В данной статье представлен один из вариантов совершенствования профессионально-важных качеств военнослужащих бригады морской пехоты.
Ключевые слова: физическая подготовка, морская пехота, совершенствование, военнослужащие, профессионально-важные качества.
Актуальность выбранной темы данной выпускной квалификационной работы определена повышением уровня требований к профессионально важным качествам военнослужащих современного боя. Постоянно развивающееся вооружение повышает степень эмоционального, нервно-психического, а также и физического воздействия на военнослужащих, поэтому им важно и необходимо иметь высокий уровень устойчивости против большого количества разнообразных неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности.
Проблема исследования связана с тем, что на современном этапе существует недостаточное количество исследований, которые посвящались бы специфике физической подготовки военнослужащих бригад специального назначения. Несмотря на то, что военнослужащие подобных категорий привлекаются к выполнению гораздо более сложных задач по своему уровню в сравнении с другими военнослужащими, в методической литературе отсутствуют публикации, которые определяли бы возможности использования физической подготовки для обеспечения процесса совершенствования значимых качеств военнослужащих специальных подразделений.
Было проведено исследование, где приняло участие 40 военнослужащих, которые были разделены на 2 выборки по 20 человек на основании случайного критерия: Возраст участников исследования: 19–22 лет. В исследовании приняли участие только мужчины.
Для организации исследования использовались следующие методы:
Метод контрольных испытаний: А. Бег на 100 м (упражнение № 41); Б. Подтягивание к перекладине (упражнение № 4) [7].
Выполнение упражнения по боевой подготовке при транспортировке пленника: Проба 1. Связывание пленника; Проба 2. Транспортировка пленника.
Изучение антропометрических и функциональных показателей: (антропометрический тест, Гарвардский степ-тест).
Метод математической статистики: Т–критерий Стьюдента.
На начальном этапе исследования было определено, что военнослужащие в обеих группах имеют средний уровень развитости общих физических качеств, недостаток боевой подготовки, а также невысокие уровни функциональной подготовки и адаптации к интенсивной двигательной активности.
На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована методика совершенствования профессионально-важных качеств военнослужащих бригады морской пехоты средствами физической подготовки. Работа осуществлялась в рамках двух модулей: в первый модуль вошли средства и методы физической подготовки на развитие специальных и общих физических качеств. Во второй модуль вошли общие учебно-тренировочные занятия по развитию общих физических качеств военнослужащих, повышающих уровень профессионально-важных качеств участников исследования. Использованные спортивные упражнения, приемы рукопашного боя индивидуально, в паре и группе позволяли военнослужащим занимать позы и режимы двигательной активности, характерные для специфики их военно-профессиональной деятельности, действовать по правилам, следить сразу за несколькими движущимися объектами, а также воспитывать показатели нервно-психической устойчивости к физическим нагрузкам.
На контрольном этапе исследования было получено, что результаты военнослужащих экспериментальной группы находятся на значительно более высоком уровне в сравнении с результатами военнослужащих контрольной группы: в особенности, по параметрам силовых качеств, при выполнении боевых нормативов, а также при изучении функциональной адаптации к нагрузке. Полученные данные позволили сделать выводы об эффективности проведенной работы.
Таким образом, полученные данные позволили сделать выводы об эффективности проведенной работы.
Литература:
- Бескаравайный, Е. Б. Характеристика адаптивных реакций организма военнослужащих отряда специального назначения, дислоцированного в северном регионе, к воздействию психотравмирующих условий служебно-боевой деятельности: автореф. дис.... к.м.н: 05.26.02 [Северный государственный медицинский университет] / Бескаравайный Егор Борисович — Архангельск, 2015. — 19 с.
- Богатов, В. Н. Воздушно-десантная подготовка / учебник / В. Н. Богатов. М.: РВВДКУ, 2017. — 405 с.
- Гизатулина, А. А. Основы развития и совершенствования основных физических качеств/ А. А. Гизатулина, В. В. Лисовол// Теория и история физической культуры. -2017. -С.24–28
- Дворникова, И. Н. Эмоциональная устойчивость как профессионально важное качество военнослужащих / И. Н. Дворникова, Т. В. Калинина // Высшее образование сегодня. — 2019. — № 3. — С. 59–62.
- Егоров, М. А. Вопросы формирования профессионально обусловленных патриотических качеств военнослужащих / М. А. Егоров, А. Н. Томилин // Человек и образование. — 2020. — № 1. — С. 152–156.
- Зимонин, В. П. О причинах и путях повышения уровня обороноспособности Курильских островов / В. П. Зимонин // Наука. Общество. Оборона. — 2017. — № 3. — С. 1–9.
- Приказ Минобороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации».
- .Кондратенко, А. Б. Алгоритм оценки сформированности профессиональных качеств у военнослужащих (моделирование в среде matlab) / А. Б. Кондратенко, А. С. Бедрик // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2014. — № 11. — С. 101–110.
- Ларин, А. Силовая подготовка сотрудников спецподразделений: учебник / А. Ларин. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 256 с.