В статье анализируется мотивация к достижению успеха студентов техникума, рассматриваются такие понятия как мотив, мотивация, также рассматриваются виды мотивации. В статье приводятся экспериментальные данные, полученные в ходе исследования мотивации студентов Хабаровского промышленно-экономического техникума.
Ключевые слова: мотивация, мотивы, мотивация к достижению успеха, учебная мотивация, мотивация к избеганию неудач, студенты с ограниченными возможностями здоровья, нормотипичные студенты, проективные методики.
Проблема мотивации непосредственно связана с процессом деятельности человека. Предполагается, что любая деятельность человека имеет цель, либо мотив. Как отмечают Шутова Н. В. и Смоловик О. В., формирование, развитие и усовершенствование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современного образования, проблемой как отечественной, так и зарубежной психологии [1, с.1].
Рассмотрим некоторые определения понятий «мотивация» и «мотив».
Согласно психологическому словарю, мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) имеет несколько определений:
1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;
2) предметнонаправленная активность определенной силы;
3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;
4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [2].
Понятие «мотивация» определяется преимущественно как совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность [1, с.2].
Мотивация — психофизиологический сигнал, вызывающий возбуждение отделов мозга и возбуждающий животных, человека к удовлетворению своих потребностей; наличие причинно-следственной связи между чем-либо (поступками, действиями, явлениями); потребность, инстинкт, влечение.
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900–1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных [1, с.2].
И. А. Зимняя определяет мотивацию как «запускной механизм, который вызывает целенаправленную активность физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека» [1, с.2].
В 20-е гг. XX в. в западной психологии возникают первые теории мотивации таких авторов, как К. Левин, Г. Олпорт и др., в которых выделяют, помимо биологических, вторичные, или психогенные, потребности, появляющиеся в процессе обучения и воспитания (Г. Мюррей). К таким потребностям относятся потребность в достижении успеха, в независимости, в уважении, в избегании неудач и др. [3, с. 42]
Рожков Е. М. считает, что мотивация к достижению успеха — это стремление к успеху, высоким результатам в деятельности [4, с. 44].
Мотив избегания неудачи подразумевает потребность человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи [4, с. 45].
В данной статье приводятся результаты исследования, целью которого было определить уровень мотивации к успеху у студентов техникума с ограниченные возможностями здоровья. Мы предположили, что уровень мотивации к успеху студентов дифференцируется в зависимости от следующих переменных: а) пол респондента; б) состояние здоровья; в) направление учебной деятельности. Согласно нашей гипотезе, показатель «установка на преодоление препятствий» будет выше у респондентов с ограниченными возможностями здоровья, а уровень мотивации к успеху будет выше у юношей. Для чистоты эксперимента были выбраны респонденты одной возрастной группы — 15–17 лет, студенты первого курса промышленно-экономического техникума.
В качестве диагностического материала в практической части были использованы опросники Т.Элерса «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач», а также проективная методика «Дерево» Лапмена. Репрезентативность тестов обеспечивалась методом контрастных групп (группа № 1 — студенты с ограниченными возможностями здоровья, группа № 2 — нормотипичные студенты, без ограниченных возможностей здоровья).
Таким образом, в эксперименте приняли участие две учебные группы. Студенты первой группы специализируются на облицовке поверхностей зданий и сооружений, а студенты второй группы специализируются на отделочных, малярных работах. В связи со спецификой профессиональной деятельности, студентов мужского пола в численном составе данных групп больше, чем представительниц женского пола, поэтому распределить респондентов по полу в равном соотношении не представлялось возможным.
Ниже представлены таблицы с результатами диагностик мотивации к успеху и к избеганию неудач по Элерсу (см. табл. 1, табл. 2). Для объективной оценки сформированности мотивации к успеху использовались два опросника «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» Элерса.
Результаты двух выше указанных диагностик, проводимых с учащимися группы № 1 следующие:
Таблица 1
Результаты диагностик мотивации к успеху и к избеганию неудачи по Элерсу. Группа № 1
Баллы |
Уровень мотивации |
Опросник «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» |
Опросник «Мотивация к избеганию неудач» |
||
Респонденты (кол-во) |
Респонденты (кол-во) |
||||
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
||
1(2)-10 |
низкий |
0 |
0 |
1 |
0 |
11–16 |
средний |
3 |
1 |
2 |
1 |
17–20 |
(умеренно) высокий |
2 |
0 |
4 |
0 |
21 и выше |
слишком высокий |
2 |
0 |
0 |
0 |
Можно заметить, что все студенты группы № 1 имеют мотивацию к успеху на среднем (4 чел.) и высоком уровнях (4 чел.). Примечательно, что, согласно полученным данным, юноши более мотивированы на достижение успеха, нежели их одногруппницы, что обусловлено превосходящим численным составом юношей в данной группе. У большинства респондентов наблюдается высокий уровень мотивации к избеганию неудач. Это ярко выражено у юношей (4 чел.) и совсем не выражено у девушек.
У респондентов группы № 2 результаты данных диагностик отличаются от результатов группы № 1:
Таблица 2
Результаты диагностик мотивации к успеху и к избеганию неудачи по Элерсу. Группа № 2
Баллы |
Уровень мотивации |
Опросник «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» |
Опросник «Мотивация к избеганию неудач» |
||
Респонденты (кол-во) |
Респонденты (кол-во) |
||||
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
||
1(2)-10 |
низкий |
2 |
2 |
1 |
2 |
11–16 |
средний |
3 |
2 |
1 |
2 |
17–20 |
(умеренно) высокий |
2 |
2 |
3 |
2 |
21 и выше |
слишком высокий |
0 |
0 |
2 |
0 |
В группе № 2 обучаются студенты с разным уровнем мотивации к успеху, причём низкий уровень и высокий выражен в равной степени у обоих полов (по 2 человека со средним и высоким уровнем среди юношей и девушек). Респондентов со средним уровнем мотивации к успеху больше среди юношей (3 и 2 человека, соответственно). Интересен тот факт, что юноши в данной группе больше боятся неудач, чем девушки (3 человека с высоким показателем и 2 человека с показателями выше нормы).
Сравним результаты диагностики на уровень самооценки по тесту «Дерево» Лампена. Ниже представлена диаграмма с общими показателями по выборам позиции для группы № 1:
Рис. 1. Тест «Дерево» Лампена. Позиции выбора, отождествляющие реальное и идеальное положение учащихся группы № 1
Согласно диаграмме, большинство учащихся (33 %) готовы преодолевать трудности, приспосабливаться к новым условиям, то есть адаптироваться к учебной среде (новые преподаватели, новый коллектив группы, новые дисциплины, требования, условия обучения и проживания и т. п.), при чём, реальное и желаемое положения совпадают по показателю «установка на преодоление препятствий». По остальным показателям совпадения не наблюдаются. Менее половины учащихся (22 %), примерно ¼ часть, успешно адаптировались к новым условиям. У 22 % учащихся присутствует потребность в общении, поддержке и у такого же количества учащихся есть тенденция к отстранённости от учебного процесса, уходу в себя. Полученные результаты указывают на то, что не все студенты заинтересованы в обучении в данном учреждении.
В учебной группе № 2 совершенно другие результаты по методике «Дерево» Лампена (см. диаграмму 2). У 19 % студентов группы реальное и желаемое положения совпадают по показателю «общительность, дружеская поддержка», по остальным показателям совпадения не наблюдаются. 25 % учащихся не заинтересованы в обучении (см. показатель «отстранённость от учебного процесса, уход в себя в идеальном положении) и не адаптированы (выбор позиции «адаптация и комфортное состояние» в идеальном положении). У четверти студентов (25 %) присутствуют тревожность отстранённость, замкнутость. Эти показатели в два раза выше, чем у группы студентов с ограниченными возможностями здоровья (группа № 1). А вот показатель позиции «преодоление препятствий» в реальном положении у нормотипичной группы (группа № 2) примерно в два раза ниже (19 %), чем у группы № 1 (33 %).
Рис. 2. Тест «Дерево» Лампена. Позиции выбора, отождествляющие реальное и идеальное положение учащихся группы № 2
Таким образом, гипотеза о том, что уровень мотивации к успеху студентов дифференцируется в зависимости от пола, состояния здоровья и направления учебной деятельности, частично подтвердилась. В ходе эксперимента выяснилось, что юноши и девушки примерно в равной степени мотивированы на успех.
Что касается второй переменной — состояние здоровья, то диагностики показали, что студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют более высокий уровень мотивации к успеху, по сравнению с нормотипичными студентами, не имеющих ограниченных возможностей здоровья. Студенты с ограниченными возможностями здоровья готовы преодолевать трудности, они быстрее адаптируются к окружающей их среде (учебной, бытовой).
Что касается мотивации к обучению, то, согласно данным исследования, студенты, обучающиеся по направлению «отделочные и малярные работы», менее заинтересованы в обучении, чем студенты, специализирующиеся на облицовке поверхностей зданий и сооружений (показатель «отстранённость от учебного процесса, уход в себя» у группы № 2 в идеальном положении составляет 25 %, в реальном — 0 %, у группы № 1 в идеальном положении — 22 %, в реальном — 11 %).
Литература:
- Шутова Н. В., Смоловик О. В. Анализ психологических подходов к проблеме мотивации личности. — Текст: электронный // Нижегородский психологический альманах. — 2015. — № 1. — URL: psykaf417.esrae.ru/1–6 (дата обращения: 04.12.2022). Горбач, Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы / Н. С. Горбач. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — с. 42–44. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77509/ (дата обращения: 04.12.2022).
- Мотив. Психологический словарь. — Текст: электронный // Мир психологии: [сайт]. — URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=523 (дата обращения: 04.12.2022).
- Горбач, Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы / Н. С. Горбач. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — с. 42–44. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77509/ (дата обращения: 04.12.2022).
- Рожков Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных учёных. Текст: электронный // Психологические науки — 2014. — № 3. — с. 44–46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-i-izbeganiya-neudach-v-rabotah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh/viewer