база. В 2019 году в России началась «мусорная реформа», цели которой аналогичны целям Национального проекта Министерства Природы РФ «Экология», а именно двум Федеральным проектам: комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами и инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности.
В рамках данных проектов Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления претерпевает постоянные изменения. К примеру, 1 марта 2023 должен вступить в силу так называемый «закон о вторичных материальных ресурсах» — поправки в 89-ФЗ, в рамках которых вторичные ресурсы (картон, бумага, пластик и т. д.) подлежат переработке и их захоронение не допускается.
Кроме того, значительный объем полезных фракций уменьшается еще на этапе сбора отходов. Из-за отсутствия «культа сортировки» отходы еще на этапе их накопления смешиваются и, часть вторичного сырья теряет свои свойства и не пригодно к сортировке и переработке.
Однако, наращивание объемов сортировки и переработки отходов невозможно без должного финансирования, в особенности мусороперерабатывающих заводов, которые являются основой обращения со вторичными материальными ресурсами. Финансирование реформы по обращению с отходами в 2022 г. сократилось на 20 % и на 26 % в 2021 г. до 10 млрд и 12 млрд руб. соответственно. В 2022 г. расходы уменьшаются незначительно — на 4 % до 17 млрд руб.
Таким образом, можно сделать вывод, что основными причинами проблемы реализации реформы по обращению с отходами являются:
– отсутствие должного финансирования проектов;
– отсутствие сформированного социального просвещения в области экологии.
Литература:
- Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления.
- Мащенко Юлия Александровна, Кургузкина Ольга Владимировна «Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами: проблемы и перспективы» Государственное и муниципальное управление. Ученые записки, № 2, 2022, С. 107–113.
- Фурсин, А. Ю. «Мусорная» реформа в действии / А. Ю. Фурсин // Твердые бытовые отходы. — 2018. — № 3(141). — С. 40–41.
- Семибратова, А. С. «Мусорная» реформа в российских регионах: проблемы и перспективы их решения / А. С. Семибратова // Водные ресурсы — основа устойчивого развития поселений Сибири и Арктики в XXI веке: Сборник докладов XXI Международной научно-практической конференции, Тюмень, 22 марта 2019 года. — Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2019. — С. 383–388.
- Аракелова, Г. А. Исследование проблем, влияющих на темпы реализации «мусорной реформы» в Российской Федерации / Г. А. Аракелова // Отходы и ресурсы. — 2019. — Т. 6. — № 1. — С. 7.