Кодекс поставщика как метод популяризации принципов ESG | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 11.12.2022

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Погорелов, И. О. Кодекс поставщика как метод популяризации принципов ESG / И. О. Погорелов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97473/ (дата обращения: 19.12.2024).



Несмотря на происходящие геополитические кризисы в 2022 году популярность концепции ESG среди крупных российских компаний не снизилась. Причем наиболее привержены принципам устойчивого развития крупные экспортеры из металлургической отрасли, горнодобывающей промышленности, нефтегазодобычи, однако, около 68 % представителей малого и среднего бизнеса (МСП) не имеют представления об ESG. Более того, 93 % негативно ответивших респондентов не имеют сертификатов в этой области [4].

Наиболее вероятно такая тенденция связана с тем, что крупные компании обладают необходимыми ресурсами для перестройки бизнеса на «зеленые» рельсы, а также имеют более серьезные драйверы интеграции принципов (рис. 1) в виде обязательств перед акционерами, в том числе

Драйверы интеграции принципов ESG [5]

Рис. 1. Драйверы интеграции принципов ESG [5]

зарубежными, которые предъявляют все более высокие требования к устойчивым практикам и соответствию международным стандартам.

Очевидно, что подобных драйверов нет у представителей МСП, и адекватным решением сейчас кажется внедрение и унификация правил деятельности и публикация нефинансовой отчетности для всех участников российского рынка со стороны государства. Но пока законодательно никаких шагов в этом направлении не предпринимается, единственным вариантом популяризации ESG является принятие крупными игроками российского бизнеса кодекса поставщика.

Кодекс поставщика — своеобразный внутренний нормативный акт компании, ориентированный на внешних контрагентов, услугами или товарами которых пользуется данная компания.

Конечно, крупные игроки разрабатывают, публикуют и требуют соблюдения таких правил прежде всего с той целью, чтобы быть уверенными в условиях происхождения того сырья, полуфабрикатов, услуг, технологий, которыми пользуются. Однако, сторонним эффектом является расширение спектра представителей МСП, для которых соблюдение принципов устойчивого развития становятся ежедневной практикой.

Рассмотрим, какие положения являются наиболее применяемыми среди российских компаний.

Например, Группа компаний Polymetal International plc в своем Кодексе описывает стандарты в области безопасности и охраны труда, требований к найму сотрудников и условий труда, честного ведения бизнеса и этики, а также социальной и экологической ответственности. Кроме того, поставщики должны распространять правила Кодекса на собственную цепочку поставок и ознакомить с ним своих агентов и подрядчиков [2].

Сопоставимые правила прописаны в Кодексе ГК «НОВАТЕК», однако, что касается сферы защиты окружающей среды, «Polymetal» определяет более углубленные тенденции, в частности совместного выявления возможностей по оптимизации и улучшению подходов к охране окружающей среды (потребление электроэнергии и выбросы парниковых газов; ответственное использование воды; безопасное обращение, перемещение и утилизация химикатов; управление утилизацией твердых отходов, выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод) [1]

Наиболее полным из рассмотренных можно назвать Кодекс Поставщика Nestle, где особое внимание отводится защите прав человека и обеспечении достойных условий труда с большим объемом ссылок на статьи Международной конвенции труда.

Отличительной чертой является тот факт, что компания заранее сохраняет за собой право на осуществление проверки соблюдения положений Кодекса через свою программу ответственного выбора и оценки поставщиков при помощи механизмов внутренней и внешней оценки и на требование о включении достигнутых результатов в требования по аудиту [3].

Таким образом, можно отметить, что постепенное развитие популярности ESG-концепции в РФ продолжается. Однако, изучив Кодексы российских компаний и ТНК, становится очевидно, что западные компании имеют гораздо больше опыта в этом направлении и более сознательно относятся к исполнению своих правил через введение контролирующих мероприятий

Литература:

  1. Кодекс поведения поставщика группы компаний ПАО «НОВАТЭК»: «НОВАТЭК» — 2022 — [Электронный источник] — (https://www.novatek.ru/common/upload/doc/Kodeks_povedeniya_postavshika_OAO_NOVATEK_ru.pdf) (Дата обращения: 07.12.2022)
  2. Кодекс поведения поставщиков: «ГК Polymetal International plc» — 2022 — [Электронный источник] — (https://www.polymetalinternational.com/upload/iblock/546/Suppliers_code_of_conduct_rus.pdf) (Дата обращения: 07.12.2022)
  3. Кодекс поставщика «Нестле»: «Nestle» — 2022 — [Электронный источник] — (https://www.nestle.com/sites/default/files/asset-library/documents/library/documents/suppliers/supplier-code-russian.pdf) (Дата обращения: 07.12.2022)
  4. Посмотри на меня: на какие проблемы в ESG стоит обратить внимание российскому бизнесу: «РБточкаРУ» — 2022 [Электронный источник] — (https://rb.ru/opinion/esg-unsolved-problems/) (Дата обращения: 07.12.2022)
  5. ESG в российском бизнесе: влияние новых условий: «Сбербанк» — 2022 — [Электронный источник] — (https://sber.pro/digital/uploads/2022/10/ESG_opros_2610_9c34964c5c.pdf) (Дата обращения: 07.12.2022)
  6. ESG-повестка останется с нами надолго. Интервью с аналитиком Группы рейтингов устойчивого развития АО «Эксперт РА» Еленой Жанаховой: Рейтинговое агентство «Эксперт РА» — 2022 [Электронный источник] — (https://raexpert.ru/press/articles/zhanahova_eco_may2022/) (Дата обращения: 07.12.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): ESG, компания, Кодекс Поставщика, окружающая среда, устойчивое развитие.


Задать вопрос