Настоящая статья посвящена общетеоретическому анализу личных и политических прав человека в Российской Федерации, которые в буквальном смысле слова пронизывают все сферы общественной жизни. В современном мире личные и политические права человека являются мерилом гражданского общества, а также могут рассматриваться как зеркало нравственности, демократии в условиях укрепления в России правового государства. В статье подчеркивается важность и значимость последующего развития личных и политических прав в России, несмотря на переломные события текущего года.
Ключевые слова: права человека, личные права, политические права, конституционные основы, честь и достоинство.
This article is devoted to a general theoretical analysis of personal and political human rights in the Russian Federation, which literally permeate all spheres of public life. In the modern world, personal and political human rights are the measure of civil society, and can also be considered as a mirror of morality, democracy in the conditions of strengthening the rule of law in Russia. The article emphasizes the importance and significance of the subsequent development of personal and political rights in Russia, despite the crucial events of the current year.
Keywords : human rights, personal rights, political rights, constitutional foundations, honor and dignity.
Фундаментальные положения о правах и свободах человека содержатся в главе 2 Конституции РФ [1], анализ которой свидетельствует о соответствии национального законодательства общепризнанным международным стандартам и принципам. Весьма решительный шаг со стороны Российской Федерации был сделан в 1996 г., когда наше государство не только вступило в Совет Европы, но и ратифицировал Европейскую конвенцию о защите прав человека [3], примкнув к глобальной идее отмены смертной казни в мирное время. Без сомнений, данные аспекты были чрезвычайно важно для развития личных и политических прав человека в национальном масштабе. В свете последних событий, обусловленных проведением Россией специальной военной операции, с 16 сентября 2022 г. Российское государство перестало являться Высокой Договаривающейся Стороной упомянутой Европейской Конвенции. Также в марте текущего года РФ официально вышла из Совета Европы и прекратила участвовать в расширенных и частичных соглашениях европейского формата.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, существующий в России механизм гарантирования и последующей защиты прав и свобод человека и гражданина в достаточной степени соответствует международным стандартам и требованиям. Так, содержательно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ корреспондирует положениям ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., где провозглашается, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» [2].
На конституционном уровне провозглашено, что права людей являются неотчуждаемыми и принадлежат им по факту рождения. В широком смысле слова данная норма распространяется на все права, которыми обладают люди. С практической точки зрения, безусловно неотчуждаемыми являются личные и политические права человека, однако, при определенных обстоятельствах они могут быть ограничены на законных основаниях. При этом следует понимать, что ряд прав человека не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Например, к данной категории прав относятся право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободное определение языка и национальности. По своему содержанию личные и политические права являются равноценными (не существует более или менее значимых прав человека, все права — основные, что подтверждается и ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).
Принимая во внимание нормы ст. 17 Конституции РФ, а также учитывая современные противоречивые отношения между Россией и мировым сообществом, необходимо отметить, что Основной Закон государства не противоречит фундаментальным принципам и нормам международного права. Действительно, на территории РФ соблюдаются положения Всеобщей декларации прав человека, а также все иные конвенции, которые были ратифицированы государством. Признавая права человека, Российская Федерация принимает на себя обязанность по утверждению данных прав на уровне действующего законодательства. В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ определены базовые свойства прав и свобод человека. В частности, речь идет о неотчуждаемости (права человека не могут быть безосновательно ограничены, если в соответствующих законах нет указаний на это) и естественном характере (так, личные права возникают у человека при его рождении). Анализируя ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, можно утверждать, что осуществление личных и политических прав человека базируется на принципе уважения чужих прав и свобод. В буквальном смысле, никакое современное общество не может предоставить кому бы то ни было чрезмерную свободу в контексте осуществления прав и свобод человека и гражданина.
Иными словами, ч. 3 ст. 17 Конституции РФ ориентирована на установление необходимого равновесия в гражданском обществе, где каждый индивид обладает правами и свободами, но при этом защищен от незаконных и противоправных посягательств со стороны других лиц. В настоящее время гражданское общество целесообразно рассматривать как масштабную систему с тесными взаимосвязями институтов внутри нее, которые функционируют самостоятельно и не допускают бесконтрольного вмешательства и любых проявлений злоупотреблений со стороны государства. Институты гражданского общества в их системном взаимодействии стремятся к тому, чтобы обеспечить необходимые условия, ориентированные на реализацию потребностей и интересов каждого отдельного индивида и всех членов общества.
По этому поводу О. И. Касич поясняет, что гражданское общество в значительно меньшей степени, по сравнению с государством, заинтересовано во включении в какие-либо глобализационные процессы [6, с. 12]. На наш взгляд, подобная ситуация обусловлена тем фактором, что общество обычно не способно принять в достаточной степени все те правовые и культурные стандарты, возникновение которых связано с глобализацией. То есть, ценности социально-культурной и юридической направленности, которые прочно закрепились в гражданском обществе и сохраняются до сих пор, сложно поддаются корректировке.
Следует пояснить, что формирование институтов гражданского общества происходит постепенно в течение длительного времени. В. С. Грачев и О. В. Авакова утверждают, что значимыми предпосылками в контексте становления институтов гражданского общества являются приобретение индивидами фундаментальных прав и свобод, а также установление «зон» вмешательства для государства, принимающего активное участие в процессе создания общественных институтов [5, с. 59]. Кроме того, на наш взгляд, к важным предпосылкам относятся свобода предпринимательской и иной экономической деятельности; укрепление в обществе принципов законности, взаимоуважения и толерантности, благодаря которым проще будет мотивировать индивидов к правомерному поведению.
А. В. Гаврилов справедливо утверждает, что гражданское общество — это целостный, социальный феномен. Содержание гражданского общества раскрывается через сложную, структурированную, но достаточно организованную систему социально-политических институтов, благодаря которым у индивидов появляется реальная возможность выражать свои частные интересы в условиях глубоко укрепившихся культурных ценностей [4, с. 10]. Отталкиваясь от приведенной трактовки, позволим себе выделить следующие характерные черты (признаки) гражданского общества:
— базируясь на культурных ценностях и общих интересах, индивиды и их группы объединяются между собой;
— гражданское общество позволяет реализовать частные интересы;
— социальные субъекты обладают юридической свободой;
— социальные институты гражданского общества обладают автономией.
Гражданское общество обладает сложной структурой, что позволяет рассматривать его как динамическую социальную систему, основанную на принципах открытости, саморегулирования, целостности.
Учитывая обозначенные аспекты, следует подчеркнуть, что институт личных и политических прав состоит из трех основных элементов: самих прав, свобод, их гарантий, судебной защиты. Конституция РФ гарантирует государственную защиту этих прав (ч. 1 ст. 45) и устанавливает обязанность государства обеспечить их защиту. Основные личные и политические права определяют взаимоотношение личности и государства. Опосредуя наиболее важные связи общества, человека, они подвержены трансформации, находятся в зависимости от политики государства, которое должно воздерживаться от вмешательства в личную жизнь, а также совершать определенные действия по уважению прав человека.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Росс. газета. 1995. № 67.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (закл. в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
- Гаврилов, А. В. Государство и гражданское общество: функциональный анализ взаимодействия: автореферат дис.... канд. юрид. наук / А. В. Гаврилов. Н.Новгород, 2007. 28 с.
- Грачев С. В. Генезис и эволюция понятия гражданского общества: зарубежный опыт // Закон и право. 2018. № 10. С. 53–61.
- Касич О. И. Концепция гражданского общества: теоретико-правовое исследование: автореферат дис.... канд. юрид. наук. М., 2011. 32 с.