В статье анализируется порядок взаимодействия правовых систем в области обеспечения и защиты прав и свобод человека.
Ключевые слова: международное правое, внутригосударственное право, защита прав и свобод, взаимодействие.
Защита права и свобод человека в условиях нынешнего времени является приоритетным направлением деятельности конкретного государства и международного сообщества в целом.
Основной целью мирового сообщества является формирование и нормативное закрепление единых правил, которые обеспечат правовую и социальную защищенность человека, а также разработают единую систему реализации прав и законных интересов личности.
Международная защита прав и свобод человека представляет собой совокупность норм международного права, которые гарантируют и закрепляют права и свободы человека, обязательства государств по их обеспечению в рамках заключенных между государствами договорами.
Однако, достижение поставленных между государствами задач по обеспечению и защите указанных прав возможно только при их плодотворном и активном рациональном сотрудничестве.
Усиление взаимосвязи международного и национального права проявляется как через увеличение заключенных международных договоров, так и внутригосударственных правовых актов, которые направлены на урегулирование данных вопрос на национальном уровне.
Рассматривая вопрос защиты прав человека на национальном уровне на примере Российской Федерации, следует обратиться к Конституции РФ, которая определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность, которая возложена на государство.
Следовательно, Российская Федерация обязана обеспечивать условия для реализации гражданами своих конституционных прав, исполнения своих гражданских обязанностей.
Как отмечает Н. В. Витрук «Не было и нет актуальнее, злободневнее темы в обществоведении, чем положение личности в современном гражданском обществе и демократическом правовом государстве» [1].
Взаимодействие международного и внутригосударственного права обусловлено тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Следовательно, международное и национальное право не могут быть обособленны друг от друга, причем, в некоторых государствах именно нормы международного права являются главной составляющей внутригосударственного законодательства, и наделены большей юридической силой, что при расхождении с национальным законодательством дает им приоритет использования.
«От взаимодействия этих двух систем права, — отмечает И. И. Лукашук, — зависит эффективность обеих» [2].
Вопрос разграничения международного и внутригосударственного становится все более актуальным, поскольку тяжело определить ту сферу общественных отношений, где соприкосновение двух систем отсутствует.
Вместе с тем, соответствие международного и внутригосударственного права порождает огромное количество дискуссий и является одной из основных проблем в теории международного права.
Существуют две основные модели к исследованию данной проблемы: дуалистическая и монистическая.
Дуалистический подход представляет собой теорию, основанную на разграничении международного и внутригосударственного права, их не подчинённости друг другу.
Суть дуалистической модели заключается в том, что национальное право регулирует отношения внутри конкретного государства между его жителями, когда международное право регулирует отношения между государствами.
Следует отметить, что большинство советских и российских ученых придерживаются дуалистической концепции.
Азнагулова Г. М. в своей научной статье отмечает «Доктрина дуализма предполагает, что международное право не зависит от воли какого-то одного государства, поскольку оно выражает общую волю всех государств» [3].
Каждое государство берет на себя ответственность по исполнению возложенных на них обязательств, но каким способом будет осуществляться реализации, государство определяет самостоятельно.
Монистическая теория в свою очередь приравнивает и объединяет международное и внутригосударственное право в единую правовую систему. Но следует учесть тот нюанс, что теория рассматривает две формы соотношения: либо преобладание внутригосударственного права над международным, либо наоборот, что именуется приматом.
Верховенство внутригосударственного права над международным определяет, что государство самостоятельно принимает решение о соблюдении норм международного права при условии соответствия их своим интересам.
Рассматривая вопрос практического применения моделей соотношения международного и внутригосударственного права, то государства окончательно не принимают ни ту, ни другую. Это привело к возникновению новых направлений — умеренного монизма и умеренного дуализма.
Умеренный монизм, отрицая радикализм, допускает верховенство национального права внутри государства даже при противоречии принципам и нормам международного права.
Умеренный дуализм определяет самостоятельность международной и внутригосударственной системы, которые не обладают превосходством друг над другом. При этом допустимым является регулирование одних и тех же общественных отношений обеими нормами.
В XX в. появилась еще одна теория соотношения международного и внутригосударственного права — теория гармонизации или «компромисс Фицмориса». Ее суть заключается в том, что суды любого государства при отсутствии разрешений не могут использовать нормы международного права, также, как и международные суды, которые могут использовать нормы права в формате, который не противоречит международному законодательству.
Тем самым, при истечении определенного количества времени формируется тенденция, которая способствует «гармонии» между двумя системами.
Различие во мнениях по вопросу соотношения международного и внутригосударственного права проявляется при затрагивании вопроса защиты прав и свобод человека.
Развитие международного сотрудничества в изучаемом вопросе свидетельствует о возрастании роли международного права и его воздействии на национальное.
Вместе с тем, не следует принижать роль конкретного государства в регулировании прав и свобод человека, поскольку эта сфера относится к его внутренней компетенции, где оно самостоятельно, с учетом взятых на себя международных обязательств, определяет политику их обеспечения и защиты.
Принципы и нормы международного права разрабатываются путем сотрудничества государства, итогом которых является заключения договоров и соглашений, с учетом мнений государств, достижением компромиссов.
Государства являются главными и единственными участниками международных отношений, которые отличаются друг от друга социальным строем, уровнем экономического и развития, характером государственной власти и т. д. Указанные факторы влияют не только на внутреннее законодательство каждого государства, но и на развитие международных отношений в целом.
Вместе с тем, огромное влияние на формирование принципов и норм международного права оказывает национальное право государств, которые не могут принимать решения о принятии норм по различным вопросам, в частности, касающихся защиты прав и свобод человека, в противовес нормам национального законодательства.
Состояние внутригосударственного законодательства напрямую связано с тем, какие условия «диктует» государство на международной арене, что является логичным, поскольку государства не могут согласиться с теми международными обязательствами, которые бы противоречили их национальным правовым устоям.
Влияние внутригосударственного законодательства на международное достаточно многообразно, так как значительные изменения претерпевают нормы и институты международного права при их неактуальности в рамках национального законодательства.
Вместе с тем, особенность международного права заключается в том, что ни государства не могут навязывать свое законодательство международному сообществу.
В свою очередь международное право оказывает воздействие на внутригосударственное путем становления частью его правовой системы. Влияние норм международного права на законодательства государства по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека играет немаловажную роль.
Таким образом, проблема соотношения международного и внутригосударственного права остается одной из самых актуальных проблем в теории международного права.
Взаимодействие международного и внутригосударственного права состоит из объективного влияния национального права на международное в процессе формирования его норм, и влияния уже существующих норм международного права на дальнейшее развитие внутригосударственного законодательства.
В процессе глобализации взаимодействие международного и внутригосударственного права становится еще более взаимосвязанным, вместе с тем, тесные отношения двух правовых систем не должны стирать национально-государственные различия.
Литература:
- Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности // Российская акад. правосудия. — Москва: Норма, 2008. — 447 с.
- Лукашук И. И. Конституция России и международное право // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С. 33–37.
- Азнагулова Г. М. Взаимодействие международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации // Lex russica. 2015. № 8. С. 84–95.