В статье проведен анализ основных норм действующего законодательства, направленного на регулирование административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации, с определением наиболее значимых моментов.
Ключевые слова: административно-правовой статус, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, должностные лица, законодательство.
Законодательство, направленное на регулирование административно-правового статуса должностного лица, представляет собой совокупность законов и других нормативно-правовых актов, которые были изданы и ныне действуют Российской Федерации и субъектами Федерации, а также нормативно-правовых актов муниципальных образований, закрепляющих понятия должностного лица в качестве субъекта административных правоотношений и его характерные признаки. Такие акты устанавливают основные и производные виды, определяют элементы административно-правового статуса должностного лица и раскрывают их содержание [4, C. 225].
Такое законодательство направлено на определение:
— взаимосвязи должностного лица с административными полномочиями Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, государственных органов и органов местного самоуправления, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;
— структуры и содержания административно-правового статуса должностного лица;
— функциональных особенностей должности такого лица.
Сопоставляя функциональные особенности должности должностного лица, логично в качестве составных частей законодательства, направленного на регулирование его административно-правового статуса, выделить следующие:
— законодательство, направленное на регулирование административно-правового статуса государственных должностных лиц;
— законодательство, направленное на регулирование административно-правового статуса муниципальных должностных лиц;
— законодательство, направленное на регулирование административно-правового статуса частных должностных лиц.
Вся структура законодательства, регламентирующего административно-правовой статус должностных лиц, представляет иерархичной. Она состоит из федеральных законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, законов и других нормативно-правовых актов субъектов Федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, а также внутренние акты конкретного органа или юридического лица.
Если рассматривать его по видам регулируемых правоотношений, то законодательство, направленное на регулирование административно-правового статуса государственных должностных лиц, включает в себя федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации. Такое определяет место и роль должностных лиц в общей системе административных правонарушений, которые призваны реализовать административные полномочия государства, субъектов Федерации, государственных органов (федеральных или субъектов Федерации), а также государственных коммерческих и некоммерческих организаций.
Законодательство, призванное регулировать административно-правовой статус муниципальных должностных лиц, состоит из федеральных законодательных и нормативно-правовых актов, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, а также муниципальных нормативно-правовых актов. Такие документы определяют место и роль должностных лиц в системе административных правоотношений, которые обязаны реализовывать административные полномочия муниципального образования, органов местного самоуправления, а также иных муниципальных юридических лиц [3, C. 68].
Наконец, законодательство, направленное на регулирование административно-правового статуса частных должностных лиц, включает в себя федеральные законодательные и нормативно-правовые акты, законы и другие нормативно-правовые акты субъектов Федерации, а также муниципальные нормативно-правовые акты. Такие документы определяют место и роль в системе административных правоотношений должностных лиц, которые реализовывают административные полномочия лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), а также административные полномочия негосударственных и немуниципальных юридических лиц.
Оценка действующего законодательства, регламентирующего административно-правовой статус должностных лиц, позволяет умозаключить, что такое законодательство в современных реалиях имеет определенную структуру [5, C. 248].
Принято считать, что основой законодательства, которое регулирует административно-правовой статус государственных должностных лиц, является Федеральный закон Российской Федерации «О системе государственной службы в Российской Федерации». Данным законом закрепляются взаимосвязанным образом полномочия федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, исходные понятия лица, которое замещает государственную должность, и лица, которое замещает должность государственной службы. В Законе определяются начала правового регулирования должностей федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъектов Федерации, воинских должностей, должностей правоохранительной службы. Также, в Законе устанавливаются начала правового регулирования административно-правового статуса лиц, которые замещают воинские должности, должности государственной гражданской службы, должности государственной правоохранительной службы [1, C. 78].
В этой сфере можно выделить нормативно-правовые акты, которые устанавливают нормы, направленные на регулирование отдельных элементов административно-правового статуса отдельных государственных должностных лиц:
- Законодательство на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, которое регулирует отдельные элементы административно-правового статуса государственных должностных лиц. Например, Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон «О мировых судьях» и прочие.
- Законы федерального уровня и уровня субъектов Федерации, устанавливающие отдельные элементы административно-правового статуса лиц, которые замещают должности государственной службы. Например, Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», а также законы субъектов Федерации, которые регулируют государственную гражданскую службу в них.
- Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые регулируют отдельные составляющие административно-правового статуса других государственных должностных лиц. Например, Федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях», Федеральный закон «Об образовании» и другие [2, C. 63].
Правовые основы административно-правового статуса муниципальных должностных лиц представлены Конституцией Российской Федерации, Федеральный законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и иными федеральными законами, другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, конституциями, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов Федерации. Также, важным здесь представляет Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Структура законодательства, регулирующего административно-правовой статус муниципальных должностных лиц, также имеет иерархический порядок. Очень важным элементом в этой структуре являются правовые акты органов местного самоуправления, которые могут устанавливать дополнительные права, обязанности, льготы, гарантии и запреты в отношении муниципальных должностных лиц [1, C. 77].
В совокупность законодательства, регулирующего административно-правовой статус муниципальных должностных лиц, кроме выделенных, можно отнести, в частности, и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который устанавливает порядок образования и функционирования избирательных комиссий и комиссий референдума.
Как и в случае с государственными должностными лицами, особую важность в части правового регулирования административно-правового статуса должностных лиц муниципальных должностных лиц имеет не только Конституция Российской Федерации, но и Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс.
Отметим, что выделенные кодифицированные законы распространяются и на регулирование административно-правового статуса частных должностных лиц. Однако, законодательство, регулирующее административно-правовой статус таковых, как нам кажется, представляется куда более обширным и сложным. На всех них распространяется действие Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Далее же, для определения нормативно-правовой базы в исследуемой области необходимо исходить из рода деятельности частного должностного лица. То есть, например, здесь могут иметь значение такие документы, как Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Закон «О защите прав потребителей» и прочие. То есть, в зависимости от того, в какой сфере занято то или иное частное должностное лицо, определяется законодательная база его административно-правового статуса [2, C. 62].
Необходимо отметить, что в отношении административно-правового статуса частных должностных лиц, в особенности, в отношении применения к ним мер административной ответственности, имеется большое количество трудностей в правоприменительной практике, о которых будет сказано далее в работе.
Как бы то ни было, можно отметить, что законодательство, регулирующее административно-правовой статус должностных лиц в Российской Федерации, представляется достаточно громоздким, зависящим от отнесения должностного лица к той или иной сфере, что приводит к трудностям систематизации такого законодательства. Отдельные элементы административно-правового статуса различных должностных лиц «разбросаны» по разным законодательным и нормативно-правовым актам, в то время как общего закона, объединяющего все общие черты и признаки таковых, вне зависимости от сферы осуществления деятельности, на сегодняшний день не принято. С некоторых позиций такое положение вещей обуславливает возникновение трудностей в правоприменительной деятельности.
Литература:
- Аржанов В. В., Пашенько С. Б. Отчетность органов и должностных лиц местного самоуправления как один из элементов выстраивания единой системы публичной власти // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 3 (140). С. 72–80.
- Батенов Ф. К. Юридические и должностные лица как субъекты административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2021. № 1 (4). С. 61–65.
- Везеницина А. Я. Актуальные вопросы административной ответственности должностных лиц // Актуальные проблемы публичного права. 2020. С. 67–70.
- Михайлов И. Л., Ветчинова Ю. И., Репринцев В. С. Юридические и фактические основания административной ответственности должностных лиц // Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ, тенденции, перспективы. 2019. С. 224–230.
- Пьянова Г. С., Ёркина Т. Н., Сафронова Е. В. Особенности привлечения к административной ответственности глав муниципальных образований и иных должностных лиц местного // Юность и знания — гарантия успеха — 2019. 2019. С. 248–251.