В настоящей статье анализируются историко-правовые аспекты становления и развития института личных и политических прав человека. Особое внимание обращается на особенности развития данного вида прав в древние времена в связи с тем, что превалировало бесконтрольное и сильное вмешательство властей в сферу правового статуса личности.
Ключевые слова : человек, гражданин, личные права, политические права, государство, гражданское общество.
Институт личных и политических прав человека прошел длительный путь развития, начиная с момента возникновения первых государств в мире. Так, в историческом контексте государственная деятельность долгое время воспринималась именно как процесс естественной реализации властных полномочий, поэтому структура власти напрямую зависела от пределов государственной деятельности и особенностей правового регулирования. Рассматривать технологическое строение государственной деятельности и правового статуса личности не приходилось, так как оно выступало как составная часть механизма реализации власти. Так, правовое регулирование выступало инструментом не только процесса эффективной реализации власти, но и являлось предопределяющим фактором в процессе становления и развития института личных и политических прав человека [4, с. 11, 12].
Все страны в той или иной мере сталкиваются с различными проблемами регулирования личных и политических прав человека и пределами вмешательства государства в них. С давнего времени, наравне с постижением феномена государства, различные мыслители стремились к решению вопросов связанности государственной власти и правового регулирования отношений. Так, до начала эпохи Нового времени происходили различные исторические явления, которые неизменно повлияли на формирование института правового регулирования личных и политических прав человека и укрепление пределов государственной деятельности в механизм их реализации. Например, в Древнем Вавилоне и Древнем Египте правители несли ответственность перед Создателем (Всевышним, Небом). Государственная деятельность в древних странах основывалась на принципах законности, справедливости, централизма. В Древней Индии в качестве ограничителя государственной власти выступала община.
В Древнем Китае моральные и этические нормы являлись гарантией против трансформации монархической власти в деспотическую. Фактически китайские правители не были связаны абсолютно никакими законами или предписаниями, поэтому проявления деспотизма и тирании в их власти не расценивались как произвол.
Несколько иначе формировались и устанавливались основы правового регулирования института личных и политических прав человека в Древней Греции, где особое значение приобрело свободомыслие и стремление к демократическому устройству. Основу древнегреческого общества составляло классовое разделение; труд рабов признавался насущной необходимостью. Пределы власти в Древней Греции заканчивались там, где находились идеи морали, права, соответственно, государство позволяло себе распоряжаться имуществом, жизнью, свободой граждан в пределах действующих законов. Древнегреческий опыт ограничения государственной власти получил дальнейшее развитие в Древнем Риме. Так, основой государства являлось право, а цель государственной деятельности состояла в защите имущественных интересов. Соответственно, если нельзя «уравнять богатства, невозможно уравнять способности, то права и обязанности перед законом должны быть равными» [3, с. 30].
Следовательно, в странах Древнего мира основы правового регулирования личных и политических прав человека напрямую зависели от установленных пределов государственной власти, то есть имели фактический, естественный характер, который был обусловлен историческими аспектами развития стран, неограниченной властью правителей, сильной зависимостью общества от власти государства. В Средние века пределы государственной власти формировались и развивались уже несколько иначе, что было вызвано преобладанием над индивидом идеи церкви и Божества. Укрепление церковной организации в средневековом обществе способствовало тому, что верующие люди обязаны неукоснительно следовать внутреннему закону совести, божьим заповедям. Так, в XIII-XIV веках границами ограничения власти монарха выступали неотъемлемые, естественные права человека, сохранение целостности тела, возможность продолжения рода. Власть монарха следует ограничивать, дабы избежать злоупотреблений властью. Пределы государственной власти в полной мере укрепились в 1215 году — с принятием Великой хартии вольностей, в которой получил закрепление фундаментальный принцип — «государственная власть обязана учитывать интересы своих вассалов и не вмешиваться в их дела» [2, с. 43].
Немаловажное значение для формирования концепций правового регулирования и определения сущности личных и политических прав человека имел принцип разделения властей. Наиболее жизнеспособной оказалась концепция разделения властей Ш. Монтескье. Именно в его интерпретации эта идея получила свое отражение и закрепление в конституционных актах как конституционный принцип. Идея Ш. Монтескье заключается в необходимости защиты свободы личности от произвола государственной власти. По его мнению, этого можно достичь путем обеспечения разделения и равновесия властей. Он называет законодательную, исполнительную и судебную власть. Именно эти ветви власти распределяются между различными органами и, будучи независимыми, друг от друга по своему составу и статусу, но связанных между собой внутренней зависимостью вверенных им функций, сдерживают друг друга.
Для выяснения сущности этого принципа в современной науке применительно к историческому развитию личных и политических прав человека необходимо решить следующие задачи: во-первых, единство государственной власти; во-вторых, природу распределения государственной власти; в-третьих, понятие ветви власти и ее виды; в-четвертых, концепцию сдерживания и противовесов, идею субсидиарности ветвей власти; в-пятых, модели распределения государственной власти и регулирования. Собственно, Великая хартия вольностей, укрепление суверенитета способствовала тому, что в Новое время многие государства мира признали жизнь и здоровье человека, его право собственности высшими ценностями, для защиты которых необходимы соответствующие механизмы правового регулирования. Права человека — общее благо, которое выступает в качестве естественного предела государственной деятельности. Избежать злоупотреблений государственной властью можно с помощью разграничения публично-властных полномочий между органами власти.
Правовое определение и закрепление личных и политических прав человека во всех его проявлениях осуществляется в юридических рамках, с использованием соответствующих способов и методов. Неоспоримая важность и значимость государственной деятельности и определения пределов вмешательства государства не способствует законодательному определению термина «правовое регулирование» или института правового регулирования. Перед современными государствами стоит множество задач из социально-экономической, культурной, политической, духовной сфер жизнедеятельности. Для их решения крайне важно не только обеспечивать права и свободы граждан на национальном и международном уровнях, но и развивать демократию, укреплять основы гражданского общества, строго определять пределы государственного вмешательства в общественные дела.
Д. К. Нечевин подчеркивает, что содержание категории «личные и политические права человека» следует рассматривать сквозь историческую призму развития человечества. Фактически люди каждой эпохи стремятся к тому, чтобы создать идеальную модель общественного устройства [5, с. 29, 30]. При этом важно понимать, что возникновение и развитие гражданского общества во все времена сопровождалось определенными проблемами и сложностями становления государства, повышения роли и практической значимости права. В этой связи следует отметить, что движение человечества к созданию гражданского общества и его постепенная эволюция — это закономерный исторический процесс, который невозможно представить без соответствующего обеспечения реализации людьми своих личных и политических прав.
Е. Ю. Бархатова поясняет, что институт личных и политических прав человека начал свое оформление ещё в период античности [1, с. 25]. Например, в сочинениях Аристотеля и Платона много столетий тому назад были сформулированы важные идеи о верховенстве закона, о незыблемости справедливости. Принципы законности и централизма имели немаловажное значение при становлении и развитии прав и обязанностей человека в Древнем Египте и Древнем Вавилоне (например, правители несли ответственность на божественном уровне — перед Всевышним). В Древней Индии община играла большую роль в вопросах ограничения государственной власти. В Древнем Китае особое внимание уделялось морально-этическим принципам, в свете которых не только развивалось гражданское общество, но и сдерживалась трансформация монархической власти в деспотическую. Тем не менее, несмотря на существующие принципы, правители в Древнем Китае не были ограничены практически никакими законами и предписаниями, вследствие чего любые деспотичные проявления с их стороны воспринимались общественностью нормально.
Европейская идея зарождения и становления личных и политических прав человека ведет свое начало с середины XVII в., когда Т. Гоббс опубликовал сочинения «О гражданине», «О государстве и власти». В дальнейшем, сформулированная и высказанная Гоббсом идея была положительным образом воспринята Дж. Локком, Ж. Ж. Руссо. Социальная концепция гражданского общества была разработана Г. Гегелем, который раскрывал суть гражданского общества посредством сознательного и добровольного объединения индивидов. Большой вклад в институт понимания личных и политических прав человека внесли также К. Маркс и А. Токвилль [6, с. 2].
Таким образом, в древние времена существовавшие личные и политические права человека как юридическая категория за счет практически отсутствующего правового регулирования были весьма ограниченными, жесткими, и безраздельно контролировались правителем (монархом, тираном, деспотом). Например, правители в странах Древнего Востока обладали неограниченной властью, в связи с чем на человека возлагалось больше обязанностей в ущерб его правам. В эпоху Возрождения и Новое время основы правового регулирования статуса человека расширились за счет признания важности и значимости прав и свобод человека и гражданина, ограничения пределов государственной власти. С течением времени выработка эффективных механизмов по реализации личных и политических прав человека фактически была положена в основу становления и развития гражданского общества и формирования правового государства. Личностные интересы в гражданском обществе должны быть ориентированы на достижение общих целей в условиях соблюдения прав и всех без исключения граждан и исполнения последними своих законных обязанностей. По мере развертывания демократических процессов и в условиях стремительной глобализации поиск оптимального подхода к регулированию личных и политических прав человека пока ещё продолжается.
Литература:
- Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2020. 256 с.
- Буайе П. Анатомия человеческого сообщества. Как сознание определяет наше бытие; перевод с английского П. Дейниченко. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 436 с.
- Игнатьев М. Права человека как политика и как идолопоклонство; перевод с английского А. А. Захарова. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 210 с.
- Нечевин Д. К., Кирдяшова Е. В. Институт прав человека — философский взгляд // Административное право и процесс. 2021. № 9. С. 11–26.
- Нечевин Д. К., Колодкин Л. М., Кирдяшова Е. В. Всеобщая декларация прав человека: история и современность // Евразийский юридический журнал. 2019. № 2 (129). С. 29–37.
- Самович Ю. В., Шарифуллин Р. А. О взаимодействии международного и внутригосударственного права на территории Российской Федерации в сфере судебной защиты прав человека // Российская юстиция. 2020. № 12. С. 2–4.