В данной статье дается характеристика особенностей построения системы внутреннего контроля в дошкольной образовательной организации. В своей статье автор раскрывает функции управленческой деятельности, а также осуществление контроля в образовательных организациях дошкольного образования.
Ключевые слова : контроль, управленческая функция, дошкольная образовательная организация.
This article describes the features of building an internal control system in a preschool educational organization. In his article, the author reveals the functions of management activities, as well as the implementation of control in educational organizations of preschool education.
Keywords: control system, preschool educational organization, management function.
Дошкольные образовательные организации, относящиеся к учреждениям, осуществляющим реализацию образовательных программ Российской Федерации, являются своеобразной педагогической системой, которая, в свою очередь, направлена на обучение и развитие детей дошкольного возраста. Таким образом, дошкольные образовательные организации являются структурой, обладающей собственными характерными чертами.
К основным задачам, которые реализуют данные образовательные организации, являются, прежде всего, является создание условий для качественного образовательного и воспитательного процессов. Анализируя данную задачу, можно отметить, что значимость реализации дошкольного образования на современном этапе значительно велико, так как оно является элементом приобретения знаний, передачи опыта поколений, а также формирования профессиональных и личностных качеств. В связи с данным фактом можно отметить, что реализация эффективного планирования работы дошкольной образовательной организации невозможно без применения системы контроля за реализацией профессиональной деятельности педагогических работников.
Прежде всего, отметим, что под управлением дошкольной образовательной организацией понимается определенная деятельность, направленная на обеспечение взаимодействия педагогической деятельности сотрудников ДОО с целями и задачами воспитания с учетом современных требований. Наиболее распространенным подходом в управлении дошкольными образовательными организациями является системный. Как отмечает исследователь В. Г. Афанасьев, в комплексном подходе управление организацией представляется как структура взаимообусловленных компонентов.
Контроль за реализацией педагогического процесса в образовательных организациях осуществляется посредством методической службы. Она же носит управленческую функцию, так как направляет сотрудников ДОО к качественному осуществлению образовательных программ.
Реализация деятельности по управлению образовательной организацией представляется посредством взаимосвязанных между собой стадий, переходящих в круг развития. Данные стадии обладают управленческими функциями. Рассмотрим их:
1) Функция педагогического анализа — выявление трудностей, причин затруднения ведения педагогического процесса. Педагогический анализ предоставляет возможность построить методические рекомендации, способствующие совершенствованию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
2) Функция планирования. Под данной функцией, прежде всего, понимается определенный комплекс мероприятий, направленный на решение определенных педагогических задач, а также получение положительного результата.
3) Организация — осуществление деятельности дошкольной организации в оптимальный срок, при использовании минимальных ресурсов (материальных, трудовых и прочих).
4) Функция контроля.
Функция контроля, на наш взгляд, является наиболее важной. При осуществлении данной управленческой функции, методическая служба определяет уровень образовательного, педагогического процесса, производит соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми перед дошкольными образовательными организациями. При организации контроля происходит сбор информации, ее хранении и сопоставлении.
Можно выделить алгоритм реализации контроля в процессе учебного года в ДОО: выделение правовых оснований для реализации контроля, обозначение цели и задач контроля; внедрение внутреннего контроля в работу педагогов возрастных групп, определение наиболее эффективных методов контроля; выявление результатов и выводов внутреннего контроля, выявление трудностей, проблем; разработка методических рекомендаций, выбор управленческих решений.
5) Функция регулирования и коррекции, которая направлена на урегулирование трудностей, выявленных в процессе контроля, а также на оптимизацию педагогического процесса в целом
Рассмотрим несколько особенностей организации системы контроля в ДОО. При реализации работы по контролю за образовательным процессом в ДОО важно соблюдать определенные требования, при этом, применяя различные управленческие средства. Такими полномочиями обладает заведующий детского сада и его заместители.
Отметим, что одним из наиболее важных условий организации контроля в детских садах является, прежде всего, запланированное оповещение педагогов. Методическая служба, в лице заведующего и методиста, знакомит сотрудников с планированием работы в предстоящий период, планом контроля, его периодом, сроками, содержанием и оценочными средствами, мониторингом.
Такой путь реализации контроля является наиболее рациональном, так как сотрудники образовательных организаций будут иметь представление о организации контроля, ознакомятся с его показателями, критериями.
Известный исследователь в отрасли менеджмента В. Ф. Володько в своих работах обозначает несколько этапов осуществления контроля:
Этап первый: установление определенных нормативов, определяющих показатели осуществления контроля.
Этап второй: сопоставление критериев и оценивание осуществляемой работы.
Этап третий — определение выводов и заключений по результатам выполненной работы, выявление коррекционной работы, реализация плана для дальнейшего осуществления педагогической деятельности.
Отметим, что именно создание выводов и заключений позволяет сформировать обратную связь.
Также, в работах К. Ю. Белой мы можем обозначить последовательность реализации контроля в ДОО. Рассмотрим ее.
1) Первое, с чего необходимо начать реализацию — это создание цели, объекта и задач контроля. Далее работа происходит по следующему алгоритму:
2) Создание программы контроля, а также модели наблюдения.
3) Выявление показателей и критериев для реализации контроля
4) Подбор диагностики для мониторинга.
5) Подготовка диагностического инструментария.
6) Анализ собранной информации, непосредственная реализация процесса контроля, выявление результатов
7) Выбор наиболее оптимальных решений, передача информации по решению сотрудникам организаций.
8) Осуществление рекомендаций по представленным результатам.
9) Реализация методов коррекции педагогической работы.
10) Контроль за исполнением рекомендаций [1].
Система контроля в детских садах, несомненно, способствует повышению эффективности профессиональной деятельности педагогов, а также воспитательно — образовательного процесса в целом. Но следует помнить, что такой контроль необходимо организовывать грамотно, в соответствии с требованиями.
Представим особенности взаимодействия задач и методов контроля в дошкольных образовательных организациях, выделенные Н. С. Голицыной 3:
1) Определение цели и формулирование темы контроля.
2) Формулирование задач, стоящих перед реализацией деятельности по контролю.
3) Формулирование предмета и объекта контроля.
4) Назначение руководства по контролю, выявление группы сотрудников, осуществляющих данную деятельность, составление приказа.
5) Формулирование программы по реализации контроля, оповещение сотрудников, входящих в группу по реализации контроля.
6) Выявление результатов контроля, их регистрация.
7) Оповещение педагогов, их ознакомление с результатами.
8) Реализация повторного контроля, если это является необходимым.
При необходимости провести повторный контроль. Он позволяет установить, как протекает образовательный процесс, помогает выявить соответствие с современными требованиями, решениями педагогического совета или распоряжением заведующего. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недоработок.
Известно, что в настоящее время требования к реализации образовательного процесса крайне высоки, особенно с внедрением ФГОС ДО. Поэтому, активно внимание уделяется качественной реализации педагогического процесса. Насколько будет выстроен такой процесс, настолько и будет возможность судить о профессионализме педагогических работников дошкольных образовательных организаций, а также о качестве предоставляемых услуг по обучению и воспитанию детей дошкольного периода. Именно контроль обладает высоким потенциалом в выявлении качества образовательно-воспитательного процесса.
Объектом, выступающим в качестве реализации контроля, является образовательный процесс, а также полученные в процессе обучения знания дошкольников. Так, в первом полугодии руководством реализуется план, включающий основные виды контроля. Получение объективной информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса необходимо в течение всего учебного года, поэтому в ДОО постоянно должны проходить мероприятия, посвященные тому или иному виду контроля.
Для совершенствования полученной информации, а также для ускорения процесса контроля в дошкольных образовательных организациях, используют так называемые карты контроля, разработанные такими авторами, как В. Н. Зимонина, К. Ю. Белая, Голицына, Н. С. Контроль, соответственно, необходимо реализовывать регулярно, поэтапно и систематизировано.
Таким образом, выявив особенности системы контроля в организациях дошкольного образования, мы резюмируем следующее: одним из наиболее важных условий организации контроля является, прежде всего, запланированное оповещение педагогов. При реализации работы по контролю за образовательным процессом в ДОО важно соблюдать определенные требования, при этом, применяя различные управленческие средства. Система контроля в детских садах, несомненно, способствует повышению эффективности профессиональной деятельности педагогов, а также воспитательно-образовательного процесса в целом. Но следует помнить, что такой контроль необходимо организовывать грамотно, в соответствии с требованиями.
Литература:
- Байбородова, М. Л. Условия организации контроля в дошкольных образовательных организациях /М. Л. Байбородова — Текст: непосредственный // Воспитательная работа в школе. — 2014. — № 1– С. 85–86.
- Бабко, С. Ю. Эффективные формы организации контроля / С. Ю. Бабко — Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2016. — № 5 (120). — С. 63–64.
- Байковская, Н. А. Инновационная деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций / Н. А. Байковская. — Текст: непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2016. — № 10 — С. 12–18.
- Белявский, Б. В. Исследование социального взаимодействия образовательных организаций / Б. В. Белявский. — Текст: непосредственный // Специальное образование. — 2018. –№ 5. — С. 81– 86.